Л Р Формирование представлений и знаний о посуде

Дефектолог. Давайте сходим в гости к нашей старой зна­комой кукле Кате.

Катя (взрослый с куклой в руках). Здравствуйте, ребята! Очень хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста! Сейчас придут мои гости: белоч­ка Рыжинка, зайчик Степашка, медвежонок Топтыжка. Я бы хотела их угос­тить чаем, но не знаю, что для этого нужно.

Учитель-дефектолог. Поможем Кате! Что нужно сделать сначала? (Набрать в чайник воду.)

—Что нужно сделать потом? (Поставить чайник на огонь, кипятить воду.)

— Скажем вместе и запомним: ВОДУ ДЛЯ ЧАЯ КИПЯТЯТ В ЧАЙНИКЕ

— У Кати вся посуда стоит в буфете. Найдите в буфете чайник.

— Вода закипела. Что нужно поставить на стол для чая? Из чего пьют чай? (Из чашки.)

— В чем заваривают чай? (В чайнике для заварки.)

— Откуда берут сахар? (Из сахарницы.)

— Куда можно положить кусочек торта? (На блюдце.)

— Чем можно размешать сахар в чашке? (Ложечкой.)

— Где лежит масло? (В масленке.)
—А торт?

— Посмотрите картинки, которые я поставил на наборное полотно. Это все, что нужно для чаепития. Как все эти предметы можно назвать одним словом? ПОСУДА

— Но это не просто посуда, а посуда для чая. Поэтому она так и назы­вается. Как? ЧАЙНАЯ ПОСУДА

— Как называется посуда для чаепития? Г Согласование числительных с существительными

— Давайте посчитаем, сколько гостей пригласила Катя. ОДИН — белочка, ДВА — зайчик, ТРИ — медвежонок.
Катя. Я пригласила еще волчонка и лисенка.
Учитель-дефектолог. Сколько всего будет гостей? ДВА плюс ТРИ Равно... (ПЯТЬ гостей.)

— Сколько посуды надо поставить (положить) на стол?
ОДИН ЧАЙНИК ДЛЯ ЗАВАРКИ ПЯТЬ ЧАШЕК

ОДНУ МАСЛЕНКУ ПЯТЬ ЧАЙНЫХ ЛОЖЕК

ОДНУ САХАРНИЦУ ПЯТЬ БЛЮДЕЦ

ОДНУ ЛОЖКУ ДЛЯ САХАРА

— Вы забыли про хозяйку. Для нее тоже нужно поставить и положить..

ОДНУ ЧАШКУ ОДНО БЛЮДЦЕ ОДНУ ЧАЙНУЮ ЛОЖКУ

— Теперь осталось выбрать стол, который будем накрывать к чаю: ПИСЬМЕННЫЙ ЖУРНАЛЬНЫЙ КУХОННЫЙ

— Почему кухонный? Р Составление развернутой фразы, оречевление действий

— Кто поможет Кате? Рассказывайте, что вы делаете.

Я СТАВЛЮ НА СТОЛ ШЕСТЬ ЧАЙНЫХ ЧАШЕК

Я СТАВЛЮ НА СТОЛ ШЕСТЬ БЛЮДЕЦ

Я КЛАДУ ПЯТЬ ЧАЙНЫХ ЛОЖЕК

Я НАСЫПАЮ В САХАРНИЦУ САХАР и т. д. Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий посуды

— Посмотрите, как красиво мы накрыли стол. Только посуда у нас игру­шечная, маленькая. Назовите ее.

ЧАШЕЧКА ЛОЖЕЧКА БЛЮДЕЧКО ЧАЙНИЧЕК и т. д. Р Игра-драматизация «Катя принимает гостей»

Гости (дети в роли зверушек) приходят и вручают Кате свои подарки-иг­рушки, описывают их внешний вид.

Мишка. Я ДАРЮ КАТЕ МЯЧ. ОН БОЛЬШОЙ, НАДУВНОЙ, ПОЛОСАТЫЙ. Б е ло ч к а. Я ДАРЮ КАТЕ МАТРЕШКУ ОНА... 3 а й ч и к. Я ДАРЮ КАТЕ ПИРАМИДКУ ОНА... Лисенок. ... Волчонок. ... Г Закрепление падежных форм существительных с предлогами и без предлогов

Катя приглашает всех к столу: ПЕЙТЕ, ГОСТИ, ЧАЙ, ПОЖАЛУЙСТА!

— Из чего пьют чай? (Из чашки.)

— Во что насыпан сахар? (В сахарницу.)

— Из чего берут сахар? (Из сахарницы.)

— На чем лежит торт?

— Куда кладут кусочек торта? (На блюдце.)

— Чем разрезают торт? (Ножам.)

— Чем размешивают сахар?

— Откуда достают масло? (Из масленки.)

_ Чем достают масло? (Ножом.)

_ Из чего наливают воду? (Из чайника.) и т. д.

__ Разошлись гости, будем убирать со стола. Что теперь нужно сделать с по­судой? (Вымыть.)

_ Почему с посудой нужно обращаться аккуратно? (Она может разбиться.)

— Из какого материала сделана чайная посуда? (Из фарфора, стекла.) Л Называние деталей предметов посуды

— Посмотрите внимательно на эту чашку. У нее есть... (показ) РУЧКА, ДОНЫШКО.

— Что есть у чайника? (Ручка, донышко, носик, крышка.)

— Что есть у сахарницы? У масленки?

П Отгадывание загадок

КАК НАЧНЕТ ГОВОРИТЬ-РАЗГОВАРИВАТЬ, НАДО ЧАЙ ПОСКОРЕЕ ЗАВАРИВАТЬ.

(Чайник.)

БУДЬ ТО СУП ИЛИ КАРТОШКА, ДЛЯ ОБЕДА НУЖНА... (ложка).

№ 2 Тема«Посуда» Задачи:

— знакомить дошкольников с посудой и ее назначением, формировать по­нятие «посуда»;

— совершенствовать навык образования относительных прилагатель­ных и их согласования с существительными в роде, числе, падеже;

Л Р Формирование представлений и знаний о посуде - student2.ru

—добиваться практического использования слов с суффиксами -ниц-, -онк-;
—упражнять детей в составлении предложений по предметным картинкам. П Восприятие нарисованных картинок(рис. 45)

—Назовите все предметы, которые вы видите на этой необычной картинке.

КАСТРЮЛЯ ЛОЖКА СТАКАН ЧАШКА НОЖ Л Накопление словаря по теме, формирование понятия «посуда»

—Утром почтальон принес нам письма. Чтобы получить письмо, надо назвать свою фамилию и имя.

— Открывайте конверты и прочитайте письмо (в конверте картинки с изоб­ражениями предметов посуды).

ХЛЕБНИЦА ЧАШКА САХАРНИЦА КАСТРЮЛЯ
ЧАЙНИК СУПНИЦА МАСЛЕНКА СКОВОРОДА

— Что лежит в ваших конвертах? Давайте поставим письма на наборное полотно и назовем все предметы.

НОЖ ВИЛКА ЛОЖКА СТАКАН ВЕДРО и т. д — Вспомните, каким словом можно назвать все эти предметы. ПОСУДА — Для чего нужна поезда? Где в доме хранится посуда?

ТАРЕЛКА ПОЛОВНИК СТАКАН СОЛОНКА

Л Г Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Образование относительных прилагательных

— Где покупают посуду?

— Из чего она сделана?

ИЗ СТЕКЛА — СТЕКЛЯННАЯ ПОСУДА ИЗ ФАРФОРА — ФАРФОРОВАЯ ПОСУДА

ИЗ МЕТАЛЛА—МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОСУДА ИЗ ДЕРЕВА -— ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА

ИЗ ПЛАСТМАССЫ—ПЛАСТМАССОВАЯ ПОСУДА

—Посмотрите на посуду, которая стоит у меня на столе, и скажите, из какого материала она сделана.

ЧАЙНИК МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ КУВШИН ГЛИНЯНЫЙ ВАЗА ХРУСТАЛЬНАЯ КАСТРЮЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ

СТАКАН СТЕКЛЯННЫЙ

ВЕДРО ПЛАСТМАССОВОЕ

СОЛОНКА ДЕРЕВЯННАЯ

ЧАЙНИК ФАРФОРОВЫЙ

ГРАФИН СТЕКЛЯННЫЙ

Г Образование формы множественного числа существительных

— У меня большая картинка, а у вас — маленькие. Я буду показывать посуду, а вы среди своих картинок находите такую же. Скажите об этом так:

У ВАС ТАРЕЛКА, А У НАС ТАРЕЛКИ У ВАС СТАКАН, А У НАС СТАКАНЫ и т. д.

Л Г Образование существительных с суффиксами -ниц-, -онк-

— У меня на столе — продукты и посуда. Подумайте, какая посуда пред­назначена для какого продукта. Давайте разложим все правильно.
САХАР В САХАРНИЦУ ХЛЕБ В ХЛЕБНИЦУ ПЕРЕЦ В ПЕРЕЧНИЦУ

СУП В СУПНИЦУ СУХАРИ В СУХАРНИЦУ

—Эти слова очень похожи. Давайте еще раз их повторим и покажем посуду. Как называется эта посуда? {СОЛОНКА.)

—А эта? {МАСЛЕНКА.)

- Для чего нужны солонка и масленка?

Л Г Составление предложений по предметным картинкам и схемам {рис. 46)

Л Р Формирование представлений и знаний о посуде - student2.ru

Рис. 46

— Рассмотрите картинки и составьте предложения с этими словами.
Слова: САХАРНИЦА СУХАРНИЦА СОЛОНКА

ХЛЕБНИЦА СУПНИЦА МАСЛЕНКА

№ 3 Тема«Посуда» Задачи:

— продолжать формировать понятие «посуда», учить детей сравнивать посуду по внешнему виду и назначению;

— обращать внимание дошкольников на правильное согласование при­лагательных с существительными при составлении рассказа-описания пред­метов посуды;

—учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существи­тельных;

— упражнять в подборе слов-антонимов к прилагательным.

? Выделение лишнего из группы предметов (рис. 47)

Л Р Формирование представлений и знаний о посуде - student2.ru

Рис. 47

— Найдите картинку, которая не подходит ко всем остальным (лишняя).Л Называние предметов посуды, введение в активный словарь но­вых слов

— Где стоит посуда? (В буфете, в кухонном шкафу, на полке.)

— Назовите и покажите посуду на картинках.

— Разделите картинки, на которых нарисована посуда, на две группы:

1. Посуда, из которой КУШАЮТ, которую СТАВЯТ НА СТОЛ.

ЧАШКА СКОВОРОДА СУПНИЦА ПОЛОВНИК МАСЛЕНКА ЛОЖКА СУХАРНИЦА

2. Посуда, в которой ВАРЯТ, ЖАРЯТ, КИПЯТЯТ, в которой ГОТОВЯТ ЕДУ
Картинки: ВИЛКА ЧАЙНИК

НОЖ КАСТРЮЛЯ

ТАРЕЛКА БИДОН

БЛЮДЦЕ ВЕДРО

ХЛЕБНИЦА СОЛОНКА

ЧАЙНИК ДЛЯ ЗАВАРКИ

—Посуда, из которой кушают, которую ставят на обеденный стол, называется так СТОЛОВАЯ ПОСУДА

— Посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят, называется так: КУХОННАЯ ПОСУДА Г Образование уменьшительно-ласкательной формы сушествительных от названий предметов посуды

—Помните, мы читали сказку «Три медведя». Там был большой медведь — Михайло Иванович и маленький медвежонок Мишутка. Какой ложкой ел боль­шой медведь? {Большой.) А Мишутка? {Маленькой ЛОЖЕЧКОЙ.) У медведя была большая чашка, а у Мишутки — маленькая... {ЧАШЕЧКА.) Я буду пока­зывать посуду большого медведя, а вы называйте ту, которая была у Мишутки.

БЛЮДЦЕ—БЛЮДЕЧКО СТАКАН — СТАКАНЧИК

КАСТРЮЛЯ — КАСТРЮЛЬКА БИДОН — БИДОНЧИК ТАРЕЛКА — ТАРЕЛОЧКА и т. д. Л Г Дидактическая игра «Дежурные». Описание внешнего вида посуды с помощью картинок-символов

— Каждый день в нашей группе есть дежурные. Какие у них обязаннос­ти? Как одеты дежурные? Сейчас вы все будете ими. Надевайте белые колпаки и фартуки. Накроем стол к обеду. Вот посуда. Возьмите любой предмет, по­ставьте на стол и расскажите онем. Вам помогут картинки-символы.


Л Р Формирование представлений и знаний о посуде - student2.ru

образцы материалов

1 ЧТО ЭТО?

2 КАКОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ?

3 ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА?

4 КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?

5. КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?

Например: ЭТО ЧАШКА. ЧАШКА БОЛЬШАЯ, ФАРФОРОВАЯ, БЕЛАЯ. НА НЕЙ КРАСНЫЕ ЦВЕТОЧКИ. ИЗ ЧАШКИ ПЬЮТ ЧАЙ.

ЭТО СТОЛОВАЯ ЛОЖКА. ЛОЖКА БОЛЬШАЯ, МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ. ЛОЖКОЙ ЕДЯТ СУП.

Аналогично: СОЛОНКА, ТАРЕЛКА и т. д.

Р Сравнение предметов по внешнему виду (рис. 49)

— Давайте скажем, чем отличаются и чем похожи ТАРЕЛКА и БЛЮДЦЕ.

Л Р Формирование представлений и знаний о посуде - student2.ru

Рис. 49

ЭТО — ТАРЕЛКА, А ЭТО — БЛЮДЦЕ. ТАРЕЛКА БОЛЬШАЯ, А БЛЮДЦЕ МАЛЕНЬКОЕ. ТАРЕЛКА ГЛУБОКАЯ, А БЛЮДЦЕ МЕЛКОЕ ТАРЕЛКА БЕЛАЯ, А БЛЮДЦЕ ГОЛУБОЕ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ, А БЛЮДЦЕ ПЛАСТМАССОВОЕ ИЗ ТАРЕЛКИ ЕДЯТ СУП, А НА БЛЮДЦЕ СТАВЯТ ЧАШКУ

Аналогично: ЧАШКА — СТАКАН, ЛОЖКА — ВИЛКА и т. д. Р Составление предложений по сюжетным картинкам (индивидуально)

Л Р Формирование представлений и знаний о посуде - student2.ru

—Что вы видите на картинке? Составьте предложение. Л Подбор слов-антонимов к прилагательным

—Как сказать наоборот? Подбирайте к моим словам слова с противопо­ложным значением.

ЧИСТЫЙ СТАКАН—ГРЯЗНЫЙ СТАКАН МОКРАЯ ЛОЖКА — ...
ГЛУБОКАЯ ТАРЕЛКА — ... ГОРЯЧАЯ СКОВОРОДА — ...

НОВАЯ КАСТРЮЛЯ — ... и т. д.


Наши рекомендации