Должностные обязанности старшего воспитателя
Вместе с заведующим ДОУ старший воспитатель осуществляет руководство дошкольным учреждением, участвует:
Ø в подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, других специалистов;
Ø создании благоприятного морально-психологическо- го климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
Ø определении социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении его цели;
Ø стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
Ø создании имиджа ДОУ среди населения;
Ø выборе (разработке) образовательных программ для детей;
Ø организации образовательной, воспитательной работы с детьми;
Ø организации экспериментальной, исследовательской работы;
Ø развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов, сотрудничестве с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
Планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей; предусматривает:
Ø повышение их квалификации;
Ø помощь в самообразовании; методическую noмощь (в первую очередь начинающим);
Ø составление сетки занятий по возрастным группам;
Ø обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
Ø ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
Ø развитие преемственности ДОУ и школы;
Ø совершенствование работы с родителями;
Ø комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
Ø постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер;
Ø аттестацию воспитателей.
Организует учебно-воспитательную и методическую работу:
Ø готовит и регулярно проводит заседания педсовета;
Ø проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
Ø организует работу творческих групп;
Ø своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
Ø ведет картотеку издаваемой учебно-методической и педагогической литературы;
Ø комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литеры;
Ø организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
Ø проводит совместные мероприятия со школой;
Ø готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
Ø своевременно оформляет педагогическую документацию;
Ø формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
Осуществляет взаимосвязь в работе семьи, ДОУ, школы; контролирует работу воспитателей:
Ø систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
Ø по графику посещает занятия в группах;
Ø следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;
Ø организует взаимодействие в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
Ø регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков;
Ø изучает планы воспитателей по самообразованию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
1. Оценки уровня профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.
№ П.п. | Критерии (показатели) комплексной оценки | Баллы | ||
Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования | ||||
Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников | ||||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста | ||||
Объем педагогических знаний | ||||
Применение на практике положений дошкольной педагогики и психологии | ||||
Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования | ||||
Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования | ||||
Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования | ||||
Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей | ||||
Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников | ||||
Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников | ||||
Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе | ||||
Создание предметно-развивающей среды | ||||
Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки) | ||||
Участие в творческой, экспериментальной работе ДОУ | ||||
Планирование и реализация работы по самообразованию | ||||
Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования | ||||
Педагогическое просвещение родителей воспитанников | ||||
Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества | ||||
Использование в педагогической деятельности информационных технологий | ||||
Культура делопроизводства педагогов | ||||
Всего баллов |
О баллов - показатель не проявляется/не соблюдается;
1 балл - низкий уровень;
2 балла - средний уровень;
3 балла - высокий уровень.
Уровень профессионализма педагога.
15-29 баллов - низкий уровень профессионализма. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерны отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности; следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, потребностей родителей, социального заказа общества; ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
30-43 балла - конструктивный (эвристический) уровень. Свидетельствуют о том, что педагог является личностно ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией; он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. В большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
44-63 балла - исследовательский (креативный) уровень. Педагог-мастер - компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.