Профессиональные задачи учителя

Группы задач Школьная ступень Образовательная область Учебный предмет.  
1-я группа задач - видеть ученика в процессе обучения Отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников Создавать мотивацию к учению Использовать результаты диагностики индивидуальных особенностей школьников по предметам, входящим в образовательную область Отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями; отслеживать результативность освоения ОП, выявлять его достижения и проблемы
2-я группа задач - строить процесс обучения, направленный на достижение учащимися целей образования Выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников Согласовывать используемые технологии, оценочные процедуры и др. с коллегами Предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики Разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения Разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры
3-я группа задач - устанавливать взаимодействие с другими субъектами процесса обучения Организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке Работать в команде Использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи Использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.)
4-я группа задач – создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности использовать информационные ресурсы (масс-медиа, Интернет и др.); ресурсы и потенциал системы дополнительного образования Организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОУ для решения конкретной педагогической задачи формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий
5-я группа задач – проектировать и осуществлять профессиональное самообразование Анализировать собственную деятельность; выбирать технологии самообразования Определять сферу профессиональных интересов и согласовывать их с коллегами, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения Опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи)


Перечисленные группы задач характеризует профессиональную компетентность современного учителя, и позволяют ему обеспечить:

· построение развивающего возрастосообразного образования. Развивающее образование - это образование, которое не просто имеет развивающий эффект, но, будучи индивидуально ориентированным на каждого ребенка, ставит основной своей целью его развитие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки при этом выполняют не столько самостоятельную цель, сколько средство в процессе развития ребенка. В связи с этим особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста, который раскрывается посредством обеспечения полноты реализации возможностей ребенка определенного возраста, и опорой на достижения предыдущего этапа развития.

· Обучение школьников решению социально и личностно значимых проблем и жизненно важных задач в каждом возрасте путем: 1) освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы; 2) освоение новых способов решения проблем в различных видах деятельности.

· Поддержку саморазвития личности, которая базируется на постулатах: 1) осознании самоценности каждой личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее саморазвития. На разных возрастных ступенях образование должно содействовать развитию "самости" ученика, а усиление личностной направленности образования предполагать повышение самостоятельности школьников при переходе от одной ступени к другой, увеличение возможности выбора у ученика, на основе сформированных обобщенных способностей выбора.

Вопрос 10.

Наши рекомендации