Вопрос 7. Понятие и структура личности в психологии
Личность в психологии изучается как:
- индивид, конкретный человек, представитель рода homo sapiens (это понятие фиксирует отличие человек от других биологических видов);
- индивидуальность (учитываются особенности, отличающие одного индивида от другого);
- субъект (активно действующее существо);
- носитель социальных ролей, статусов;
- "я-образ" (система самооценок, уровень притязаний, мотиваций деятельности, процессов рефлексии).
Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность. В зависимости от того, как мы представляем структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела.
Мировосприятие- общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.
Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.
Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности.
Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека.
Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.-проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность научных теорий);
-проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представлениями антагонистических теорий
Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания.
Вопрос 3. Методы психологии
Наблюдение:Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. Различают: нестандартизированное – использование общего плана наблюдения, стандартизированное – регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранееопределенных образцов поведения, включенное – исследователь является участником той группы., над которой происходит исследование, простое – особенности поведения фиксируются со стороны.. Эксперимент:Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке. Различают: лабораторный - проводится в специально созданных, лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. Имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение; естественный - в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим. Беседа: Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя.Анкетный:это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях. Тесты:небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера