Тема 3. Классификация, виды и структура цены
Понятие и сущность системы цен. Классификация цен. Структура и основные элементы цены. Себестоимость в составе цены. Прибыль в составе цены. Прямые и косвенные налоги в составе цены. Скидки и наценки, их экономическая сущность. Договорные цены и их сущность. Свободные цены и их сущность. Оптовые и розничные цены и порядок их формирования. Базисные цены и способ их приведения. Транспортный фактор, учитываемый во внешнеторговых ценах. Мировые цены.
Тема 4. Государственная политика в области
ценообразования
Государственное регулирование цен. Основные направления государственной ценовой политики. Прямое государственное регулирование цен. Косвенное государственное регулирование цен. Законы и нормативные акты, регулирующие цены. Порядок определения рыночных цен (статья 40 Налогового кодекса РФ). Регулирование цен в зарубежных странах.
Тема 5. Дифферециация цен
Сущность и цели дифференциации цен. Горизонтальная дифференциация. Вертикальная дифференциация. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. Оценка ошибок и риска в установлении цен. Методы оценки риска в расчетах цен. Управление ценовыми рисками.
Тема 6. Выбор и обоснование ценовой стратегии
Затратное ценообразование. Ценностное ценообразование. Порядок формирования ценовой стратегии. Информация, необходимая для формирования ценовой стратегии. Характеристика этапов формирования ценовой стратегии. Зависимость типа рынка и политики ценообразования. Особенности ценообразования на рынке чистой конкуренции. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции. Особенности ценообразования при олигополии. Ценообразование при чистой монополии. Оценка влияния этапа жизненного цикла товара на цену. Определение общих финансово- коммерческих целей фирмы и выбор сбытовой стратегии на рынке конкретного товара. Сущность стратегии премиального ценообразования. Сущность стратегии нейтрального ценообразования. Характеристика стратегии ценового прорыва. Современные тенденции формирования ценовых стратегий.
Тема 7. Порядок установления цены
Многоэтапность установления цены. Выбор цели и задачи ценообразования. Оценка спроса. Калькулирование издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Определение базовой цены товара. Выбор метода ценообразования. Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен. Установление окончательной цены. Внесение поправок в базовую цену. Скидки, как инструмент ценовой политики предприятия. Ценообразование в условиях инфляции. Определение продажной цены.
Тема 8. Методы ценообразования и их выбор
Классификация методов ценообразования. Затратные методы ценообразования. Установление цены на основе издержек. Расчет цены на основе анализа безубыточности, обеспечения целевой прибыли. Определение цен с ориентацией на спрос. Определение цен с ориентацией на полезность продукции. Определение цен с ориентацией на конкуренцию. Установление цены на основе уровня текущих цен. Установление цены на основе закрытых торгов. Нормативно-параметрические методы ценообразования. Комбинированные методы.
Тема 9. Особенности ценообразования в различных
Сферах деятельности
Особенности установление цены на продукцию производственно-технического назначения. Ценообразование на потребительские товары и услуги. Ценообразование на транспортные услуги. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности. Сметное ценообразование в строительстве. Цены на рынке труда. Ценообразование на рынке ценных бумаг. Ценообразование цен на товарных биржах. Ценообразование в системе страхования. Цены и финансовые отношения.
Приложение 2 (обязательное)
Пример оформления титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства
Контрольная работа по дисциплине
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Выполнил_______________________________________________________
(Фамилия И.О.)
студент________курса___________специальность_____________________
(срок обучения)
группа__________№ зачетной книжки_______________________________
Подпись_________________________________________________________
Преподаватель__________________________________________________
(Фамилия И.О.)
Должность_______________________________________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка__________________ Дата___________________________________
Подпись_________________________________________________________
Санкт-Петербург
200____
Приложение 3 (обязательное)
Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине
1. Цели и методы государственного регулирования цен в рыночной экономике.
2. Способы прямого государственного регулирования цен в рыночной экономике.
3. Субъекты государственного регулирования цен, их функции.
4. Классификация цен в зависимости от стадии движения товара. Структура цен.
5. Классификация цен в зависимости от степени вмешательства государства. Уровни государственного регулирования цен.
6. Классификация цен по способу фиксации в контракте.
7. Классификация цен по учету фактора времени.
8. Ценообразование на рынке свободной конкуренции
9. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции
10. Ценообразование в условиях олигополии и монополии.
11. Функции цен.
12. Эластичность спроса по цене. Расчет дуговых коэффициентов эластичности.
13. Виды товаров по ценовой эластичности спроса. Учет ценовой эластичности спроса при принятии ценовых решений.
14. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
15. Эластичность спроса по доходам
16. Перекрестная эластичность спроса. Признаки взаимозаменяемости товаров.
17. Изучение реакции покупателей на изменение цен по данным о фактических покупках.
18. Изучение реакции покупателей на изменение цен по данным о предпочтениях и намерениях покупателей
19. Графическое изображение бухгалтерской и экономической моделей безубыточности.
20. Бухгалтерская модель безубыточности. Расчет точки безубыточности. Допущения, принятые при построении бухгалтерской модели безубыточности.
21. Анализ безубыточности решений по изменениям цен при постоянстве затрат.
22. Анализ безубыточности решений по изменению постоянных и переменных издержек
23. Анализ безубыточности решений по изменению цен при продаже взаимозаменяемых товаров
24. Анализ безубыточности решений по изменению цен при продаже взаимодополняемых товаров
25. Сущность стратегии ценообразования. Содержание работ по определению стратегии ценообразования.
26. Стратегии конкурентного ценообразования.
27. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Методы определения рыночной цены.
28. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Порядок контроля со стороны налоговых органов за уровнем цен.
29. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
30. Стратегия дифференцированного ценообразования. Оценка условий применения.
31. Географические стратегии ценообразования
32. Затратные методы ценообразования. Сущность, достоинства, недостатки, условия применения.
33. Сравнительный анализ калькулирования по полным и по сокращенным затратам.
34. Нижняя граница цены.
35. Ценностный подход к ценообразованию. Сущность, последовательность расчетов.
36. Ценообразование на конкурсные проекты. Виды торгов.
37. Параметрические методы ценообразования
38. Скидки как элемент тактики ценообразования. Виды скидок.
39. Скидки за объем. Виды, условия применения, способы расчета.
40. Экономическое обоснование заявки на участие в торгах.
[1] Следует учитывать, что за время, прошедшее с момента издания методических указаний, могли выйти новые учебники и учебные пособия, специальные работы, с которыми необходимо ознакомиться и по возможности использовать в работе.