Утверждена и введена в действие
от «__» __________201__ года № ___
Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «ТКИЛП и дизайн» и рекомендована к использованию в учебном процессе для студентов специальности 5В042100 – Дизайн
Пр. №____ «____»______________201__ г.
Учебная программа рассмотрена и рекомендована научно-методическим бюро технологического факультета к утверждению.
Пр. №_____ «____» _____________201__ г.
Учебная программа рассмотрена и рекомендована научно-методическим советом Таразского государственного университета им. М.Х. Дулати к утверждению.
Пр. №_____ «____» _____________201__ г.
Пояснительная записка
Современная одежда разнообразна по форме, конструкции, материалам и назначению. Вся многообразная одежда, выпускаемая промышленностью, подразделяется на ассортиментные группы в зависимости от ее назначения.
Создание нового образца модели одежды происходит в ходе ее проектирования. Проектирование (любого изделия) - последовательность действий от постановки проблемы до разработки решения, удовлетворяющего личным (индивидуальным) и общественным потребностям и производственным возможностям. Проектирование промышленного объекта заключается в преобразовании исходного описания объекта в окончательное описание на основе выполненного комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера.
Задачей дизайнеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Промышленному производству невыгодно изготовление единичных моделей, так как это требует частой переналадки потоков и разработки технической документации.
Разнообразие ассортимента современной одежды требует от дизайнера принципиальных различий в подходах к проектированию одежды в зависимости от ее назначения, условий производства и тенденций развития индустрии модного бизнеса.
Основы композиции, на которые опирается в своем творчестве художник-проектировщик, являются признаком организующей, гармонизирующей и связующей величины - художественной системы.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать - методы и средства проектирования единичных изделий, комплектов, ансамблей и коллекций различного назначения; факторы, формирующие ассортиментные группы в современной одежде; принципы, объединяющие единичные изделия в комплекты одежды; теорию моделирования формы костюма, его тектонику и системную организацию костюма; законы структурного формообразования и закономерности композиции костюма.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь- самостоятельно выдвигать идею, композиционно грамотно представить графическую экспозицию; разрабатывать эскизы серии и коллекции моделей одежды;
владеть активной профессиональной культурой художественного проектного мышления; владеть средствами графического изображения костюма; умение использовать научную и техническую информацию, с целью обоснования, разъяснения и защиты новых идей, собственных проектов.
Общая трудоемкость курса – 3 кредита.
Пререквизиты: основы дизайна
Постреквизиты: курсовое и дипломное проектирование.
Изучение данного курса способствует эффективному изучению профилирующих дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Проектирование единичных моделей иделий различного ассортимента осуществляется в основном для промышленного производства. Единичные модели выступают как автономные художественные системы в проектировании одежды. Единичные модели выпускаются малыми и большими сериями.Задачи проектирования изделий на основе базовых форм ставит промышленное производство одежды.
Из вышесказанного становится ясно, что проектированию иделий на основе базовой формы предшествует работа по созданию такой формы.
Комплект (в переводе с латинского означает «полный»)— это полный набор единичных предметов, имеющих общее функциональное назначение и стилевое решение. Художественная система «комплект» является условием достижения высокого потребительского уровня вещей его составляющих, так как изделия и дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения.
Характерной особенностью комплекта является взаимозаменяемость его частей в зависимости от назначения. Вещи в комплекте равнозначны друг другу, поэтому замена одного предмета на другой, не нарушает его художественную целостность.
Ансамбль — более художественная сложноорганизованная система по сравнению с комплектом.
При проектировании ансамбля ставится задача раскрытия единого композиционного замысла. Ансамбль имеет главную и второстепенные части. Дизайнер начинает работу над ансамблем с определения его главной части, которая продиктована образом и назначением ансамбля. Соподчинение частей ансамбля и выделение композиционного центра основываются на законах композиции костюма.
Ансамбль — это полностью закрытая система костюма. Взаимодействие элементов ансамбля обусловлено единым стилем, конструкцией, материалами и функциональным назначением.
Коллекция (в переводе с латинского означает «собрание») — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.
Художественная система «коллекция»в проектировании одежды — это серия моделей костюмов, объединенных общей идеей, эмоционально-художественной выразительностью образа, единством стиля, формы, цветового решения и применяемых материалов.
Коллекция может состоять из различных элементов — единичных моделей, комплектов, ансамблей, дополнений, аксессуаров. В коллекции каждый костюм композиционно завершен и обладает целостностью. В свою очередь, коллекция, состоящая из таких костюмов, представляет собой гармоничную цельную систему, в которой каждый элемент (костюм) связан с другими составляющими и наоборот. Вся коллекция строится по законам композиции. Коллекция — это не механическое объединение разных моделей в одну группу. Коллекцию как художественную систему отличают признаки, присущие любой пластической композиции.
Основной раздел