Часть ii. часы нравственного общения
В системе нравственного воспитания существенную роль играет нравственное просвещение, в процессе которого у старших подростков и юношей осуществляется понимание сути моральных норм и требований, усваиваются и закрепляются нравственные суждения, вырабатываются моральные оценки поступков окружающих людей. Все это может лечь в основу убеждений подрастающего человека и обеспечить ему моральную стойкость в сложных ситуациях выбора.
Во второй части пособия представлены методические разработки часов нравственного общения, цель которых состоит в том, чтобы:
- воспитать этическую грамотность у старших подростков и юношей;
- познакомить их с понятием "нравственная устойчивость" и сформировать у них представления о свойствах личности, лежащих в ее основе, таких как гуманность, совесть, чувство долга, чувство личной ответственности, нравственный идеал;
- развивать нравственные суждения воспитанников;
- развивать этические чувства и воспитывать нравственное отношение к своим поступкам и поступкам окружающих людей;
- создавать у воспитанников установки нравственно устойчивого поведения.
Тема 1. О нравственной устойчивости личности
Л.Д. Дроздова
Цель: Помочь учащимся разобраться в понятии нравственной устойчивости: научить их дифференцировать понятия "нравственно устойчивый" и "нравственно неустойчивый" человек. Показать значение нравственной устойчивости для становления личности.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день всем присутствующим.
Ребята, мы поговорим с вами о нравственной устойчивости. Проблема нравственного формирования личности всегда была очень актуальна. В наши дни, когда в современном обществе, сильно пошатнулись нравственные устои, это проблема встает особенно остро. Многие люди, прекрасно зная определенные нравственные нормы, принципы и правила, легко отступают от них в угоду себе, другому человеку или под давлением обстоятельств. Почему это происходит? Причина, вероятно, в том, что эти самые нравственные категории, будучи известными человеку, не стали его "собственностью", его натурой, то есть у этого человека недостаточно сформировано такое качество, как нравственная устойчивость. Наличие у человека устойчивых нравственных позиций обеспечивает ему уверенность в своих взглядах, способность твердо стоять на ногах. Что же такое нравственная устойчивость? Действительно ли так важно быть нравственно устойчивым человеком? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе. Посмотрите на плакат. На нем изображены три дерева. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
1. Какое из этих деревьев выглядит красивее? Почему?
2. Чем отличаются эти деревья?
3. Что случится с каждым из этих деревьев, если подует очень сильный ветер?
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3
Ответы:
1. Первое дерево имеет развитую корневую систему, поэтому устойчиво при любом ветре. Имеет много плодов, так как корни проникают в глубь и питают дерево.
2. У второго дерева корни расположены неглубоко в земле, поэтому оно не получает достаточного питания и не имеет плодов. При сильном ветре оно будет вырвано.
3. Третье дерево будет вырвано с корнем и унесено ветром, так как корни его находятся на поверхности и не закреплены в земле.
Эти деревья можно сравнить с жизнью человека. В образе ветра представлены сложные ситуации и обстоятельства. Человек, не имеющий "крепких корней", то есть неустойчивый в своих убеждениях и не готовый стоять за них "до конца", подобен дереву, не имеющему корней; его будет носить из стороны в сторону "ветер перемен". Человек, имеющий неглубокие убеждения (корни), с виду кажется красивым, но не имеет плодов. Человек, имеющий крепкие убеждения (корни, подающие питательные вещества) в конце концов, лучше, чем человек, не имеющий этого, он будет иметь стабильную психическую жизнь, не боясь, что кто-то или что-то может украсть у него из сердца мир и уверенность в себе.
Такой человек всегда внушает больше уважения со стороны других людей, чем тот, кто непостоянен в своих взглядах и позициях.
А сейчас, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: что означают слова "устойчивый", "нравственный". Итак, слово "устойчивый" означает "неподверженный колебаниям, постоянный, стойкий, твердый". "Нравственность" – внутренние качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами. А если соединить эти два слова в одно – "нравственно-устойчивый"?
Давайте запишем в тетрадях следующее определение: "Нравственная устойчивость" – это способность человека сохранять, активно защищать и реализовывать свои позиции, принципы, нравственные убеждения, проявлять стойкий иммунитет к отрицательным воздействиям.
Вопрос: А как вы понимаете, что такое иммунитет? Мы только что с вами записали, что нравственная устойчивость – это защита от отрицательных воздействий. А есть ли у вас иммунитет?
Необходимо знать: для того, чтобы обрести стойкость, надо научиться хранить верность своему делу, но необходимо сначала решить, стоит ли дело того, чтобы оставаться ему преданным. Прежде чем взять на себя какое-то обязательство, подумайте как следует, помните, что, взявшись за дело, вы непременно должны будете довести его до конца.
А сейчас мы с вами вспомним эпизод из сказки Павла Петровича Бажова "Медной горы хозяйка". Надзиратель послал Степана добывать медную руду, а забой ему отвел хуже некуда. В забое Степан встретил Хозяйку Медной горы, которая стала показывать ему свои владения, со словами: "Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое".
"И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут, остановилась она.
– Дальше, – говорит, – на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.
И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы, табуреточки – все из королевской меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медные.
- Посидим, – говорит, – тут, поговорим.
Сели это они на табуреточки, малахитница и спрашивает:
- Видел мое приданое?
- Видал, – говорит Степан.
- Ну, как теперь насчет жениться?
А Степан и не знает, как отвечать. У него, слышь-ко, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна. Ну, конечно, против малахитницы где же ей красотой равняться! Простой человек, обыкновенный. Помялся Степан, да и говорит:
- Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.
- Ты, – говорит, – друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет? – И сама вовсе принахмурилась.
Ну, Степан и ответил напрямик:
- Не могу, потому другой обещан.
Молвил так и думает: огневается теперь. А она вроде обрадовалась.
- Молодец, – говорит, – Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку".
Задание: Оцените поступок Степана. Скажите, какие личностые качества повлияли на то, что он оказался таким нравственно устойчивым?
Обсуждение идет по микрогруппам. У каждой группы есть схема объема понятия "нравственная устойчивость" (У доски по схеме "Структура нравственной устойчивости" воспитанники выделяют те качества, которые, по их мнению, присущи Степану).
Воспитатель: Сейчас я зачитаю письмо одной девушки, а вы подумайте и дайте ответ на вопрос, какие нравственные качества слабо развиты у девушки, о которой идет речь в письме.
Письмо
Мне 16 лет. И среди своих сверстников я встречаю тех, для кого иметь модные джинсы – самая большая мечта. Признаюсь: одно время я сама с такими дружила. Но внезапный случай, который произошел на моих глазах, в корне изменил мои представления о жизненных ценностях.
Я увидела, как девушка, одетая по последней моде, кричала на женщину в стареньком пальто. Как выяснилось потом, эта женщина была ее матерью. А разгневалась "модница" за то, что мать обратилась к ней на улице в присутствии друзей девушки, тоже одетых "с иголочки". Она испытала чувство стыда за то, что ее мать скромно одета.
Я видела глаза этой женщины. Они были наполнены болью от сознания, что ее родная дочь ради так называемого "престижа" предала ее. А что же девушка? Утвердила ли она себя, попав в зависимость от модных юнцов? Мне очень жаль людей, не имеющих своего человеческого достоинства, своей точки зрения. Ведь без этих качеств не станешь зрелой личностью. (Валя Ш., г. Гомель).
Воспитанники обсуждают письмо.
Воспитатель: А сейчас я прошу вас дать объяснение следующим пословицам.
- "Непостоянный человек как дверь в универмаге: и туда, и сюда"
- "Один день – семь перемен"
- "И нашим, и вашим – куда тянут, туда и пляшет"
- "Крепкий, как скала – не гнется, не отступает"
- "Кто сам как пареная репа, тот другим поддается слепо"
(Идет обсуждение пословиц).
Воспитатель: Продолжим наш разговор. Внимательно послушайте басню и после этого ответьте на мои вопросы.
Басня "Собака, человек, кошка и сокол"
И.А. Крылов
Собака, Человек, да Кошка, да Сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной,
Нелестной, искренней, чистосердечной.
У них был общий дом, едва ль не общий стол;
Клялись делить они и радость и заботу,
Друг другу помогать,
Друг за друга стоять,
И, если надо, друг за друга умирать.
Вот как-то вместе все, отправясь на охоту,
Мои друзья
Далеко от дому отбились,
Умаялися, утомились
И отдохнуть пристали у ручья.
Тут задремали все, кто лежа, кто сидя,
Как вдруг из лесу шасть
На них медведь, разинув пасть.
Беду такую видя,
Сокол на воздух, Кошка в лес,
И Человек тут с жизнью бы простился,
Но верный Пес
Со зверем злым барахтаться схватился,
В него вцепился.
И, как медведь его жестоко ни ломал,
Как ни ревел от боли и от злости,
Пес, прохватя его за кости,
Повис на нем и зуб не разжимал,
Доколе с жизнею всех сил не потерял.
А Человек? К стыду, из нас не всякой
Сравнится в верности с собакой!
Пока медведь был занят дракой,
Он, подхватя ружье свое с собой,
Пустился без души домой.
Вопросы:
1. Оцените поступок каждого из героев.
2. Какое качество помогло Псу поступить не так, как поступили его друзья?
3. Благодаря чему Пес проявил эти качества?
4. Мог ли Пес поступить по-другому?
5. А могли ли остальные герои поступить так же как Пес? Что для этого им нужно? Как бы тогда кончилась басня?
6. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
7. Какие чувства вы испытывали в образе персонажей басни?
Воспитатель: А сейчас нам нужно выяснить, как вы поняли, что значит быть нравственно устойчивым человеком?
Что это даст лично вам в жизни?
(Воспитанники отвечают на вопросы).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам игру "Шкатулка качеств".
Вы видите на столе шкатулку. В ней лежат листочки с написанными на них разными качествами личности, например, доброта, совесть, чувство долга. Листочки свернуты в трубочки. Поочередно подойдите к столу и достаньте из шкатулки по одному листочку. Закройте глаза и в течение нескольких минут сосредоточенно подумайте, есть ли у вас это качество, хотели бы вы его иметь, что бы изменилось в вашей жизни, благодаря этому качеству.
(На фоне спокойной музыки воспитанники обмениваются своими рассуждениями).
Подведение итогов.
Литература
1. Бажов П.П. Сказы. – Пермь: Кн. изд-во, 1984.
2. Гаврилова Т.П. Коллективная творческая трудовая деятельность как средство формирования основ нравственной устойчивости у трудных подростков: Учебное пособие. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 1998.
3. Гаврилова Т.П. Игра в работе педагога: Программно-методические материалы / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2002.
4. Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа: В 2-х т. – СПб., 1997.
5. Крылов И.А. Соч. в 2-х томах. – М., 1989.
6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
Тема 2. Будьте добрыми и человечными!
Н.А. Новикова
Цель: Выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах вообще, пробудить стремление к самосовершенствованию. Воспитывать в учащихся гуманность, доброту, милосердие, чуткость.
Оформление кабинета:плакаты: "Добро по указу – не добро" (И.С. Тургенев); "Добру человек у человека учится" (Ч. Айтматов); "Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в человеке от солнца, а все лучшее в жизни от человека" (М. Пришвин).
СХЕМА ПОНЯТИЯ
Дружелюбие | Отзывчивость | Внимательность | ||
Тактичность Вежливость | Доброта и человечность | Теплота | ||
Заботливость | Доброжелательность | Милосердие |
Ход занятия
Воспитатель: У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: "Мне хорошо!", "Мне хорошо", "Мне хорошо".
Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в ней от человека.
Итак, разговор сегодня будет о доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других людей. Я думаю, что человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюб, эгоист – несчастлив.
Давайте поклоняться доброте!
А. Чепуров
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воспевать за доброту.
Воспитатель: Давайте попробуем сегодня разобраться, что такое истинная доброта, и какие мы с вами: добрые или злые, душевные или черствые, чуткие или равнодушные.
Недавно вам было предложено написать сочинение на тему: "Как я понимаю слово "добро".
Послушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений.
Бондарь Е.: "Я пришла в училище из школы, меня приняли здесь тепло, с нежными объятьями, с любовью, лаской. Относятся ко мне с добротой, всегда помогают мне в трудную минуту".
Ушакова Н.: "Я живу в частном доме. У нас есть лошади, за которыми я ухаживаю, кормлю их, пою. Летом заготавливаю сено, чтобы лошади были сыты".
Рашулова Н.: "Добро – это любовь, благо, счастье, уважение. Живем на свете мы лишь раз и нужно сделать что-нибудь такое хорошее, чтоб люди запомнили это навсегда".
Ивонина А.: "Однажды мы со своим воспитателем ходили помогать детскому саду, мы прибирались у них во дворе, а потом лепили для детей разных зверюшек. Мы хотели, чтобы детям было радостно, оттого, что им помогают взрослые ребята. Им понравилось".
В своих сочинениях вы познали многогранность понятия добро. Добро – это, по-вашему, чуткое отношение к животным, забота о воспитанниках детского сада, теплое и внимательное отношение между вами и педагогами.
Вы подтвердили умозаключение: "Добро многогранно".
Когда мы готовились к нашей встрече, я вас попросила найти высказывания известных людей о добре и гуманности.
Высказываний много, вам нужно было выбрать то, которое вам больше всего понравилось, затронуло вашу душу.
Воспитанники читают высказывания известных людей о доброте.
1. "На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи" (Л. Кассиль)
2. "Добро по указу – не добро" (И.С. Тургенев)
3. "Добру человек у человека учится" (Ч. Айтматов)
4. "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта" (Мигель Сервантес)
О доброте говорят не только великие мыслители, о доброте слагают стихи и поют песни. (Исполнение песни Л. Майорова).
А теперь давайте порассуждаем. Пожалуйста, ответьте на вопросы:
Воспитатель: Каким делает человека доброта?
Воспитанник: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Воспитатель: Какой человек может быть добрым?
Воспитанник: Добрым может быть, только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
Воспитатель: Как вы думаете, какие нравственные правила надо выполнять, чтобы быть добрым?
Воспитанники: Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких и друзей.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что вы сделали хорошего. Чем вы помогли людям? Давайте попробуем составить цветок добра, посмотрим, какой у нас получится "Ромашка добрых дел".
Вот какие дела вспомнили и записали ребята. Как вы думаете, кто из вас мог совершить эти добрые дела?
1. Подкармливаю бездомных собак и кошек.
2. Катаю детей на лошадях.
3. Помог перейти дорогу слепому человеку.
4. Подобрала котенка на улице и приютила у себя дома.
5. Ухаживаю за больной бабушкой, не встающей с постели.
6. Обеспечиваю продуктами больную соседку.
(Обсуждение поступков).
Сейчас мы проведем рефлексивное упражнение "Я считаю, что…". Перед вами 2 столбика незаконченных предложений; если вы согласны с высказыванием, поставьте около него знак (+), если нет – знак (–).
Я считаю, что | |
1. Грубость мне совершенно не присуща | 1. Меня легко разозлить, вывести из себя |
2. Я легко прощаю обиды | 2. Порой я проявляю грубость в отношениях с окружающими |
3. Показываю людям, что ценю и уважаю их | 3. Если я кому-то хочу досадить, я не отступлю от этого намерения |
4. Отношусь к себе и другим с любовью | 4. Жду от людей благодарности за все, что я для них сделал |
5. Всегда внимателен (внимательна) к окружающим | 5. Когда задевают мое самолюбие, я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу |
6. Замечаю, когда кому-то требуется моя помощь | 6. Я не считаю нужным показывать человеку, как я к нему отношусь |
7. Не скуплюсь на добрые и нежные слова | 7. Всегда наказываю других, если они этого заслуживают |
8. Принимаю людей такими, какие они есть | 8. Делаю свои дела, не задумываясь при этом о других |
9. Думаю о том, как сделать окружающих счастливыми | 9. Отмахиваюсь от просьб |
Подведем итоги рефлексивного упражнения. Положительная направленность проявляется ярче, но есть и негативные моменты. Как вы понимаете, нужно улучшать свои нравственные качества.
Сейчас я вам предлагаю разделиться на три подгруппы по три человека. Мы часто рассуждаем о гуманности, я знаю, что вы понимаете значение этого слова. А теперь давайте проверим, какие мы на деле – гуманные или нет?
Послушайте ситуацию "Благородные пираты", обсудите ее в микрогруппах, примите и сообщите нам свое решение.
Ситуация "Благородные пираты"
Задание: Представьте себе, что вы удачливые пираты. Вы возвращаетесь к себе домой после длительной морской "прогулки". Ваши трюмы полны драгоценностями, и еще в трюме есть лошадь. Все бы было хорошо, но однажды налетел шторм. Он увлек ваш корабль неведомо куда. Но хуже всего то, что во время шторма пропали почти все запасы пресной питьевой воды. Воды осталось на неделю. А плыть – не менее десяти дней. А тут еще лошадь в трюме, которая и пьет, как лошадь. Правда, на пути встречается остров, но совершенно скалистый, каменный. Итак, как же вам, благородные пираты, добраться живыми домой?
Все мы умеем рассуждать о гуманности. Но как обстоит дело с гуманным отношением к лошадям и к людям в экстремальных ситуациях?
Наказ: Не будь жестоким! Проявляй доброту о братьях наших меньших. (Обсуждение ситуации).
Домашнее задание: найти ситуации, требующие решений.
Предлагаю вам сыграть в игру "Чашка чая".
Игроки садятся в круг. Ведущий предлагает им подумать и вспомнить положительные нравственные качества личности. Затем пригласить соседнего игрока "на чай", передав ему "чашку чая". При этом необходимо назвать то качество личности, которое вам нравится в игроке. Например: "Я приглашаю тебя, Андрей, на чашку чая, так как ты добрый". Обойдя круг, "чашка" возвращается к первому игроку, и он вручает ее ведущему.
Итак, благодаря этой игре мы могли увидеть те свойства гуманности, которые у вас есть. Как порой бывает трудно подавить чувство зависти, проявить открытость и доброжелательность, сказать другу или подруге комплимент. Давайте попробуем это сделать.
Игра "Комплимент"
Задание: "Скажите комплимент однокурснице, однокурснику c помощью волшебной палочки, которую вы будете передавать друг другу".
Воспитатель: А сейчас – музыкальная пауза. Послушайте песню.
Песня "Пожелание друзьям"
Б. Окуджава
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая –
тем более, что жизнь короткая такая.
Воспитатель: Как хорошо, что у нас сегодня прозвучали такие слова, как доброта, милосердие, внимательность, доброжелательность, вежливость, тактичность.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы. (М. Лисянский)
Воспитатель: Я зажигаю свечу. И пусть с этим огоньком – символом тепла, очищения души и стремления к возвышенному – мы закончим наш час общения теплыми пожеланиями друг другу.
На этом наш час общения закончен.
Желаю вам добра, взаимопонимания, взаимоуважения.
Песня "Мой храм"
О. Газманов
Возврати себе храм.
Возврати себе свет.
Этим светом будь свят.
Этим светом согрет.
Возврати себе кров,
Дом, где спит твоя кровь.
Возврати себе жизнь,
Веру, правду, любовь.
Мой храм – ветер надежды.
Мой храм – там, где и прежде.
В мой храм я возвращаюсь,
Руки всем вам соединив.
В каждом сердце есть храм.
Имя храму – любовь.
Мы войдем в этот храм.
Храм войдет в нашу кровь.
Возврати себе храм.
Возврати себе свет.
Этим светом будь свят,
Этим светом согрет.
Литература
1. Гаврилова Т.П. Игра в работе педагога: Программно-методи-ческие материалы / Перм. гос. пед. ун-т, Т.П. Гаврилова. – Пермь, 2002.
2. Климаш В.В. Классный час "Спешите делать добро" // Классный руководитель № 6, 1999.
3. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: "КСП", Институт психологии РАН, 1997.
4. Песни Булата Окуджавы / Сост. Л.А. Шилов. – М.: Музыка, 1989.
Тема 3. Что такое совесть
В.Н. Козлова
Задачи:
1. Образовательные – дать определение понятия "совесть", помочь воспитанникам разобраться в его сути.
2. Развивающие – продолжить работу по развитию мышления, внимания, памяти.
3. Воспитательные – в процессе подготовки продолжать воспитывать ответственность за порученное дело, чувство долга, самостоятельность; убедить воспитанников в том, что совесть – одно из самых нужных и главных качеств человека; проанализировать, насколько у них сформировано это качество.
Оборудование: плакаты с высказываниями известных людей, доска, карточки-задания, магнитофон.
Плакаты:
- "Совесть – это наш внутренний судья", Г. Гольбах;
- "Самое главное украшение – чистая совесть", Цицерон.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию часов общения о нравственности. Мы с вами уже говорили о доброте, милосердии, старались усвоить моральные понятия, составляющие основу нравственной устойчивости личности. Сегодня тема нашего часа общения звучит так: "Что такое совесть?" Мы постараемся разобраться в сути этого сложного морального качества, подумать над тем, есть ли оно у каждого из нас. Для того чтобы лучше понять, что такое совесть, предлагаю внимательно послушать ситуацию и затем обсудить ее, ответив на ряд вопросов.
Ситуация "Авария"
Авария произошла в самом начале второй смены. Виктор увидел свободно катящуюся к цистерне с ацетоном вагонетку – и тут же стремительный бросок Николая, пытавшегося ее остановить. Он успел подложить под колеса брусок, вагонетка упала, придавив Николая к стене. Взрыв был предотвращен. Когда Николая укладывали на носилки, врач "Скорой помощи" сказал, что у него открытый перелом бедра и что ему нужна срочная операция.
Страшная мысль пронзила Виктора. Ведь это ему мастер вчера велел закрепить вагонетку, а он, ничего не сделав, соврал, что поставил ее на тормоз. И теперь самый близкий друг в больнице, и врачи говорят, что он может лишиться ноги.
Виктор физически ощутил острую боль вины. Зачем он пил в тот день? Но ведь раньше ничего не случалось. Чувство вины очень медленно и неуверенно начало переплавляться в какое-то новое чувство.
Он не мог понять своего состояния. Ясно было, что оно новое, никогда не испытанное. Раньше он всегда насмехался над теми, кто восхищался красотой природы, например. Он этого не принимал и не затруднял себя желанием понять: "Что тут такого? Лирика все это...".
Он впервые в жизни заметил, что зимний лес красив. А снег – какой он белый! Кажется, белее этого белого цвета уже ничего не может быть. Внизу у земли стволы деревьев прикрыты снегом – это похоже на легкие воланами юбочки.
Дятел выбивал дробь, и Виктору казалось, что он радуется вместе с ним. Николаю стало лучше, врачи сохранят ему ногу. Но только ли этому радуется Виктор?
Вчера он решительно отверг приглашение "дружков", соблазнявших его выпивкой после получки. Сегодня он тщательно подмел пол вокруг станка и убрал все обрезки, не оставляя их старику–сменщику. На днях после работы пошел в детский сад строить там теремок... А уж то, что он принес домой матери нетронутую зарплату, наполнило его таким приятным, доселе неизвестным чувством, что он даже казался себе выше ростом. Он не услышит больше никогда страшного слова "бессовестный"...
В больнице он подолгу сидел возле кровати друга. Там он познакомился с хирургом Зворыкиным. Это он поставил Николая на ноги. Много они говорили. И о том, что такое совесть. Это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. "В совести – правда жизни, смысл жизни", – так говорил Зворыкин.
Чистая совесть возвышает, нечистая – заставляет прятаться, уходить в себя, скрывать свои мысли и поступки. Сейчас Виктор словно выбрался из-под какой-то тяжести. Дал слово, если Николай выздоровеет, то он начнет новую жизнь. Может быть, эта сегодняшняя прогулка по лесу и есть проявление новой жизни?
Зворыкин говорил, что нельзя жить без чувства ответственности. Ответственности за то, что ты делаешь, как сохраняешь то, что сделано для тебя, за то, что передать своим детям.
Вопросы:
1. Как обычно работал Виктор?
2. Когда у него "заговорила" совесть?
3. Правильно ли поступил Николай, рискуя своим здоровьем?
Спасибо за ваши ответы-рассуждения.
Теперь давайте попытаемся дать четкое определение понятия "совесть", которые вы должны были найти в разных словарях.
Воспитанники:
- "Совесть – есть самооценка личностью своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей".
- "Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом".
- "Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение".
Воспитатель: Вы хорошо поработали со словарями. Хочу познакомить вас с наиболее полным определением, которое дано в словаре по этике: "Совесть – это категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности".
А сейчас внимательно посмотрите на плакат со словами:
"Со – чувствие, Со – переживание, Со – страдание, Со – весть", и подумайте, что означает приставка "Со". Правильно, "вместе".
Таким образом, эти слова означают совместное переживание, чувствование, страдание и взаимный отклик на весть.
По мнению ученых, совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или положительных эмоциях "спокойной совести", "спокойной, чистой совести", и так далее.
Воспитатель: А сейчас зачитайте, пожалуйста, представленные на плакатах высказывания великих людей.
Воспитанники:
- "Совесть – это наш внутренний судья", Г. Гольбах;
- "Самое главное украшение – чистая совесть", Цицерон;
- "Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно соотношение наших поступков с этим законом", И. Кант.
- "Высший суд – суд совести", В. Гюго.
- "...В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, верность, братство...
А есть еще: совесть, честь...
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали!
И это не просто слова", А. Яшин.
(Обсуждение стихотворения).
Воспитатель: Спасибо! Существует еще много разных высказываний, но мы выбрали самые яркие и запоминающиеся.
А теперь я предлагаю вам принять участие в конкурсе: "Кто быстрее подберет правильное толкование". Разделитесь, пожалуйста, на две команды (затем каждой команде выдается по шесть карточек с устойчивыми выражениями и по шесть карточек с соответствующим объяснением-толкованием).
1. Делать на совесть – добросовестно, хорошо.
2. Для очистки совести – чтобы потом не винить себя ни в чем.
3. По совести говоря – говоря откровенно.
4. Надо и совесть знать – пора прекратить, остановиться.
5. Это поступок лежит (остается) на его совести – он несет за это моральную ответственность.
6. Свобода совести – право исповедовать любую религию.
7. Поступить по совести – так, как требует совесть.
8. Со спокойной совестью – делать что-нибудь, будучи уверенным в своей правоте.
9. И как только у него совести хватило – как он не постыдился, не постеснялся.
10.Люди с чистой совестью – люди, поступающие по зову сердца, воли так, как это одобряется в обществе.
11.Совесть заела – совесть мучает, человек не находит себе места из-за совершенного поступка.
12.Бессовестный человек – самая низкая оценка человека как личности.
(Жюри подводит итоги конкурса).
Молодцы! Почти все справились с заданием, а победила в этом конкурсе команда...
А сейчас мы проанализируем несколько жизненных ситуаций и посмотрим, насколько их участники находились в ладу с совестью.
Ситуация "Мы спасали…"
Двое друзей-восьмиклассников, Никита и Андрей, пошли кататься на санках. Вдруг они увидели, что две девочки провалились под лед. Заметив лежащее рядом замерзшее дерево, ребята отломили ветку и поползли по льду. Первую девочку они вытащили, Никита стал возиться с другой. Он дал ей палку, но девочка сорвалась и ушла под лед. У Никиты тоже лед под грудью проломился, мальчишка влез наполовину в воду и за руку вытащил девочку. Она уже не могла двигаться. Ребята ее поволокли по снегу. А там уже бабушки стояли, и мужчина один спустился... посмотреть. Он ничего не делал – просто стоял и смотрел.
Кто они, эти герои? Обычные питерские парни. Одному – тринадцать, другому – четырнадцать лет.
Вопросы:
1. Оцените поступок друзей-восьмиклассников. Назовите, какие личностные качества мальчишек вам понравились?
2. А какое впечатление произвело на вас поведение мужчины? Совестливый ли он человек?
3. А как бы поступили вы?
Воспитатель: Спасибо. Ваши ответы говорят о том, что вы глубоко разобрались в понятии "Совесть".
Ситуация "Из милицейской сводки"
Этот трагический случай произошел в Добрянском районе.
Два друга собрались в лес покататься на лыжах. С утра сильно мело и дул ветер, но это их не остановило. Катались долго, и один из товарищей обессилел, дальше идти он не мог. Саша, так звали этого мальчика, решил не возвращаться домой, а пойти в ближайшую деревню к бабушке. Его друг уехал на лыжах домой, но родителям Саши в тот вечер так ничего и не сказал. Лишь на следующее утро отец Саши нашел своего сына мертвым в лесу.
Вопросы:
1. Как ты оцениваешь поступок друга Саши?
2. Как, по-твоему, почему друг смог бросить товарища в беде и не сообщил ничего его родителям?
3. Как ты думаешь, будет ли его мучить совесть?
4. Как бы ты поступил в подобной ситуации?
Перед тем, как мы начнем решать ситуацию, предлагаю вам очень внимательно послушать песню.
(Исполняет Таня Тишинская).
Песня "Волчица"
Это было или не было в сибирских краях.
Шел пацан с охоты как-то домой.
Вдруг увидел волчонка в придорожных кустах
Рядом с матерью, волчицей седой.
Тот скулил и дергал матери пустые соски,
А под ней кипела кровью земля.
Взял пацан его домой из непокорной тайги.
У него теперь другая семья.
Целый год его лечил, а вернее, ее,
Пополам все, что имел, с ней делил.
Сколько волка не корми,
Возьмет приро<