Шелковый — ситцевый — льняной —

Шелковая — ситцевая — льняная —

Шелковое — ситцевое — льняное—

IX. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Узнай на ощупь»(образцы тканей).

2. Игра «Подбери предметы к признакам» (трикотажный,-ая,-ое; фетровый,-ая,-ое; соломенный -ая, -ое; меховой -ая, -ое; велюровый -ая, -ое).

3. Игра «Магазин»(продолжение игры «Фабрика»).

4. Счет — 1-10 — трикотажный свитер, трикотажная кофта, трикотажное пальто.

5. Спряжение внастоящем времени (см. глаголы упр. VII).

Занятие 7

Тема: Притяжательные прилагательные с

Суффиксом -й(на -ий, -ья, -ье, -ьи)

Цель: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных.

2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -й(на -ий, -ья, -ье, -ьи).

3. Обогащение лексики синонимами и антонимами.

Оборудование: Текст русской народной сказки «Хвосты».

Предметные картинки: животные с детенышами, белый кролик (пос. Т.Б. Филичевой), барсук с барсучатами.

Хвосты: лисий, беличий, волчий, заячий, медвежий, коровий, кошачий, собачий (пос. Т.Б. Филичевой), кроличий, барсучий, козий.

Фланелеграф.

План занятия

I. Припоминание и называние диких и домашних животных.

II. Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Хвосты».

Действие I. Игра «Кто, где и с кем живет?» — закрепление сведений о жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у логопеда и детей картинки с изображением животных с детенышами).

Логопед первым открывает картинку и начинает игру: Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихойи барсучатами.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

Действие II. Игра «Чей хвост?» — упражнение в словообразовании.

Логопед: Жили звери, поживали... Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!

Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких...

И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на фланелеграфе выставлены хвосты разных животных).

Дети бегут со своими картинками, каждый подбирает соответствующий хвост, рассказывая свои действия вслед за логопедом, и садится на место.

Логопед (барсук): Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучийхвост.

III.Игра «Наоборот» («Подбери противоположные по смыслу признаки»)— упражнение в подборе прилагательных-антонимов.

Хвосты большие (маленькие)

пушистые (голые)

длинные (короткие)

красивые (безобразные ит.д.)

IV. Игра «Скажи иначе» («Подбери одинаковые по смыслу действия»)— упражнение в подборе глаголов-синонимов.

Звери побежализа хвостами, помчались, понеслись, двинулись, поскакали

Звери радовалисьтому, что получили хвосты.

Веселились,

Ликовали,

Праздновали,

Торжествовали

V. Игра «Чей хвост лучше? »— закрепление употребления притяжательных прилагательных с суффиксом -йот названий животных.

Образец: Барсук говорит: «Лучше всех хвост мой — барсучий».

VI.Итог.

Закрепление вне занятия

1. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».

2. Игра «Звери играют в прятки».

3. Игра «Чья лапа, чей хвост, чье ухо?»

4. Игра «Чья шуба красивее и теплее?»

5. Игра «IV лишний»(дикие — домашние животные).

Занятие 8

Тема: Сравнительная степень качественных прилагательных

Цель: 1. Практическое усвоение (понимание и употребление в речи) степеней сравнения прилагательного красивый(и его синонимов).

2. Обогащение лексики синонимами к прилагательному «красивый».

3. Закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом

- й-.

4. Подготовка к составлению описания предмета.

Оборудование:См. занятие 7.

Предметная картинка: мышонок (пос. Т.Б. Филичевой).

План занятия

I.Припоминание и называние детенышей диких и домашних животных.

II.Игра «Спор животных»с элементами драматизации — продолжение русской народной сказки «Хвосты».

1.Вступительное слово логопеда:

Собрались животные на лесной поляне, любуются своими новыми хвостами, хвастаются и спорят, у кого хвост самый красивый, и каждый старается, как можно красивеерассказать о своем хвосте.

2. Подбор синонимов к прилагательному красивый.

Как можно иначе назвать красивыйхвост? —

Прекрасный хвост, замечательныйхвост, чудесныйхвост, роскошныйхвост, миленькийхвост, пригожийхвост, великолепныйхвост, восхитительныйхвост и т.д.

3. Игровые действия:

Дети с картинками (животное и его хвост) по очереди выбегают и расхваливают свой хвост:

Барсук(логопед): Барсучий — толстенький, пушистый, не большой и не маленький серый хвост — красивее всех хвостов.

Лиса:Лисий хвост еще красивее:он большой, роскошный,пышный и нарядный.

Медведь: Нет, красивее всех маленький, черненький, симпатичныймедвежий хвостик.

Заяц:Мой миленький,маленький серенький заячий хвостик-пушинка симпатичнееи красивеебольших хвостов.

Волк: Сильный, толстый, пушистый серый волчий хвост красивееи медвежьего и лисьего хвоста.

Белка:Самый красивый— маленький, пушистый, миленькийбеличий хвостик.

Корова:Коровий длинный гладкий хвост с замечательнойметелкой на конце, которая мух и комаров отгоняет, красивеевсех других хвостов.

Кошка:(держит мышонка за хвост и тихо мурлычет):

Мышонок пищит, что красивеекошачьего хвоста нет на белом свете.

Собака:Собачий кудрявый хвост колечком красивее других.

Коза:Посмотрите на козий хвостик: маленький, симпатичный,торчащий колышком вверх. Нет хвостика симпатичнееи красивее.

Кролик:Кроличий белый хвостик-пушок похож на заячий, только еще мягче, пушистееи красивее.

III.Счет — 1-10 — пушистый хвост, восхитительный хвост.

IV.Спряжение в настоящем времени: любоваться великолепным хвостом.

V. Подбор родственных слов:

хвост— хвостик, хвостище, хвостатый.

VI. Итог.

Заключительное слово логопеда:

Так звери и спорят до сих пор. А вы как думаете, чей хвост красивее?

Закрепление вне занятия

1.Подбор родственных слов (лиса, заяц, волк, белка, медведь).

2.Подбор признаков к предметам (лиса, заяц, волк, белка, медведь и их хвостам).

3.Подбор действий (лиса, заяц, волк, белка, медведь).

4.Подбор предметов к признакам (лисий, -ья, -ье; беличий, -ья, -ье; медвежий, -ья, -ье и т.д.).

5.Игра «Чья шуба теплее, чей мех красивее, чье ухо длиннее?»

Занятие 9

Наши рекомендации