Тема: Относительные прилагательные

Цель: 1. Образование и употребление относительных прилагательных от названий деревьев.

2. Составление предложений с однородными членами.

3. Закрепление и различение хвойных и лиственных деревьев.

4. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Оборудование: Предметные картинки: липа, клен, ясень, береза, дуб, ель, сосна, каштан, тополь, ветки деревьев (I период), ива, осина, калина, ветки ивы, осины, калины, тополя.

Большое комбинированное панно «Аллеи парка», предварительно изготовленное детьми коллективно на занятиях по изодеятельности (рисованию и аппликации).

План занятия

I. Припоминание (называние) деревьев.

II. Игры на развитие внимания, памяти, мышления и упражнение в выражении мотивации и назывании действий распространенным предложением:

«IV лишний» (липа, береза, ель, клен; сосна, дуб, тополь, ясень); «Запомни, назови» (4 картинки из оставшихся 6: липа, береза, клен, дуб, тополь, ясень);

«Что прибавилось?» (добавляются по очереди ива, каштан, осина); «Что с чем поменяли местами?» (9 деревьев).

III. Игра «Какой лист, какая ветка, какое полено?» — упражнение в образовании относительных прилагательных.

Образец: у дуба — дубовый лист, дубовая ветка, дубовое полено;

у клена, у березы

у каштана, у ясеня

у ивы, у тополя

у липы, у осины, у калины

IV. Игра «Найди пару» — упражнение в употреблении относительных прилагательных (на доске — деревья, на столах у детей — ветки деревьев).

Образец: У меня еловая ветка. Дайте мне ель.

V. Игра «1—3—6—9» — упражнение на концентрацию внимания и согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными.

Образец: 1 осиновая ветка, 3 осиновые ветки, 6 осиновых веток...

кленовый лист

ивовый прутик

липовая аллея

березовая роща

дубовая кора

сосновый бор

VI. Составление предложений с однородными членами с использованием панно
«Аллеи парка».

1. Мы нарисовали липовуюаллею.
Мы нарисовали березовуюаллею.

Мы нарисовали липовуюи березовуюаллею.

2. Дети наклеили кленовуюаллею.
Дети наклеили тополевуюаллею.

Дети наклеили кленовуюи тополевуюаллею.

З.Дети рисовалиаллеи в парке. Дети наклеивалиаллеи в парке. Дети рисовалии наклеивалиаллеи в парке.

VII.Подбор признаков и действий к слову деревья.

Деревья осенью — красивые, разноцветные, нарядные...
Деревья зимой — грустные, голые, унылые...

Деревья — растут, зеленеют, шелестят, дают тень, роняютлистья, качаются...

VIII.Игра «Цепочка» — замена названий деревьев в скороговорке.

Ехали, мы ехали, До ели доехали, Ель объехали

И к сосне поехали...

Ехали, мы ехали,

До сосны доехали,

Соснумы объехали

И к клену поехали...

IX. Итог. Повторение названий деревьев.

Почему одни деревья называются хвойными, другие — лиственными? Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом».

Назовите вечнозеленые деревья. Почему их так называют?

Закрепление вне занятия

1. Игра «Какой лист, какая ветка, какое полено?».

2. Игра «Подбери предметы к признакам» (кленовый, -ая,-ое; дубовый, -ая, -ое и т.д.).

3. Игра «Найди пару».

4. Счет — 1-10 — кленовый лист, липовая аллея, дубовое полено.

5. Игра «Цепочка» со скороговоркой.

Занятие 6

Тема: Относительные прилагательные

Цель: 1. Образование и употребление относительных прилагательных от названия материала.

2. Закрепление представлений о тканях.

3. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

4. Составление предложений с относительными прилагательными по образцу.

Оборудование: 4 картины с сюжетами: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Предметные картинки: мужчина, женщина, ребенок (II период); сапоги, шуба, кофта, шарф, плащ детский (II период);

туфли, валенки, шляпы, кепки, панамы, костюм, пальто, платье, майка (пос. Т.Б. Филичевой);

шапка вязаная, куртка кожаная, комбинезон, куртка детская, кроссовки, туфли мужские, туфли и плащ женские, кеды (II период). Образцы тканей.

Таблички-символы: «Швейная фабрика», «Обувная фабрика», «Фабрика головных уборов».

План занятия

I. Приметы весны в жизни людей.

II. Рассматривание серии сюжетно-пейзажных картин: Как определить время года по одежде (обуви, головным уборам) людей?

III. Игра «Оденем людей по сезону (времени года) ».

1. Какой сейчас сезон (время года)?

Какие предметы одежды, обуви, головных уборов подходят к весне? Какие предметы сейчас (весной) лишние? Почему?

2. Лишние предметы убираются сдоски.

3. Оставшаяся весенняя одежда, обувь, головные уборы подбираются ребенку, мужчине, женщине.

Вводятся прилагательные: детскаяодежда, обувь, головные уборы;

мужскаяодежда, обувь, головные уборы;

женскаяодежда, обувь, головные уборы.

IV.Физкультминутка.

V.Игра «Мы работаем на фабрике».

1. Выставляются таблички-символы: «Швейная фабрика», «Обувная фабрика», «Фабрика головных уборов».

2. Дети делятся на три команды в соответствии с количеством фабрик.

3. Отбирают соответствующие им картинки и необходимые для изготовления материалы.

4. Каждая команда-фабрика проговаривает, что, из чего, какое шьет.

Образец: Я буду шить из шелка шелковоеплатье.

Я буду шить из кожи кожаныесапоги.

Я буду вязать из шерсти шерстяную шапку.

VI. Счет — 1-10 — кожаная туфля, суконное пальто, вискозная майка.

VII.Спряжение вбудущем времени:

сушить бархатную куртку, джинсовый комбинезон;

связать кружевную панаму, шерстяную шапку;

вышить полотняную рубашку, шелковую блузу.

VIII.Подбор предметов к признакам:

Наши рекомендации