Тема: Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»

Цель: 1. Обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок (иллюстраций к сказке).

2. Закрепление представлений о временах года.

3.Обогащение лексики родственными словами путем выделения из контекста.

4.Обогащение лексики признаками — подбор признаков к предметам.

Оборудование: Текст русской народной сказки «Снегурочка». Сюжетные картинки: Дед и баба грустные сидят.

Дед и баба лепят Снегурочку. Снегурочка — помощница по дому. Снегурочка грустит весной. Снегурочка радуется граду. Снегурочка идет в лес с подружками. Снегурочка прыгает через костер. Снегурочка превращается в облачко и улетает.

План занятия

I. Отгадывание загадки о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Припоминание (называние) зимних месяцев, зимних забав и развлечений. II. Упражнение в выделении родственных слов из короткого текста.

Идет снег.Огромные снежныехлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад.Саня и Соня лепят снеговика. Наварежку Сони упала пушистая снежинка.Коля и Петя играют в снежки.

III.Рассказывание логопедом русской народной сказки «Снегурочка».

IV.Беседа по содержанию сказки:

Кто главный герой сказки?

Почему сказка называется «Снегурочка»?

Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку?

Из чего они слепили Снегурочку?

Подберите признаки к Снегурочке.

Чему радовались старик со старухой?

Какая Снегурочка была зимой, а какой стала весной?

Почему весной Снегурочка стала грустной?

Что обрадовало ее? Почему?

Куда пошла Снегурочка с подружками?

Что с ней случилось в лесу?

Почему она растаяла?

Эта сказка веселая или грустная?

Кому понравилась сказка «Снегурочка»?

V. Физкультминутка.

VI. Повторное рассказывание сказки с установкой на запоминание.

VII. Работа с иллюстрациями:

1. Рассматривание иллюстраций и припоминание подходящих отрывков из сказки к каждой.

2. Размещение иллюстраций на доске в соответствии с сюжетной линией сказки.

VIII. Коллективный пересказ сказки с опорой на иллюстрации, с использованием приема договаривания фраз, начатых логопедом.

IX. Самостоятельный пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на иллюстрации (без помощи логопеда).

X. Итог. Припомните родственные слова к слову «снег». Какое родственное слово можно добавить к ним после знакомства со сказкой «Снегурочка»?

Закрепление вне занятия

1. Игра «Подбери признаки» (снег, зима, Снегурочка).

2. Игра «Образуй родственные слова» (снег, зима, Снегурочка).

3. Аппликация «Снегурочка».

4. Рисование иллюстрации к сказке.

5. Рассказывание сказки «Снегурочка» своим родственникам.

Занятие 2

Тема: Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-

Цель: 1.Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

2. Упражнение в постановке вопросов с вопросительными местоимениями: чей?, чья?, чье?, чьи?

3.Закрепление согласования притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

4.Развитие внимания и памяти.

Оборудование: Сюжетная картина «Семья».

Предметные картинки: папа, мама, дедушка, бабушка, девочка, мальчик (II период);

журнал, газеты, очки, костюм, диван, пила, шар, кубики, нитки, фрукты, цепочка, платье, портфель, карандаши, букварь (пос. Т.Б. Филичевой), колечко, тетрадь, книга, мяч, шахматы.

План занятия

I. Называние маминого и папиного имени и отчества, членов своей семьи по порядку,

начиная с самого старшего.

II. Рассматривание сюжетной картины «Семья».

Беседа: Кого вы видите на картине?

Дайте детям имена (Таня, Витя).

Как одним словом можно назвать этих людей?

Какое время дня или день недели отображен на картине? Докажите. Рассмотрите, расскажите и запомните, кто чем занимается. (Картина убирается.)

III.Игра «Чей, чья, чье, чьи? » — упражнение в постановке вопросов и в ответах на них.

1. Припоминание, кто чем занимался на картине и кому что для этого нужно.

2. Рассматривание и отбор предметных картинок, соответствующих содержанию картины или подходящих по смыслу к картине «Семья».

3. Постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:

Чья газета? — Дедушкина газета. Соревнуются две команды, которые меняются ролями.

IV. Физкультминутка.

V. Счет — 1-12— мамин день — упражнение в согласовании.

1. Предварительная беседа:

Какой праздник называют маминым днем?Почему?

Как вы отмечали его в семье?

Вы хотели бы, чтобы он был чаще?

Сделайте в вашей семье мамин деньхотя бы один раз в месяц — это

будет 12 раз в году.

2. Счет от 1 до 12.

VI. Игра «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений по образцу.

Образец: У Алеши новый автомобиль.— Это новый Алешин автомобиль. У бабушки интересная сказка. —

У мамы новое весеннее пальто. —

У дедушки удобное кресло. —

У папы свежая газета. —

У папы охотничья собака. —

У Наташи интересная книга. —

У Кости разноцветные кубики.—

У мамы (папы) имя — Катя (Петя) — Катя (Петя) — это мамино

(папино) имя.

VII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Счет — 1-10 — мамино кольцо, папин костюм, мамино платье, дедушкина газета.

2. Игры на развитие внимания и памяти:

«Запомни, положи» (4 предмета)»

«Что с чем поменяли местами?» (9-10 предметов).

3. Игра «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений, употреблении притяжательных прилагательных.

Занятие 3

Наши рекомендации