Тема: Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»
Цель: 1. Обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок (иллюстраций к сказке).
2. Закрепление представлений о временах года.
3.Обогащение лексики родственными словами путем выделения из контекста.
4.Обогащение лексики признаками — подбор признаков к предметам.
Оборудование: Текст русской народной сказки «Снегурочка». Сюжетные картинки: Дед и баба грустные сидят.
Дед и баба лепят Снегурочку. Снегурочка — помощница по дому. Снегурочка грустит весной. Снегурочка радуется граду. Снегурочка идет в лес с подружками. Снегурочка прыгает через костер. Снегурочка превращается в облачко и улетает.
План занятия
I. Отгадывание загадки о зиме:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Припоминание (называние) зимних месяцев, зимних забав и развлечений. II. Упражнение в выделении родственных слов из короткого текста.
Идет снег.Огромные снежныехлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад.Саня и Соня лепят снеговика. Наварежку Сони упала пушистая снежинка.Коля и Петя играют в снежки.
III.Рассказывание логопедом русской народной сказки «Снегурочка».
IV.Беседа по содержанию сказки:
Кто главный герой сказки?
Почему сказка называется «Снегурочка»?
Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку?
Из чего они слепили Снегурочку?
Подберите признаки к Снегурочке.
Чему радовались старик со старухой?
Какая Снегурочка была зимой, а какой стала весной?
Почему весной Снегурочка стала грустной?
Что обрадовало ее? Почему?
Куда пошла Снегурочка с подружками?
Что с ней случилось в лесу?
Почему она растаяла?
Эта сказка веселая или грустная?
Кому понравилась сказка «Снегурочка»?
V. Физкультминутка.
VI. Повторное рассказывание сказки с установкой на запоминание.
VII. Работа с иллюстрациями:
1. Рассматривание иллюстраций и припоминание подходящих отрывков из сказки к каждой.
2. Размещение иллюстраций на доске в соответствии с сюжетной линией сказки.
VIII. Коллективный пересказ сказки с опорой на иллюстрации, с использованием приема договаривания фраз, начатых логопедом.
IX. Самостоятельный пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на иллюстрации (без помощи логопеда).
X. Итог. Припомните родственные слова к слову «снег». Какое родственное слово можно добавить к ним после знакомства со сказкой «Снегурочка»?
Закрепление вне занятия
1. Игра «Подбери признаки» (снег, зима, Снегурочка).
2. Игра «Образуй родственные слова» (снег, зима, Снегурочка).
3. Аппликация «Снегурочка».
4. Рисование иллюстрации к сказке.
5. Рассказывание сказки «Снегурочка» своим родственникам.
Занятие 2
Тема: Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-
Цель: 1.Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
2. Упражнение в постановке вопросов с вопросительными местоимениями: чей?, чья?, чье?, чьи?
3.Закрепление согласования притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
4.Развитие внимания и памяти.
Оборудование: Сюжетная картина «Семья».
Предметные картинки: папа, мама, дедушка, бабушка, девочка, мальчик (II период);
журнал, газеты, очки, костюм, диван, пила, шар, кубики, нитки, фрукты, цепочка, платье, портфель, карандаши, букварь (пос. Т.Б. Филичевой), колечко, тетрадь, книга, мяч, шахматы.
План занятия
I. Называние маминого и папиного имени и отчества, членов своей семьи по порядку,
начиная с самого старшего.
II. Рассматривание сюжетной картины «Семья».
Беседа: Кого вы видите на картине?
Дайте детям имена (Таня, Витя).
Как одним словом можно назвать этих людей?
Какое время дня или день недели отображен на картине? Докажите. Рассмотрите, расскажите и запомните, кто чем занимается. (Картина убирается.)
III.Игра «Чей, чья, чье, чьи? » — упражнение в постановке вопросов и в ответах на них.
1. Припоминание, кто чем занимался на картине и кому что для этого нужно.
2. Рассматривание и отбор предметных картинок, соответствующих содержанию картины или подходящих по смыслу к картине «Семья».
3. Постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:
Чья газета? — Дедушкина газета. Соревнуются две команды, которые меняются ролями.
IV. Физкультминутка.
V. Счет — 1-12— мамин день — упражнение в согласовании.
1. Предварительная беседа:
Какой праздник называют маминым днем?Почему?
Как вы отмечали его в семье?
Вы хотели бы, чтобы он был чаще?
Сделайте в вашей семье мамин деньхотя бы один раз в месяц — это
будет 12 раз в году.
2. Счет от 1 до 12.
VI. Игра «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений по образцу.
Образец: У Алеши новый автомобиль.— Это новый Алешин автомобиль. У бабушки интересная сказка. —
У мамы новое весеннее пальто. —
У дедушки удобное кресло. —
У папы свежая газета. —
У папы охотничья собака. —
У Наташи интересная книга. —
У Кости разноцветные кубики.—
У мамы (папы) имя — Катя (Петя) — Катя (Петя) — это мамино
(папино) имя.
VII. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Счет — 1-10 — мамино кольцо, папин костюм, мамино платье, дедушкина газета.
2. Игры на развитие внимания и памяти:
«Запомни, положи» (4 предмета)»
«Что с чем поменяли местами?» (9-10 предметов).
3. Игра «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений, употреблении притяжательных прилагательных.
Занятие 3