Работа по созданию вторичного текста

Вторичный текст (метатекст) - это текст, созданный на основе первоисточника в результате его компрессии.

Компрессия текста (от лат. соmpression - сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и вы-делении в нем основной информации. Только тот текст по-настоя­щему осмыслен, основное содержание которого можно выразить в сколь угодно сжатой форме.

3.3.7.1. Основы компрессии научного произведения

Компрессия текста предполагает обязательное наличие трех важнейших составляющих:

Внимательное чтение текста и выделение ключевых слови предложений.

Ключевые слова - это слова, содержащие основной смысл вы­сказывания, называющие новую подтему текста. Чтобы найти клю­чевое слово, словосочетание или предложение, необходимо знать строение абзаца.

Каждый абзац имеет абзацный зачин, далее идет главная аб­зацная фраза, затем комментирующая часть, в которой раскрывает­ся утверждение главной абзацной фразы. Заканчивается абзац вы­водом. Иногда абзацный зачин является и главной фразой, а вывод, если комментирующая часть занимает два абзаца или более, может быть выделен в отдельный абзац. Ключевые слова обычно находят­ся в главной абзацной фразе.

Написание вторичного текста.

Для выявления позиций автора, создающего метатекст, ис­пользуются специальные стандартные выражения (клише),рас­крывающие структуру текста-первоисточника. Выбор клише дол­жен отражать его структуру. Например:

0 Статья представляет собой обзор различных направлений...

° В статье обобщается опыт...

° В книге описана методика...

° В статье обосновывается принцип...

° В работе анализируются различные подходы к решению про - блемы...

Использование лексики с обобщенно-абстрактным значени­емдля краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста:

0 слов, отражающих композицию первоисточника (например: задачи(автора), изложение(материала), (основные) поло­жения,(показаны) процессы,(описывается) опыти др.;

0 слов, называющих частотные элементы структуры любого научного произведения (например: доказательство(заяв-

ленного положения), аргументация (выдвинутой гипоте­зы), иллюстрация (данного тезиса), объяснение (происходя­щих процессов), (позволяет сделать) выводы и др.);

° слов, оценивающих содержание первичного текста, но не ис­пользованных его автором (например: значение, особенности (работы), отличия(статьи), различия(научных позиций) и др.) Существуют метатексты разной степени компрессии, освоение ко торой способствует более глубокому его пониманию и необходимо мри составлении всех вторичных текстов, к которым относятся раз­нятые виды плана, тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия.

Названные метатексты принято определять термином рефера­тивное письмо, так как они взаимосвязаны между собой: освоение одного из них помогает освоению другого, любая текстовая еди­ни ца научной продукции легко трансформируется в другую. Вла­дение всеми видами реферативного письма дает возможность гра­мотного оформления научных работ (от конспектирования лекций до написания курсовых и дипломных проектов), повышая как ре­чевую, так и профессиональную компетенцию.

3.3.7.2. Особенности содержания и оформления
различных видов вторичных текстов (метатекстов)

План. Виды планов

План- это озаглавливание (различными типами предложе­ний) смысловых частей научного первоисточника.

Процесс составления плана распадается на следующие моменты:

° чтение книги (статьи);

° деление прочитанного на смысловые части;

° выделение основной информации каждой части;

° краткое номинирование каждой части.

Наименование каждой части можно оформить:

° вопросительными предложениями (вопросный план);

° назывными предложениями (назывной план)-,

° повествовательными предложениями (тезисный план).

Все части плана должны быть оформлены предложениями одного типа (в соответствии с видом плана).

План в вопросной форме состоит из пунктов, сформулирован- иых в виде вопросов. При этом используются конструкции с раз-

личными вопросительными словами {какой, каков, почему, как, где и т.д.): что называется чем, что состоит из чего, что представляет собой что, почему произошло что, где находится что, в чем заклю­чается что и т.д.

План в назывной форме включает пункты, оформленные как назывные предложения, т.е. односоставные предложения, состоя­щие только из субъекта (существительных в именительном паде­же) или субъекта с пояснительными словами: что как что, что в чем, роль чего в чем, знание чего, предмет чегои т.д.

Тезисный план - это план, пункты которого выражают основ­ные, кратко сформулированные положения текста. Различают простой и сложный планы. Простой план - это выделение и наи­менование главных, основных частей статьи. К тексту, сложному по смысловой структуре, может быть составлен сложный, развер­нутый план. В сложном плане главные части (они обычно обозна­чаются римскими цифрами) делятся, в свою очередь, на ряд до­полнительных (они обычно обозначаются арабскими цифрами и буквами). При записи сложного плана целесообразно пользоваться следующей схемой:

1)...

2)...

а) ...

б) ...

II. …

...

1)...

2)...

а) ...

б) ...

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построе­ние произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана помогает выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли. Он мобилизует внимание, помогает быстро восстановить в памятипрочитанное. Умение составлять план необходимо студенту причтении и анализе литературы, при подготовке докладов, выступлений, в дальнейшей научной работе.

Тезисы как вторичный текст (от греч. thesis - положение, ис- тинность которого должна быть доказана) пишутся на основе с статьи, параграфа, главы, лекции другого автора. Это результат компрессии первичного текста в виде кратко сформулированных основных положений, но вместе с тем имеющих более развернутую форму, нежели тезисный план.

Тезисы отличаются от плана тем, что в них не только назы­ваются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность.

Например:

Назывной план: Владение письменным литературным языком.

Тезисный план: Владение письменным литературным языком (достигается посредством изучения грамматики.

Тезисы: Владение письменным литературным языком дости­гаетсяпосредством изучения грамматики. В связи с этим чрезвы­чайноважным представляется рассмотрение употребления опре­деленныхморфологических единиц в тех или иных синтаксических конструкциях.

Тезисы чаще всего оформляются с использованием безличных предложений, глаголов с возвратной частицей -ся, кратких страда­тельных причастий (затрагиваются, уделялось, представлена, при­нятои т.п.).

Конспект (от лат. соnspectus - обзор) - краткое письменное изложение содержания книги, статьи, лекции, предназначенное для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспект - это сжатый, но связный и последовательный вариант текста с максимальным сохранением его смысла.Конспект отличается от тезисов тем, что содержит не только кратко сформу­лированные основные положения,но и доказательства, иллюстра­тивный материал.

При конспектировании может быть применим любой из трех способов:

цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

передача основных мыслей текста «своими словами»;

смешанный вариант.

Все три варианта предполагают использование сокращений. Компрессия и трансформация первоисточника происходит по всем направлениям: от структуры предложения(ССП, СПП → про­стые; простые осложненные → простые неосложненные и т.д.) до структуры слова(общепринятые и индивидуальные сокращения).

Выбор формыконспекта зависит от объемаи характера ин­формации,а также целиконспектирования. Если конспект созда­ется для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный вариант. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для за­поминания и устного ответа на экзамене, используется второй.

В конспекте допустимы:

перефразирование предложений;

использование аббревиатур, условных обозначений, графи­ческих средств, математических символов:

° внутри текста.

=> «следовательно, поэтому» <= «потому что, так как»

= «равны, это есть»

≈ «примерно равны, похожи»

> «больше»

< «меньше»

° на полях:

«противоположны, противопоставлены»

? «вызывает вопросы, спорно»

! «абсолютно согласен»

+ «положительная оценка мысли»

- «отрицательная оценка мысли»

NВ «нота бене, обратить внимание»

сокращения слов, подчиненные определенным правилам:

° общепринятые сокращения, регламентирующие транс­формирование именных частей речи до первых букв:

библиотека- библ., профессор- проф., доцент- доц.,т.д., пр.)либо используется вариант через дефис (вещество(-ва) - в-во(-ва), свойство(-ва) - св-во(-ва), яв­ление- явл-е, человек - ч-к, вариант(-ты) - вар-т(-ты), качественный(-ая, -ое, -ые) - кач-ый (-ая, -ое, -ые), кото- рый(-ая, -ое, -ые) -к-ый(-ая, -ое, -ые));глагольные части пишутся через дефис (рассмотреть - рассм-ть, являет­ся - явл-ся, составляет - сост-ет, доказывая - док-я, под­черкнутый -подчер-тыйи т.д.);

° индивидуальные сокращения, при которых родовое сло­во (имя существительное им. п.) заменяется одной буквой (любой) русского, латинского или греческого алфавита, а все однокоренные слова пишутся через дефис (развитие -γ, развивая-γ -ая, развивающийся- γ -щийсяи т.п.). В таком случае условное обозначение родового слова зрительно вы­деляется (возможна его запись на полях).

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы:

проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную;

записать с использованием сокращений всю важную для по­следующего восстановления информацию (своими словами или цитируя).

Для лучшего восприятия конспектируемого текста материалы рекомендуется располагать на листе структурно(рубрикация, та­блицы, схемы, различная цветовая гамма и т.д.).

Реферат

Реферат (от лат. refrete - докладывать, сообщать) - изложе­ние основного содержания первоисточника (книги, научной статьи и т.п.). При раскрытии содержания первичного произведения в ре­ферате передается та новая, значительная, проблемная информа­ция, которая составляет суть, идею первоисточника.

По количеству источников выделяются рефераты монологиче­ские и обзорные,по коммуникативным целям - информативные, аналитическиеи индикативные.

Монологическийреферат составляется по одному источнику, обзорныйреферат пишется на основе нескольких текстов, посвя­щенных одной проблеме, информативныйреферат (реферат-кон­спект) содержит в обобщенном виде все основные положения пер­вичного текста.

Аналитическийреферат содержит элементы оценочного ха­рактера.

Индикативный(указательный) реферат, или реферат-ре­зюме(от фр. resume - краткое изложение сути написанного, крат­кий связный вывод, заключительный итог чего-либо), строится на основе самого существенного, ключевого в содержании первоис­точника; все вторичное с позиций освещаемой темы опускается.

В учебных целях (для написания курсовых, дипломных и дис­сертационных работ) важны все виды рефератов, которые имеют общую структуру и содержание. Объем реферата зависит от его вида и объема первичного текста.

Познакомимся со структурой и основным содержанием типо­вого реферата.

Фамилия и инициалы автора (авто ров); название работы (книги, статьи), выходные данные (год, место издания название, номер журнала, страницы). Формулировка темы (проблемы) первичного текста, которая, как правило, отражена в названии текста (статьи, книги); начало собственно реферат и ной части должно быть обобщающим и одновременно содержащим указания на новую информацию.

Компрессия научной информации, направленная на то, чтобы выявить и вы брать из содержания первичного доку­мента наиболее существенную, новую информацию и представить ее в повой, краткой форме в соответствии с постав­ленной целью по принципу «минимум знаков - максимум информации». Выводы автора.

I. Вводная часть

(заголовочная)

II. Собственно реферативная часть:

1. Вступление

2. Основная часть

3. Заключительная часть.

III. Итоговая часть.

Вывод, содержащий оценку работы является обязательной для автора(-ов) с точки зрения новизны аналитического формации и рекомендации о возможности и сфере использования изложен­ных идей (положений).

Как организовать работу над написанием реферата?

Информативный и аналитический рефераты

Прочитать текст два раза. Во время чтения определит структуру произведения и сформулировать ответы на опросы: 1. Какой проблеме посвящена статья? О чем она? 2. Как автор рассматривает данную проблему? На каких вопросах он заостряет внимание? 3. Что, с вашей точки зрения, представляет наибольший интерес? 4. Какие положения статьи вызывают у вас сомнения, возражения?

Прочитать текст по смысловым частям, составить план текста (вопросный, назывной, тезисный).

Письменно пересказать содержание всех частей текста о: третьего лица или с использованием конструкций, показывающие собственное отношение реферирующего к информации, изложен мой в первоисточнике: автор излагает свои мысли; автор анализирует; автор отмечает; автор подчеркивает; автор (справедливо) подчеркивает внима­ние; автор (обоснованно) утверждает, что... и т. д.

Соединить все части реферата следующими конструкциями, чтобы получился единый связный текст:

статья посвящена...; в начале статьи...; автор исходит из того что,..; далее автор рассматривает...; автор считает необходи­мым...; опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том что...; в статье (убедительно) доказывается... и т. д.

Заканчивая работу над рефератом, можно дать общую оцен­ку изложенной автором информации (для аналитического реферата она обязательна):

Работа имеет большое значение для.... Достоинством работе начнется.... Нельзя не согласиться с мнением автора о.... Нельзя согласитъся с мнением автора о....

Индикативный реферат (реферат-резюме).

На этапе подготовки к написанию этого вида реферата необхо­димо ответить на следующие вопросы: 1. Статья интересна или нет? 2. Статья нужная или нет? 3. Статья полезная или нет? 4. В чем заключается рациональное зерно первично­го произведения? 5. В чем его новизна, нестандартность?

Ответы на эти вопросы позволяют дать оценку статьи в целом. При написании реферата-резюме используются те же опорные кон­струкции, что и для других видов реферативного письма.

Аннотация (от лат. annotatio - примечание, пометка) - крат­кое разъяснительное или критическое замечание, сжатая характе­ристика содержания и назначения первичного текста - продукта печати (книги, статьи и т.п.) или рукописи. По сути, это реклама текста. Аннотация не раскрывает содержания произведения, а лишь сообщает о его существовании, дает самое общее предвари­тельное представление о незнакомом читателю источнике и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации. Аннотация обязательно содержит библиографическое описание.

Аннотации бывают разных видов: на одно произведение и на группу произведений по одной тематике; они, в свою очередь, де­лятся на аннотации справочные и рекомендательные.

Справочная, или информационная, аннотация характеризу­ет тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем либо об общих для нескольких источников вопросах, но не дает его (их) критической оценки.

Рекомендательная аннотация на одно произведение дает кри­тическую оценку его содержания с позиций пригодности источни­ка для определенной категории читателя (с учетом возраста, уров­ня подготовки и других особенностей потребителя, которому эта аннотация предназначена). Рекомендательная аннотация на группу произведений дает их обобщенную характеристику, показывая раз­личия в трактовке темы и степени доступности источников, под­черкивая особенности изложения материала и др. В тех случаях, когда аннотация ориентирована на широкий круг читателей, она носит общий характер. В случаях же информирования узкого круга специалистов аннотация носит специализированный характер.

При написании курсовых, дипломных и диссертационных ра­бот из всех видов аннотаций наиболее важное значение имеют справочные аннотации как наиболее эффективные в представле­нии своевременной информации о новейших достижениях в раз­личных областях науки и техники.

Текст любого вида аннотации состоит из двух частей: библиографического описания и собственно текста.

Библиографическое описание дает исходную информацию о произведении. При этом особое внимание уделяется точному ука­занию выходных данных книги или статьи: фамилии и инициалов автора, названия текста, места издания, издательства, года издания, количества страниц. Расположение этих данных на листе подчине­но установленным правилам.

Собственно текст аннотации дополняет эту информацию, включая сведения о содержании произведения, его авторе и досто­инствах произведения. Условно его можно разделить на две части. Первая часть содержит ответ на вопрос: что представляет собой статья/книга, о чем в ней говорится? Вторая часть представляет собой ответ на вопрос: кому она предназначается, на кого рассчита­на? Эта часть текста обязательна для рекомендательной аннотации.

Текст справочной аннотации включает следующие сведения:

° тип и назначение произведения (сборник, статья, диссерта­ция и т.п.);

° задачи, поставленные автором аннотируемого произведе­ния;

° метод, которым пользовался автор (компиляция других ис­точников, эксперимент и т.п.);

° принадлежность автора к определенной научной школе или направлению;

° структуру аннотируемого произведения;

° предмет и тему произведения, основные положения и выво­ды автора;

° характеристику иллюстративных материалов, приложений, справочного аппарата и другого, в том числе указатели и би­блиографию.

Если аннотируемый документ посвящен новым проблемам и в нем используется новая терминология, то в аннотацию ино­гда включаются и краткие сведения по существу рассматриваемой проблемы, дается толкование терминов.

При необходимости приводятся сведения об авторе /авторах.

Приступая к написанию аннотации, необходимо помнить сле­дующее: аннотация - наиболее стандартизированный жанр научной речи, поэтому целесообразно использовать специальные устойчи­вые конструкции (лексические клише):

° для обозначения субъекта действия: автор, авторы, иссле­дователь, ученый;

° для обозначения первоисточника: статья, сборник, глава, монография, работа, исследование, книга, труд;

° для обозначения связи фрагментов аннотации: прежде все­го, вначале; затем, далее; кроме того; во-первых, во-вторых; наконец...

° для передачи основного содержания (активные и пассив­ные конструкции): автор(-ом) рассматривает(-ся, -рен) вопрос о..., в статье (книге...) анализируется (дан анализ) проблем(-ы)..., раскрывает(-ся) сущность..., заостряет(-ся) внимание (на...), приводит(-дятся, -дены) данные (о...), уде- ляет(-ся, -лено) (особое) внимание..., обобщает(-ся, -щен) материал (о...), описывает(-ся, -сан) способ..., характеризует(-ются) процессы... и т.д.;

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, про­стым и ясным, без длинных и сложных предложений, без абзацев; композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа; отбор сведений для аннотации, их формирование и располо­жение зависят от содержания и характера аннотируемого произве­дения, назначения аннотации и потребителя, на которого она рас­считана.

Рецензия (от лат. recensio - осмотр, обследование) - офици­альный письменный отзыв, содержащий критический разбор како­го-либо научного сочинения. Это один из видов вторичного текста, основное назначение которого - информировать общественность о новой публикации,дать доказательныйанализи оценкузначимостии произведения,показать его назначениеивозможностьиспользова­нии. В этой связи рецензент должен аргументированно выразить гноеотношениек основным положениям анализируемого текста и по питаемым в нем проблемам, показать достоинства и недостат­киработы.

Рецензия отличается достаточно жестким способом построения, имеет свои структурные особенности и языковые стандарты - клише. Вместе с тем в зависимости от жанра рецензируемого произведенияопределяется общая оценка и вывод о значении публикации. Так, рецензия на диссертацию, курсовой или дипломный проектможет содержать рекомендации по улучшению рецензиру­емой работы; рецензия на учебник, рацпредложение - рекоменда­цию по практическому применению труда; в рецензии на статью, монографию, диссертацию дается оценка теоретической значимости сочинения в конкретной области науки. Объем рецензии может быть различным в зависимости от объема и характера рецензируе­мой работы, цели рецензии и т.д.

Умение составлять рецензию развивает культуру научного мышления, повышает общую грамотность и компетентность и рас­ширяет профессиональный кругозор.

Таким образом, знание и соблюдение требований научного стиля рождает ясность и логичность в изложении материала, точность и передаче научной мысли. Наряду с этим важнейшим условием эффективной организации научной речи (научного произведения) является знание литературного языка и умение им пользоваться.

Приобретению навыков составления того или иного вторичного текста помогут образцы реферативного письма.

Рассмотрим на материале одного первоисточника, как трансформируются описанные виды вторичной научной продукции.

Наши рекомендации