Формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.
При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).
Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:
- выполнение разнообразных практических действий;
- широкое использование дидактического материала;
- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:
- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;
- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.
Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.
Приемы формирования математических представлений.
В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:
1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:
- четкость, расчлененность показа способов действия;
- согласованность действий со словесными пояснениями;
- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:
- активизация восприятия, мышления и речи детей.
2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.
3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.
4. Один из основных приемов формирования элементарных математических представлений во всех возрастных группах — вопросы к детям.
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.
5. Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.
Применение контроля и оценки имеет свою специфику в зависимости от возраста детей и степени овладения ими знаниями и способами действий. Контроль постепенно переносится на результат, оценка становится более дифференцированной и содержательной. Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им и т. д.
6. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, но которому движется мысль ребенка в процессе учения.
В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д. Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов. Затем количество предметов постепенно увеличивают, а степень контрастности сопоставляемых признаков соответственно уменьшают.
7. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.
8. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:
9. Экспериментирование- это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).
10. Тренинг- метод ознакомления с социальной действительностью
42. Развитие пространственных представлений и временных представлений у детей дошкольного возраста. Организация самостоятельной математической деятельности детей.
Временная ориентировка -- сознательное восприятие времени в процессе социально-производственной практики. Формирование ориентировки во времени является обязательным содержанием занятий по математике в ДОУ. Дети знакомятся с основными мерами времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) и временами года; учатся понимать смысл слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера -- сегодня -- завтра, быстро -- медленно). Развитие восприятия времени опирается на чувственную основу и на освоение общепринятых эталонов оценки времени в процессе проведения режимных моментов в ДОУ, осуществления практической деятельности и специально организованных упражнений. Наиболее часто употребляемой наглядностью являются календарь (плакатный, отрывной, сезонный, природный, на один месяц) и часы (песочные и механические). Временные отношения -- понятие, которое отражает порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи (характеризуется длительностью). Восприятие временных отношений в западной культуре относится к линейной модели времени, в восточной культуре -- к циклической модели времени.
В природе регулярно повторяется смена времен года, дня и ночи, лунных фаз. Эти явления называются суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. На этой основе и возникли основные единицы измерения времени -- сутки, неделя, месяц, год. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер и ночь. Такое определение, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением Солнца.
Дети должны научиться соотносить обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени, определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним объективным признакам. Время воспринимается ребенком опосредованно по каким-либо конкретным признакам. Но эти признаки нестабильны зависят от времени года, от географических положений. Работа по ознакомлению детей со временем является обязательным составляющим компонентом в решении математического развития детей старшего дошкольного возраста. Формирование временных представлений происходи на базе детской деятельности, сенсорного опыта, практики.
Учить определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другому предмету, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (словесному или звуковому); уточнять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов («Я стою за Мишей, позади меня паровозик, около меня Сережа»); Помогать овладеть ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы), в том числе на листе бумаги, альбома, страницы книги; описывать расположение объектов в пространстве и на плоскости. (Вспомнить вместе с детьми, что было вчера, сегодня, предполагать, что может быть завтра; учить называть дни недели. Учить называть дни недели, текущий месяц, времена года; определять время по часам с точность до получаса.)
Таким образом, вариативные программы в соответствии с временным Государственным образовательным стандартом предусматривают задачи по формированию временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, используя при этом различные подходы, методы и средства.
Методика формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
На основе ежедневных наблюдений и организации игровых упражнений воспитатель формирует у детей понимание временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учит пользоваться этими понятиями в жизни. Особое место в работе по развитию представлений о времени занимают дидактические игры: «Что за чем следует?», «Дни недели», «Было-будет», «Продолжай», «Который час?», «Вчера, сегодня, завтра», «Маленький день», а также словесные игровые упражнения: «Расскажи о времени», «Расскажи о своем распорядке дня», «Дополни предложение, словами обозначающими время», «Придумай предложения с вопросом * «В котором часу?»», «Придумай загадку о времени и часах». Полезно также проводить такие игры, содействующие уточнению и развитию временных представлений как, «Кто работает рано утром?», «Кто работает днем?», «Путешествие ночью», сопровождая их чтением стихотворений В. Яковлева из книги «Утро, день, вечер, ночь», С. Маршака «Ночная страница» и др.
В развитии у детей пространственно-временных представлений особо широко необходимо применять такие средства, как модели и моделирование. В современных исследованиях имеют место разные подходы к определению сущности моделирования.
. Самостоятельная математическая деятельность у детей старшего дошкольного возраста и формирование пространственно-временных представлений
Понятие и значение самостоятельной математической деятельности
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В практику работу по математическому развитию дошкольников широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком, в том числе и самостоятельную математическую деятельность.Самостоятельная математическая деятельность может быть различной по содержанию, однако все аспекты проблемы в данном случае рассматриваются применительно к математической деятельности.
Самостоятельную математическую деятельность можно противопоставить математической деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребёнка. Ребенок свободен в выборе занятия, темы, начала и окончания работы.
Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель, средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.
Интерес, склонность к самостоятельной математической деятельности - не менее важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности. Интерес и склонность, в свою очередь, вызываются разными причинами: ощущением успеха и наличием соответствующих способностей. К концу дошкольного возраста могут сложиться весьма ценные и специфические мотивы деятельности. Ценность этих мотивов не только в том, что они близки высоким мотивам зрелой деятельности, сколько во влиянии их на формирование общей направленности личности. Такие мотивы входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его появление в целом. (
Любая деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руководства взрослого, так как инициативу ребёнка легко нейтрализовать.
Рассматривая самостоятельную математическую деятельность в системе образовательного процесса в ДОУ, раскроем ее значение в развитии личности ребёнка дошкольного возраста.В ходе самостоятельной математической деятельности дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.
В самостоятельной математической деятельности дети активно используют дидактические игры, занимательный математический материал. Данные средства математического развития в свою очередь способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащают ребёнка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Дети в самостоятельной математической деятельности используют доступные для себя действия: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисление, комбинирование, моделирование и др.
В результате использования практических действий в самостоятельной математической деятельности дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Таким образом, самостоятельная математическая деятельность предполагает наличие мотива и инициативы со стороны ребёнка и косвенного руководства взрослого, занятия в ходе самостоятельной математической деятельности способствуют раскрытия потенциала для развития сенсорных и интеллектуальных способностей детей в дошкольном возрасте.
43. Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста.
В связи с принятием Закона РФ «Об образовании», где одной из главных задач дошкольного образования, является формирование нравственных качеств личности, то следует отметить, что экологическое воспитание - это составная часть нравственного воспитания.
По мнению Н. П. Рыжовой , С. Н. Николаевой и других исследователей, которые свидетельствуют о том, что основы экологического воспитания закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые знакомится с объектами природы.
Согласно Г.М. Коджаспировой «экологическое воспитание - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [4:24]».
К исследованию данной проблемы обращались, такие ученные как В. А. Ясвин, М.Д. Маханева которые рассматривали экологическое воспитание как специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений и нравственных качеств личности Н. А. Рыжова, экологическое воспитание детей дошкольного возраста, представляла как непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды .
Изучив и проанализировав понятия «экологическое воспитание» и «экологическое воспитание дошкольников», можно сделать вывод, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста, представляет собой часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, а эффективность экологического воспитания детей зависит от уровня развития их познавательной активности. Познавательную активность дети проявляют в непосредственно-организованной деятельности, которой уделяется большое внимание в условиях дошкольного образовательного учреждения и задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для формирования и развития экологического воспитания. Основными условиями экологического воспитания в детском саду служат: уголки природы во всех группах в соответствии с возрастом детей, зимний сад, программа и экологическая тропа, на которой представлены «остановки» в виде изучаемых объектов. Таким образом, экологическое воспитание является способом воздействия на чувства детей, формируя и развивая у детей уровень сознательности по отношению к природе. Основы экологического воспитания формируются в дошкольном возрасте в процессе целенаправленного, организованного образовательного процесса.
В основе содержания работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО Республики Крым, лежит Закон Республики Крым «Об экологическом воспитании, образовании и просвещении».