Инновационные формы обучения при разных видах занятий (в часах)

Инновационные формы обучения при разных видах занятий (в часах)

Формы/Методы Лекции (час) Практические/семинарские занятия (час) СРС (час) Всего
Метод «круглый стол»    
Мастер – классы    
Составление и демонстрация презентаций    
Итого учебных занятий в инновационной форме (часов)

Занятия лекционного типа

Лекция 1.

Модуль 1Теория языка

Раздел 1

Тема 1 Языкознание как наука.

Объем в часах (ауд.4/СРС4)

Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела. Предмет языкознания и основные разделы языкознания: общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание. Связь языкознания с другими науками.

Лекция знакомит с предметом науки языкознания (лингвистики) и основными разделами языкознания: 1) с общим языкознанием и вопросами, изучаемыми в этом разделе (сущность языка, язык и мышление, язык и время, строение языка, функции языка, родство языков, возможности классификаций языков и т.д.); 2) с частным языкознанием и вопросами, исследуемыми в данном разделе (языкознание русское, английское, немецкое или удмуртское, синхроническое и диахроническое изучение языков); 3) с прикладным языкознанием (создание системы транскрипции, транслитерации, письменности для слепых, машин для перевода с одного языка на другой и т.д.). Раскрывается связь языкознания с другими науками: литературоведением, курсами русского и иностранных языков, историей, этнологией, семиотикой и т.д. Знакомство с картиной множества и разнообразия языков мира: 1) по количеству носителей, 2) по широте охвата, 3) по наличию/отсутствию письменности; 4) дается понятие языков живых и мертвых естественных и искусственных. языков международных, мировых, региональных, местных.

Лекция 2.

Раздел 1

Тема 2: Множество и разнообразие языков мира.

Объем в часах (ауд.8/СРС8)

Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела: множество языков по количеству носителей, по широте охвата, по наличию/отсутствию письменности; языки живые и мертвые; естественные и искусственные. Понятие родства языков; языковая семья и группа. Генеалогическая классификация языков.

Лекция знакомит спонятием родства языков, языковой семьи, группы и подгруппы. Представляется материал о сходстве и различии родственных языков на примере славянских и финно-угорских языков, дается генеалогическая классификация языков: индоевропейская, финно-угорская, тюркская, кавказская и другие. Осуществляется знакомство с общественной сущностью языка: с двусторонней связью языка и общества, с делением языка на территориальные и социальные разновидности (диалекты и жаргоны). Лекция раскрывает связь между языком и культурой, языком и речью.

Лекция 3.

Раздел 2

Тема 3. (И) Сущность языка. Язык и время

Объем в часах (ауд.6/СРС6)

Содержание раздела. Коммуникативная и мыслеобразующая функция языка. Другие средства общения людей и средства общения животных. Их ограниченность сравнительно со звуковой речью. Язык как общественное явление. Двусторонняя связь языка и общества. Территориальная и социальная дифференциация языка. Язык и культура. Язык и речь. Социальная сторона речевой деятельности. Язык и мышление. Роль языка в формировании, выражении и передачи мысли. Национальная специфика языка и общечеловеческий характер познавательной деятельности.

Язык и время. Содержание раздела. Происхождение языка. Племенной язык. Язык народности. Национальный язык. Литературный язык. Связь языка с историей общества. Изменчивость языка, причины этого. Язык – своеобразная знаковая система. Знак в жизни общества. Языковой знак. Универсальность языковой знаковой системы. Понятие системы языка: единицы, уровни, отношения между единицами.

Лекция знакомит с функциями языка: коммуникативной и мыслеобразующей (когнитивной) как основными среди множества других. Языковые функции рассматриваются в сравнении с другими средствами общения людей, а также и средствами общения животных, делается вывод об ограниченности последних в сравнении со звуковой речью. Знакомство с подфункциями коммуникативной функции: эмотивной, фатической, апеллятивной, метаязыковой, поэтической. Рассматривается вопрос о связи языка и мышления, о роли языка в формировании, выражении и передачи мысли, о национальной специфике языка и общечеловеческом характере познавательной деятельности.

Данная лекция также знакомит с вопросами, объединенными соотношением "язык и время". Рассматриваются разные теории происхождения языка, происходит знакомство с теорией Ф.Энгельса, по которой происхождение языка исследуется одновременно с происхождением человека в течение очень большого отрезка времени, когда выделяются основные стадии в переходе от обезьяны к человеку: австралопитек, питекантроп, неандарталец, Homo sapiens (= homo loquens). Акцентируется внимание на роли труда, общественном характере трудовой деятельности, прямохождении, росте мозга, в появлении потребности что-то сказать друг другу в процессе превращения обезьяны в человека. Выделяются этапы развития языка: племенной язык, язык народности, национальный язык. Знакомство с главными признаками литературного языка, со связью языка с историей обществ. Особое внимание уделяется на изменчивость языка, ее причины: внешние и внутренние .

Лекция 4.

Модуль 2Строение языка

Раздел 1.

Тема 4. (И) Фонетика и фонология.

Объем в часах (ауд.8/СРС8)

Содержание раздела. Акустический аспект изучения звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат. Функциональный аспект изучения звуков речи. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и ее разновидности. Сильные и слабые позиции фонемы. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция, гармония гласных. Понятие об орфоэпии. Фонетическое членение речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Дифтонг. Ударение. Интонация.

Лекция представляет язык как своеобразную знаковую (семиотическую) систему, знакомит с сущностью и структурой знака вообще, ролью знаков в жизни общества: в быту, в поведении, в одежде, в пище, в литературе, искусстве и т.д. Дается представление о классификации знаков, указывается в них место языкового знака. Особо рассматривается двусторонний характер языкового знака и произвольная связь между его сторонами, на универсальность языковой знаковой системы. Кроме того, дается понятие о системности языка, которая создается 1) единицами (фонемой, морфемой, словом, предложением), уровнями (звуковой, морфемной или морфологический, словесный и синтаксической), отношениями между единицами (иерархическими, синтагматическими, парадигматическими). Знакомство с разделами языкознания: фонетикой, морфологией, лексикой, синтаксисом. Лекция также знакомит со звуковым уровнем языка: фонетикой и фонологией, акустическим аспектом изучения звуков речи, артикуляционным аспектом изучения звуков речи, речевым аппаратом. Также дается представление о функциональном аспекте изучения звуков речи, понятие о фонеме как единице языка, о сильных и слабых позициях фонемы, о взаимодействии звуков в речевом потоке: ассимиляции, диссимиляции аккомодации, редукции, гармонии гласных. Ознакомление с орфоэпией, а также с фонетическим членением речевого потока: фразой, речевым тактом, фонетическим словом, слогом, звуком. Объяснение дифтонга. Особенностей ударения, интонации.

Лекция 5.

Модуль 2Строение языка

Тема 5. (И) Грамматика. Лексика

Содержание раздела. Грамматический строй языка как предмет грамматики (морфологии и синтаксиса). Основные единицы грамматического строя языка: морфема и форма слова; предложение. Лексическое и грамматическое значение. Лексема и форма слова.

Морфема как мельчайшая значимая единица языка. Классификация морфем: коневые и аффиксальные. Классификация аффиксов: а) по их функции в слове (словообразовательные и словоизменительные); б) по положению относительного корня (префиксы, суффиксы, циркумфиксы, инфиксы, трансфиксы, интерфиксы).

Способы выражения грамматических значений: аффиксация и другие. Различная распространенность в разных языках средств выражения грамматических значений. Языки синтетического и аналитического строя. Виды связи аффиксов: фузия и агглютинация. Морфологическая классификация языков: языки флективные, агглютинативные, корневые и инкорпорирующие.

Грамматическая категория как система одно порядковых грамматических форм языка. Морфологические и синтаксические грамматические категории. Морфологические категории словоизменительного и классификационного типов. Различия языков по грамматическим категориям.

Части речи как общая грамматическая категория. Категориальные признаки частей речи: семантический, морфологический, словообразовательный и синтаксический; их различная роль в разных языках.

Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность. Словосочетание. Классификация словосочетаний: а) по смысловому отношению между компонентами: определительные, дополнительные и обстоятельственные; б) по грамматической связи: согласование, управление, примыкание, изафет.

Лексика. Содержание раздела. Слово как предмет лексикологии. Обобщающая функция слова. Мотивированность слова. Слова мотивированные и немотивированные. Многозначность слова. Многозначность слова и омонимия. Словарный состав языка. Стилистическое расслоение словарного состава. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Слова активного запаса и пассивного запаса. Слова исконные и заимствованные. Понятие о фразеологизмах. Свободные и фразеологические сочетания. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значений слов и заимствование слов. Основные типы лингвистических словарей. Строение словарной статьи.

Лекция посвящена грамматике, а именно: грамматическому строю языка как предмету грамматики (морфологии и синтаксиса). Знакомство с основными единицами грамматического строя языка: морфемой и формой слова, предложением, а также с лексическим и грамматическим значением. Дается представление о морфеме как мельчайшей значимой единице языка, о классификации морфем (корневых и аффиксальных), классификации аффиксов: а) по их функции в слове (словообразовательные и словоизменительные); б) по положению относительного корня (префиксы, суффиксы, циркумфиксы, инфиксы, трансфиксы, интерфиксы).

Или

по изданию 1985 г:

упр. 268 (ответить на вопрос только по первому слову), 271, 275 (III часть, значения выделенных слов определите и выпишите по толковому словарю), 280 (русскую часть), 281, 284, 288, 289 (русскую часть)

Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Порядок расположения тем лекционного курса является примерным. Курс начинается с представления множества и разнообразия языков мира и изложения общих закономерностей функционирования и развития языка, и только после этого изучаются отдельные стороны языковой структуры.

Семинарские занятия соотносятся с лекционным курсом различно: они могут дополнять прочитанные ранее лекции, могут предшествовать им, подготавливая студентов к восприятию курса. Однако опыт показывает, что только по вопросам, изложенным в начале лекции, студенты способны подготовиться к практическим занятиям, т.е. выполнить все предложенные домашние задания.

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации в форме экзамена с выставлением им соответствующей оценки.

Итоговая аттестация студентов включает в себя балльно-рейтинговую оценку как сумму баллов текущей успеваемости и баллов, полученных за экзамен.

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная литература

1. Камчатнов, А. М. Введение в языкознание [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. М. Камчатнов, Н. А. Николина. - 10-е изд., стереотип. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 232 с. - ISBN 978-5-89349-149-4 (Флинта), ISBN 978-5-02-011720-4 (Наука). – Режим доступа: http://znanium.com/editrecommend.php?item=goextsearchrecommends&collectionstamp=1453973591&title=%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B2&collection=2203#none

2. Логинова Е. А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=814358

Логинова Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 64 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: В режиме: http://znanium.com/bookread2.php?book=814432

Немченко, В. Н. Введение в языкознание [Текст] : учеб. для вузов /В. Н. Немченко .- Москва : Юрайт, 2013.- 688 с. : – Режим доступа: http://lib.ggpi.org/2013-04-03-14-07-20

3. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание [Текст] : учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. " Филология" /Ю. С. Маслов .- М., СПб. : Академия, СПбГУ, 2006.- 304 с.– Режим доступа: http://lib.ggpi.org/2013-04-03-14-07-20

Дополнительная литература

Головин П.Н. Введение в языкознание. -М., 1983.

Калабина С.И. Практикум по курсу "Введение в языкознание". - М., 1977

Каракулова М.К. Такие разные языки: Уч. пособие / ГГПИ. – Глазов, 2005

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф. Рупосова Л.П. Сборник задач и упр. По введению в языкознание. -М., 1991

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для филологич. спец. вузов. – М.,1987; 2006.

Норман Б.Ю. Теория языка: Вводный курс: Учеб. пособие. – М.: Флинта,2004.

Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учеб. для студ. филолог. Спец. пед. вузов / А.А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 2002.

7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

(по содержанию дисциплины с краткой аннотацией ресурсов)

ГГПИ располагает доступом через сайт научной библиотеки http://lib.ggpi.org/ к

следующим подписным электронным ресурсам:

Русскоязычные ресурсы

Электронно-библиотечная система ZNANIUM.com http://znanium.com/

Электронная библиотека Руконт (коллекция изданий ГГПИ) http://rucont.ru/

Межвузовская электронная библиотека (МЭБ) https://icdlib.nspu.ru/

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru/

Национальная Электронная Библиотека https://НЭБ.рф

Приложение 1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Уровни освоения компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки выделения уровня (этапы формирования компетенции, критерии оценки сформированности) Пятибалльная шкала (академическая) оценка % освоения (рейтинговая оценка)
Повышенный   Творческая деятельность   Включает нижестоящий уровень.. Имеет научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Умееет самостоятельно принимать решение, решать проблему/задачу теоретического или прикладного характера на основе изученных методов, приемов, технологий. Предложенные тесты выполняет на 90-100 %.   Отлично 90-100
Базовый   Применение знаний и умений в более широких контекстах учебной и профессиональной деятельности, нежели по образцу, с большей степенью самостоятельности и инициативы Включает нижестоящий уровень. Способность собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных теоретических источников и иллюстрировать ими теоретические положения или обосновывать. Способен формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде. Предложенные тесты выполняет на 75-89 %. практику применения. Хорошо 75-89
Удовлетворительный   Репродуктивная деятельность Знает Законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Знает современные интерактивные формы и методы воспитательной работы, готов использовать их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Знает Законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Знает современные интерактивные формы и методы воспитательной работы, готов использовать их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Имеет поверхностные знания о народах мира и об их языках, самостоятельно не всегда грамотно может использовать теоретические источники. Предложенные тесты выполняет на 50-74 %.   Удовлетворительно 50-74
Недостаточный Отсутствие признаков удовлетворительного уровня Неудовлетворительно менее 50

Тестовые задания

по дисциплине «Введение в языкознание»

А. Языки мира.

Вариант I

Найти неиндоевропейский язык среди перечисленных; назвать к какой семье он относится:

а) цыганский; д) азербайджанский;

б) армянский; е) немецкий;

в) французский; ж) литовский;

г) русский; з) латинский.

2. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):

а) испанский ; г) португальский;

б) румынский; д) молдавский;

в) немецкий; е) латинский.

3. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):

а) удмуртский; г) русский;

б) марийский; д) эстонский;

в) венгерский; е) финский.

Вариант II

1. Найти индоевропейский язык среди перечисленных; назвать к какой группе они относятся:

а) татарский; д) японский;

б) удмуртский; е) таджикский;

в) грузинский; ж) турецкий;

г) арабский; з) венгерский.

2. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):

а) русский; г) словацкий;

б) польский; д) венгерский;

в) чешский; е) болгарский.

3. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):

а) немецкий; г) французский;

б) английский; д) русский;

в) испанский; е) татарский.

Б. Артикуляция звуков.

Вариант I

1. Какой звук не произносится при напряженных голосовых связках?

а) глухой;

б) звонкий;

в) сонорный;

г) гласный.

2. От какого артикуляционного движения зависит производство гласного или согласного звука?

а) наличие / отсутствие препятствия на пути воздушной среды в ротовой полости;

б) напряжение / расслабленность голосовых связок;

в) участие / неучастие увулы (маленького языка).

3. Какой признак согласных зависит от характера препятствия на пути воздушной струи в ротовой полости?

а) способ образования;

б) место образования;

в) глухость – звонкость;

г) твердость – мягкость.

4. Какой признак гласных зависит от участия губ?

а) ряд;

б) подъем;

в) огубленность (неогубленность).

5. От работы какого органа речи зависит носовой характер звука?

а) губ;

б) языка;

в) увулы (язычка).

6. Согласные какого места образования отсутствуют в русском языке?

а) губные;

б) язычные;

в) гортанные.

7. Благодаря работе какого органа речи достигается мягкость согласного?

а) губ;

б) средней части языка;

в) увулы;

г) голосовых связок.

Вариант II

1. Какой звук произносится при расслабленных голосовых связках?

а) глухой;

б) звонкий;

в) сонорный;

г) гласный.

2. Какой признак согласных зависит от места образования препятствия на пути воздушной струи в ротовой полости?

а) способ образования;

б) место образования;

в) глухость – звонкость;

г) твердость – мягкость.

3. Какой признак согласных зависит от дополнительного подъема средней части языка к твердому нёбу?

а) способ образования;

б) место образования;

в) глухость – звонкость;

г) твердость – мягкость.

4. Какой признак гласных зависит от движения языка в ротовой полости по вертикали?

а) ряд;

б) подъем;

в) огубленность (неогубленность).

5. Какой признак гласных зависит от движения языка по горизонтали?

а) ряд;

б) подъем;

в) огубленность (неогубленность).

6. В каком из перечисленных языков нет глоточных звуков?

а) русский;

б) украинский;

в) белорусский;

г) немецкий;

д) английский.

7. Какой признак получает произносимый звук при поднятии нёбной занавески?

а) глухость;

б) звонкость;

в) мягкость;

г) назальность.

Вариант I

1. Найти дифференциальный признак гласных [и] – [э]:

а) ряд;

б) подъем;

в) лабиализация.

2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [в]– [ф]; [з]– [с]; [г]– [к]; [д]– [т]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [д]-[з]; [т]-[с]; [к]-[х]; [д’]-[з’]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

4. У каких звуков дифференциальным признаком является ряд:

а) [и] – [ы];

б) [и] – [э];

в) [у] – [о];

г) [ы] – [а].

5. У каких звуков дифференциальным признаком является место образования:

а) [г] – [к];

б) [б] – [б’];

в) [д] – [г];

г) [г] – [х].

Вариант II

1. Найти общий для всех пар дифференциальный признак гласных [и] – [ы]:

а) ряд;

б) подъем;

в) лабиализация.

2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [б] – [д]; [п] – [т]; [д] – [г]; [с] – [х]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [с] – [з’]; [д] – [д’]; [л] – [л’]; [з] – [з’]; [т] – [т’]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

4. У каких гласных дифференциальным признаком является подъем:

а) [и] – [ы];

б) [ы] – [а];

в) [ы] – [у];

г) [э] – [о].

5. У каких звуков дифференциальным признаком является способ образования:

а) [д] – [з];

б) [д] – [д’];

в) [д] – [г];

г) [д] – [в].

Г . Фонетические процессы.

Вариант I

1. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по глухости/звонкости:

а) ветви; г) крот;

б) тонна; д) второй;

в) свежий; е) смыть.

2. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:

а) в саду; г) фляжка;

б) перевозка; д) гибкий;

в) сдобрить; е) звонкий.

3. Назвать слово, в котором происходит редукция согласного:

а) сжигать; в) дома;

б) соль; г) дуб;

4. Найти слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:

а) звон; г) тройка;

б) здесь; д) лебеда;

в) смола; е) обращение.

5. Найти слово, в котором происходит качественная редукция гласных:

а) дымок;

б) окоп;

в) сурок;

г) сырок.

Вариант II

1. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:

а) книжка; г) свой;

б) будка; д) редко;

в) подпилить; е) всюду.

2. Назвать слово, в котором происходит ассимиляции по глухости/звонкости:

а) ссора; г) злой;

б) создать; д) доктор;

в) мрак; е) сбор.

3. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:

а) ждать; г) стена;

б) ирония; д) драка;

в) книга; е) блины.

4. Найти слово, в котором происходит количественная редукция гласных:

а) икра;

б) какаду;

в) книга;

г) роща.

5. Найти слово, в котором происходит редукция согласного:

а) губка;

б) кафе;

в) гриб;

г) знамя.

Д. Фонема.

Вариант I

1. Какое слово из перечисленных «доказывает», что в слове “город” последняя фонема <д>?

а) города;

б) городской;

в) доверие;

г) горожанин.

2. В каком из перечисленных слов фонема <з> из слова “морозы” реализуется в виде варианта [с]?

а) морозный;

б) мороз;

в) изморозь;

г) сорняк.

3. В каком из перечисленных слов гласная фонема корня находится в сильной позиции? Какая это фонема?

а) земля;

б) подземный;

в) подземелье;

г) земляной.

Вариант II

1. В каком из перечисленных слов фонема <о> из слова “поле” реализуется в виде варианта [^]?

а) полевой;

б) поля;

в) с поля;

г) вода.

2. Какая первая фонема в слове «сдержать»?

а) <с> (потому что сильная позция: “сломать”);

б) <с’> (потому что сильная позция: “Семён”);

в) <з> (потому что сильная позция: “здание”);

г) <з’> (потому что сильная позция: “Зина”);

3. В виде какого варианта реализуется фонема <с> в слове “с Димой”?

а) [c];

б) [c’];

в) [з];

г) [з’].

Е. Грамматика.

Вариант I

1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “нога, рука, большая, писала, обе, выдающаяся”:

а) женский род;

б) именительный падеж;

в) единственное число.

2. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “в море, на песке, в лесу, на ветках, на яблоне”:

а) единственное число;

б) Дательный падеж;

в) Предложный падеж.

3. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “читаю – читает; живу – живёт; дышу - дышит”:

а) 1 и 2 лица;

б) 1 и 3 лица;

в) 2 и 3 лица.

4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “ребёнок – дети; плохой – хуже; иду – шёл; брать – взять”:

а) аффиксальный;

б) супплетивный;

в) чередований;

г) повтора;

д) служебных слов.

5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “книга – книге; рассказываю – рассказываешь; сковать – сковывать; делать – сделать”:

а) аффиксальный;

б) супплетивный;

в) чередования;

г) повтора;

д) служебных слов.

6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «ходила»?

а) прошедшего времени;

б) единственного числа;

в) 3-го лица;

г) женского рода.

Вариант II

1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “бéрега, пустынного, его, пятерых, рыжей”:

а) единственное число;

б) Родительный падеж;

в) мужской род.

2. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “друг – друзья; ведро – вёдра; сестра - сёстры”:

а) единственное – множественное число;

б) женский – мужской род;

в) Именительный – винительный падеж.

3. Какое грамматическое значение выражается при помощи способа ударения в парах слов насыпать - насыпать; нарезать - нарезать”:

а) вид;

б) переходность;

в) время.

4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “еле – еле; едва – едва; умный - умный”:

а) аффиксальный;

б) чередований;

в) повтора;

г) супплетивный;

д) служебных слов.

5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “шёл – шёл бы; читаю – буду читать; светлый – более светлый; Сочи – о Сочи”:

а) аффиксальный;

б) супплетивный;

в) чередования;

г) повтора;

д) служебных слов.

6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «хотел бы»?

а) прошедшего времени;

б) единственного числа;

в) мужского рода;

г) сослагательного наклонения.

Вопросы к экзамену

по дисциплине “Введение в языкознание”

Языкознание как наука. Общее, частное и прикладное языкознание. Языкознание и другие науки. Предмет курса “Введение в языкознание”.

Множество и разнообразие языков мира.

Язык как особая знаковая (семиотическая) система.

Понятие родства языков и генеалогическая классификация языков.

Предназначение языка. Коммуникативная функция. Её частные разновидности.

Язык и мышление Когнитивная функция. Внутренняя речь. Основные типы мышления.

Вопрос о языковом развитии. Происхождение языка. Изменения на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях языка. Внешние и внутренние причины языковых изменений.

Общественная природа языка: взаимосвязь языка и общества Территориальная и социальная дифференциация языка. Язык и речь. Виды языкового контактирования: заимствование, билингвизм, языковые союзы.

Устройство языка: единицы языка, уровни языка, отношения между единицами. Разделы языкознания.

Звуковой уровень языка. Фонетическое членение речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Ударение как объединяющее начало фонетического слова. Особенности словесного ударения в разных языках.

Акустический аспект изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат: устройство, функции. Механизм образования гласных и согласных.

Артикуляционная характеристика гласных и согласных русского языка. Различительные признаки гласных и согласных в разных языках.

Функциональный аспект изучения звуков речи. Понятие фонемы: функции, позиции, варианты, вариации, различительные признаки, оппозиции. Нейтрализация.

Взаимодействие звуков (фонетические явления) в речевом потоке.

Морфемный уровень языка. Разновидности морфем. Разновидности аффиксов по положению относительно корня. Разновидности аффиксов по их роли в слове. Словоизменительные и словообразовательные аффиксы. Морфемная деривация (словообразование) как один из путей пополнения словарного состава языка.

Лексическое и грамматическое значение в слове, их различия. Грамматические значения разных частей речи. Синтаксические грамматические значения.

Способы (средства) выражения грамматических значений (=грамматические способы) и языки синтетического аналитического типа.

Понятие грамматической категории. Грамматические категории в разных языках. Части речи как категория категорий. Принципы выделения частей речи. Части речи в разных языках.

Морфологическая (типологическая ) классификация языков.

Лексический уровень языка. Слово как основная единица лексического уровня. Позиционная и синтаксическая самостоятельность слов по сравнению с морфемой. Номинативная функция слова. Лексикография: разновидности словарей. Способы размещения слов в словарях. Понятие словарной статьи.

Полисемия (многозначность) слов. Значение прямое и переносное. Способы переноса слов: метафора, метонимия, синекдоха. Многозначность и омонимия. Развитие значений у слов как один из путей пополнения словарного состава языка.

Понятие мотивировки (внутренней формы) слова. Мотивирующий признак. Изобразительная и описательная мотивированность. Утрата мотивировки. Народная этимология.

Устойчивые сочетания как единица словесного уровня языка. Свободные и связанные значения слов. Разновидности фразеологизмов.

Синтаксический уровень языка. предложение как основная единица синтаксического уровня. Предикативность. Предложения в разных языках. Словосочетание как второстепенная единица синтаксического уровня. Смысловые отношения между компонентами. Грамматическая связь между членами словосочетания.

Письмо и основные этапы его развития.

Графика. Алфавит. Орфография. Принципы орфографии.

Орфоэпия. Транскрипция. Транслитерация.

Инновационные формы обучения при разных видах занятий (в часах)

Формы/Методы Лекции (час) Практические/семинарские занятия (час) СРС (час) Всего
Метод «круглый стол»    
Мастер – классы    
Составление и демонстрация презентаций    
Итого учебных занятий в инновационной форме (часов)

Занятия лекционного типа

Лекция 1.

Модуль 1Теория языка

Раздел 1

Тема 1 Языкознание как наука.

Объем в часах (ауд.4/СРС4)

Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела. Предмет языкознания и основные разделы языкознания: общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание. Связь языкознания с другими науками.

Лекция знакомит с предметом науки языкознания (лингвистики) и основными разделами языкознания: 1) с общим языкознанием и вопросами, изучаемыми в этом разделе (сущность языка, язык и мышление, язык и время, строение языка, функции языка, родство языков, возможности классификаций языков и т.д.); 2) с частным языкознанием и вопросами, исследуемыми в данном разделе (языкознание русское, английское, немецкое или удмуртское, синхроническое и диахроническое изучение языков); 3) с прикладным языкознанием (создание системы транскрипции, транслитерации, письменности для слепых, машин для перевода с одного языка на другой и т.д.). Раскрывается связь языкознания с другими науками: литературоведением, курсами русского и иностранных языков, историей, этнологией, семиотикой и т.д. Знакомство с картиной множества и разнообразия языков мира: 1) по количеству носителей, 2) по широте охвата, 3) по наличию/отсутствию письменности; 4) дается понятие языков живых и мертвых естественных и искусственных. языков международных, мировых, региональных, местных.

Лекция 2.

Раздел 1

Тема 2: Множество и разнообразие языков мира.

Объем в часах (ауд.8/СРС8)

Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела: множество языков по количеству носителей, по широте охвата, по наличию/отсутствию письменности; языки живые и мертвые; естественные и искусственные. Понятие родства языков; языковая семья и группа. Генеалогическая классификация языков.

Лекция знакомит спонятием родства языков, языковой семьи, группы и подгруппы. Представляется материал о сходстве и различии родственных языков на примере славянских и финно-угорских языков, дается генеалогическая классификация языков: индоевропейская, финно-угорская, тюркская, кавказская и другие. Осуществляется знакомство с общественной сущностью языка: с двусторонней связью языка и общества, с делением языка на территориальные и социальные разновидности (диалекты и жаргоны). Лекция раскрывает связь между языком и культурой, языком и речью.

Лекция 3.

Раздел 2

Тема 3. (И) Сущность

Наши рекомендации