Как создать ментальную карту?

В центре листа следует разместить центральную идею или мысль, концепт. Лучше его разукрасить или выполнить в виде рисунка.

Далее следует провести линии к углам листа. Их следует «обозначить», т.е. подписав ключевыми словами. Использовать нужно такие слова, которые будут достаточно «говорящими», чтобы заставить вас создать или восстановить ассоциативную цепочку, вспомнить определенные образы или мысли. Это основные ветви.

Дальнейшее дробление на ветви будет отображать все более и более мелкие детали.

Для того чтобы схема воспринималась максимально эффективно, лучше использовать различные цвета, особые обозначения, значки, картинки. Играйте с буквами, их формой и размером.

Итог такого творчества – не линейная, а радиальная запись.

Работа проводится по микрогруппам по 4-5 человек. Работа сдается на отдельных листах. Оценивается соответствие работ сущности каждого способа, грамотность и участие каждого в работе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Построение индивидуальной образовательной траектории

Построение индивидуальной образовательной траектории ориентирует студентов на образовательные программы вуза. По своему направлению подготовки студент должен составить перечень возможных дальнейших своих образовательных программ, записав себе: направление подготовки, профиль подготовки, кафедры вуза, осуществляющие подготовку по данным профилям. Далее необходимо описать к каким видам профессиональной деятельности можно подготовиться, обучаясь на этих образовательных программах, выбрав те компетенции, которые наиболее заинтересовали студента. Следующим пунктом – указываются возможные пути получения дополнительного образования. Основным источником информации для выполнения задания является сайт вуза, а также материалы на кафедрах.

Занятие 8 Образование и воспитание личности
Учебные цели: 1. Понять социальный характер цели воспитания и образования как общечеловеческой ценности 2. Осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования. 3. Знакомство с национальной доктриной образования в Российской Федерации
Отводимое время– 2 часа.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С ПЕРЕЧНЕМ ОТРАБАТЫВАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ
1. Взаимосвязь понятий «воспитание» и «образование» – фронтальное обсуждение
2. Выявление понимания целей воспитания и образования в современном обществе и России – работа в микрогруппах и подготовка наглядных иллюстраций на плакатах от микрогрупп.
3. Изучение основных образовательных парадигм и определение личностного отношения к ним – написание эссе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
1. На основе предложенного материала познакомиться с мнениями отечественных и зарубежных педагогов, психологов и философов о гуманистическом и авторитарном воспитании.
2. Самостоятельно изучить содержание национальной доктриной образования в Российской Федерации
В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ БЫТЬ ГОТОВЫМ:
1. Письменно изложить собственное аргументированное отношение к определенной образовательной парадигме.
2. Выполнить практическое задание по наглядному представлению процесса воспитания в виде схемы, иллюстрации.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Общие положения. Педагогика всегда основывается на реальности, на тех условиях, в которых живет человек, весь социум. Однако, по своей сути, оно работает на будущее, в завтрашний день. Идеал (от фр. Ideal – первообраз) – и есть образ желаемого будущего как лишенного недостатков, совершенного [3, с.5]. По сути, идеал есть понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, элемент общественного и индивидуального сознания, образ, определяющий восприятие, оценку действительности, способ поведения и деятельности человека [1, С.32]. В условиях недавнего прошлого России, монопартийной и коммунистически ориентированной системы в трактовке педагогического идеала закрепился приоритет всеобщего, социального над личностно значимым. В такого рода строениях живой человек, единственный творец идей, культурных ценностей, единственный носитель разума, совести, творческого духа и сознаваемой ответственности, «испаряется», его способности и полномочия отчуждаются в пользу той или иной абстрактной силы. Поиск педагогического идеала, равно как и основополагающей цели воспитания осуществляется по сей день. Одно из наиболее распространенных в мировой педагогике пониманий педагогического идеала заключается в гуманизме, глубоком понимании людским сообществом и каждым человеком экологических, валеологических и духовно-нравственных проблем и ценностей. Тогда целью воспитания становится воспитание активной, творческой, свободной, инициативной, гармоничной личности, умеющей жить слажено с природой, другими людьми, обществом и в согласии с самим собой. Цель воспитания категория историческая. Она претерпевает изменения с развитием общества, со становлением его культурных основ, связана с потребностями и возможностями общества. 2. Понятие об образовательных парадигмах. В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п. Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Под педагогической (образовательной) парадигмой будем понимать устоявшуюся, сложившуюся точку зрения, модель-стандарт решения определённого класса педагогических задач (В.И. Андреев) Рассмотрим основные образовательные парадигмы, распространенные в современной педагогической науке (в том числе и зарубежной) исходя из их целевых установок. 1. Традиционалистическая парадигма (или знаниевая). Главная цель обучения и воспитания в условиях этой парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. Плохой ученик – это незнающий ученик. Педагог ставиться в условие – дать знания любой ценой. 2. Технократическая парадигма (или прагматическая). Главная цель обучения и воспитания – дать человеку те знания, умения и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. Основной принцип – политехнизм в обучении. 3. Бихевиоральная парадигма (или поведенческая). Главная цель - сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдение норм морали и поведения в обществе. 4. Гуманистическая парадигма. Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре этой парадигмы – человек со всеми своими слабостями и достоинствами. 5. Теологическая парадигма. Главная цель - развитие религиозных чувств и нравственных основ человека. К установкам этой парадигмы примыкает и эзотерическая парадигма, в основе которой – познание Великой Истины, смысла жизни, приобщения к тайнам нашего существования. 3. Основные положения национальной доктрины образования в Российской Федерации Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути достижения поставленных целей посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития на период до 2025 года. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: - преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; - восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологии и экономики; - создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Доктрина признает образование сферой наращивания человеческого капитала, выраженного в духовности, способностях, трудолюбии, знаниях, умениях и нравственности граждан России, сферой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций. Доктрина определяет необходимость и основные направления развития законодательства, выступает как основа для разработки программ развития образования. Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, нс допускается. Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России. Основные цели и задачи образования Система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношении, - систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного и профессионального, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; - развитие дистанционного обучения, создание программных продуктов, реализующих информационные технологии в образовании; - академическую мобильность обучающихся; - развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; - подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; - экологическое воспитание, бережное отношение населения к природе. Основные задачи государства в сфере образования Государство в сфере образования обязано обеспечить: - реализацию конституционного права и равных стартовых возможностей граждан на получение бесплатного образования высокого качества; - сохранение и развитие единого образовательного пространства России; - формирование в общественном сознанииотношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; - условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; - всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов; - ликвидации детской беспризорности, предотвращение и искоренение молодежной преступности; - воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; - создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования; - нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников; - стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждении; - привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью лучшего удовлетворения потребностей рынка труда; - эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования; -доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе, - бесплатность учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, доступность научной и учебной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования; -высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи; -правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности; - законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантии и льгот работников образования и обучающихся; - гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; - сохранение и поддержку через систему образования этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; - сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации; - качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности; - государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политик:' в области образования; - реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами; - развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий; - интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством; - поддержку различных форм самоорганизации обучающихся, как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи; - ответственность средств массовой информации в пропаганде и реализации основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной; - доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации до не менее 1:5% эфирного времени; - интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций. Ожидаемые результаты реализации доктрины В результате реализации доктрины российская система образования должна достичь следующих показателей. Охват населения: - бесплатным дошкольным образованием - всех желающих; - обязательным и бесплатным основным общим образованием - всего населения; - общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием - всего населения; - общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих; - общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием - всех желающих; - бесплатным высшим профессиональным образованием - каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования; - бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу; - дополнительным образованием - всех желающих, в том числе детей - на бесплатной основе; - общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию права на образование детьми-сиротами, детьми-инвалидами, детьми из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения 4. Задание на закрепление материала: 1. На кругах Эйлера покажите расположение основных категорий педагогики: обучения, образования, воспитания, формирования и развития. 2. В чём, на Ваш взгляд, состоит общность и отличия между процессами обучения и воспитания? 3. Охарактеризуйте основные возможные пути обеспечения единства процессов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе вуза. 4. Сформулируйте цели воспитания в различных педагогических системах – семье, школе, вузе, на предприятии. Как, на Ваш взгляд, достичь единства всех целей воспитания для обеспечения последовательности, преемственности и системности процесса воспитания в разных педагогических системах? 5. Определите, опираясь на характеристики парадигм, какая из них, на Ваш взгляд, является наиболее распространённой в современной педагогической практике? 6. Что определило развитие педагогики как науки? Из приведённых ответов выберите правильный, доказав неполноту других: а) Прогресс науки и техники. б) Забота родителей о счастье детей. в) Биологический закон сохранения рода. г) Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду. 7. Воспитание – категория общая и вечная. На Ваш взгляд, существует ли воспитание, годное для всех времён и народов?
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная ли ература:
1. Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – Казань: КГЭУ, 2005.- 128 с.
2. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2002, № 9.
Дополнительная литература
3. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Избр. пед. соч. в 3-х т.: М., 1979, т. 1.
4. Корчак Я.: «Как любить ребенка: книга о воспитании», М. Политиздат, 1990.
5. Новые ценности образования/ Под ред. О. С. Газмана и др. Вып. 2, 6, с. 16. М.: РАО, 1995-96 г.
         





Приложение

Тест № 1.

НАСКОЛЬКО ВЫ ЧУВСТВЕННЫ?

Ответьте на вопросы "да" или "нет".

1. У вас есть любимое время года?

2. Вы любите смотреть на радугу?

3. Нравится ли вам пробовать новую пищу?

4. Вас восхищают красивые закаты?

5. Вы получаете удовольствие от того, что до вас дотрагиваются или массажируют?

6. Нравится ли вам прикасаться к любимым людям?

7. Случалось ли, что музыка заставляла вас плакать?

8. Некоторые запахи и звуки связаны для вас с определенными воспоминаниями?

9. Духи вас возбуждают?

10. Вам приятно прикасаться к некоторым тканям?

11. Нравится ли вам прикосновение шелка к вашей коже?

12. Вы получаете удовольствие от прогулок по свежевыпавшему хрустящему снегу?

13. Когда солнце согревает ваше лицо, вам нравится?

14. Громкие и назойливые звуки вас раздражают?

При подсчете баллов каждый положительный ответ приносит единицу, каждый отрицательный - ноль.

От 7 до 14 - вы очень чувственный человек; вы получаете большое удовольствие от приятных звуков, видов и запахов.

От 2 до 6 - у вас хорошо развиты чувства, причем бывают и чувственные моменты.

1 балл - вы достаточно холодный человек. Ничто, по-видимому, вас не возбуждает, и вы остаетесь безразличны к чувственным наслаждениям.

Тест № 2.

ВНИМАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?

Предлагаемый тест - скорее, даже игра, чем повод для серьезных выводов, но все же, может быть, он заставит вас кое о чем задуматься. Ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы:

1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимательности?

2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые?

3. Умеете ли вы заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг вас?

4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?

5. Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?

6. Способны ли вы вспомнить о деталях фильма, который посмотрели два дня назад?

7. Испытываете ли вы раздражение, когда кто-то отрывает вас от чтения книги, газеты, просмотра телепередачи или какого-либо иного занятия?

8. Проверяете ли вы сдачу в магазине сразу у кассы?

9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь?

10. Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликнет на улице?

11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?

12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную вам остановку?

13. Можете ли вы, не мешкая, назвать даты рождения ваших близких?

14. Легко ли пробуждаетесь ото сна?

15. Найдете ли вы в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году?

По одному баллу оцениваются ответы "да" на вопросы 2,3,4,5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы "нет" на вопросы 1, 7, 10, 11, 12.

11 и более баллов - вы удивительно внимательны и проницательны; такой памяти и такой внимательности остается только позавидовать - это дано не каждому.

От 5 до 10 баллов - вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного; однако, как говорится, "и на старуху бывает проруха" - кое-что можете запамятовать, иногда проявляете рассеянность, что оборачивается досадными недоразумениями; и все же, вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить какой-либо промашки.

4 балла и менее - вы очень рассеянны, и это является причиной многих неприятностей в вашей жизни; когда вас в этом упрекают, вы, бывает, отвечаете улыбкой, что, дескать, просто мечтательны и не придаете значения всяким "пустякам" (пустякам ли?); ведь из-за вашей невнимательности неприятности терпят и окружающие - что значит, например, забыть завернуть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то редкую книгу? Бывает, что люди даже бравируют своей рассеянностью, хотя, если разобраться, это качество отрицательное. Конечно, нередко - скажем, людям престарелого возраста - оно не подвластно, но в средние годы и, особенно в молодые, - каждому под силу перебороть свою невнимательность, воспитать собранность и постоянно тренировать память.

Тест № 3.

КАКАЯ У ВАС ПАМЯТЬ?

Предлагаем любопытный тест, при помощи которого вы можете проверить, хорошая ли у вас память. Ведь в повседневной жизни нам часто приходится запоминать много различной информации.

Запомните приведенные ниже слова вместе с порядковыми номерами, под которыми они числятся в списке.

Ответ можно считать правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером, под которым оно числится в списке (хотя сам порядок воспроизведения слов не так важен).

На запоминание 20 слов дается 40 секунд (при работе в вечернее время разрешается увеличение интервала до 50 секунд).

Запишите все слова (вместе с их номерами).

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейрон 15. Христианство

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

Вычислите продуктивность своего запоминания: число правильно воспроизведенных слов умножьте на 100 и разделите на 20. Получите процент продуктивности запоминания:

90-100 % - отлично;

70-90 % - очень хорошо;

50-70 % - хорошо;

30-50 % - удовлетворительно;

10-30 % - плохо;

0-10 % - очень плохо,

Тест № 4.

Наши рекомендации