Защита исследовательской работы

ОБУЧАЮЩИХСЯ-ЧЛЕНОВ НОУ УПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовка доклада к защите исследовательской работы

Подготовка к защите исследовательской творческой работы обычно начинается с составления доклада.

Доклад – устное представление исследования, содержащий основные результаты, проведенной работы в краткой форме. В докладе должны присутствовать те же составляющие, что и в работе (вступление, основная часть, заключение – выводы) [15]. На выступление, как правило, отводится не более 7 минут, которые следует использовать рационально, излагая только главные моменты работы. При средней скорости изложения (чтения) материала на одну страницу машинописного текста формата А4 (14 шрифт 1,5 интервала) уходит две минуты, поэтому объем текста доклада не должен превышать четыре страницы.

Целесообразней всего доклад построить следующим образом. В начале выступления основное внимание акцентировать на актуальности избранной темы исследования и в краткой форме сформулировать ее цель, задачи, объект, предмет, гипотезу. Необходимо показать знание современного состояния проблемы, сравнить старые и предполагаемые методы решения проблемы. Затем в краткой форме остановиться на особенностях использованной методики, причинах применения предлагаемых методов (эффективность, точность, простота и т.д.). Возможно, внести предложения по практическому использованию результатов [15].

Любая исследовательская работа предполагает использование научного стиля речи, который имеет свои особенности:

¾ подчеркнутую строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

¾ точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

¾ отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

¾ объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности;

¾ яркость – умение писать доступно и доходчиво;

¾ краткость – умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и «словесного мусора»;

В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, вместо местоимения «я» и глаголов в первом лице единственного числа чаще употребляют предложения неопределенно-личные («считают, что …»), безличные («известно, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…») [3].

В научном стиле интеллектуальный фон речи создают следующие обороты:

1) Актуальность проблемы (темы):

¾ В современной науке особенную остроту приобретает тема.... (актуальная проблема....);

¾ Внимание ученых (критиков и т.д.) привлекают вопросы....

¾ Многочисленные работы... посвящены....

2) Перечисление работ, посвящённых проблеме (теме):

¾ Существует обширная литература, посвящённая данной теме…

¾ Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии)...

¾ Эта проблема рассматривается в следующих работах...

3) Описание основных подходов:

¾ Среди учёных, занимающихся проблемой ..., нет единой концепции ...

¾ Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы.

¾ Существует две (три, четыре) основных точки зрения на проблему.

¾ Первый подход реализован в работах ..., в основе второго лежит концепция..., третий подход состоит в том, что...

¾ В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ (направлений, точек зрения).

4) Изложение сущности различных точек зрения:

¾ Одна из точек зрения принадлежит ... и заключается в ... Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает ... Этой точки зрения придерживается ... Третий подход представлен в работах ... и сводится к ...

¾ Автор ... считает, что ...

¾ Автор выдвигает положение (концепцию, теорию), в которой ...

¾ Как считает ...

¾ По мнению...

¾ С точки зрения ...

¾ Сущность (суть, основное положение)...состоит (заключается в..., сводится к...)

¾ Согласно теории (концепции, трактовке, точке зрения, мнению)...

5) Сравнение точек зрения. Сходство:

¾ Автор высказывает мнение, сходное с мнением ...

¾ Автор придерживается тех же взглядов, что и ...

¾ Позиция автора близка взглядам ...

¾ Автор опирается на концепцию ...

¾ Автор является представителем школы ...

¾ Автор разделяет мнение ... по вопросу ...

¾ ... объединяет с ... во взглядах на ...

¾ ... по своей позиции близок ...

¾ ... так же, как и ..., утверждает, что ...

¾ Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу ...

6) Сравнение точек зрения. Различие:

¾ Точка зрения ... коренным образом отличается от взглядов ... на ...

¾ Взгляды ... значительно (незначительно, принципиально) отличаются от точки зрения ...

¾ ... диаметрально противоположно ...

¾ ... отличается от ... тем, что...

¾ Если ... утверждает, что ..., то ... считает, что..

7) Отношение к рассматриваемым точкам зрения. Согласие / несогласие:

¾ Можно согласиться ...

¾ Трудно согласиться с....

¾ Трудно принять точку зрения...

¾ Нельзя принять утверждение..., потому что..

8) Мотивированный выбор точки зрения:

¾ Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения....

¾ Таким образом, можно остановиться на ..., так как.....

¾ Мы принимаем точку зрения..., исходя из следующих соображений...

¾ Мы считаем наиболее убедительным аргументы....

¾ Неоспоримость доводов.... заключается в том, что...

¾ Описание результатов экспериментов... представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения...

9) Оценка:

¾ Данная точка зрения оригинальна (интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы).

¾ Нельзя не отметить достоинство ... [6]

В начале выступления должно быть обращение к председателю и членам жюри, другим коллегам, присутствующим на конференции (конкурсе). Например, «Уважаемые председатель и члены жюри! Уважаемые участники конференции! Разрешите представить вашему вниманию исследовательскую работу по теме «…». В конце выступления - благодарность за проявленное внимание.

На вопросы, заданные после выступления членам жюри следует отвечать кратко, конкретно, но обстоятельно. Качество ответа в значительной степени зависит от правильности понимания вопроса. Если вопрос не вполне понятен, то надо попросить уточнить его.

Наши рекомендации