Глава 3 От осознания возможности к осознанию необходимости обучения (70 - 80 гг. XVIII в. - начало XX в.)
Согласно предложенной периодизации, третий период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии продолжается с конца XVIII в. до начала XX в. На этом отрезке времени западноевропейские государства проходят путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию целесообразности и необходимости обучения аномальных детей, организации системы специального образования.
Третий период - это время кардинального изменения отношения общества и государства к «неполноценному меньшинству», становления и утверждения нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, введения всеобщего начального обучения. Поворот в государственной политике и общественном сознании был подготовлен идеями мыслителей эпох Ренессанса и Просвещения, «Декларацией прав человека» (1793).
Верхней границей периода условно можно считать открытие во Франции первой школы для глухонемых (1770), первой школы для слепых (1784).
Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей третьего периода эволюции отношения к инвалидам, приведем хронологию событий западноевропейской истории, значимых для нашего исследования.
Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни (70-80 гг. XVIII в. - нач. XX в.)
1717г. Попытка ввести всеобщее образование (Пруссия).
1718г. Опубликовано «Искусство научить глухого и немого говорить» (Г. Ра-фель, Германия).
1745 г. Опыт индивидуального обучения глухонемых (Я. Р. Перейра, Франция).
1749 г. Опубликовано «Письмо о слепых в назидание зрячим» (Д. Дидро, Франция).
1750-1777 гг. Реформы Иосифа Эммануила Португальского (борьба против иезуитов; основание школ; преобразование армии).
1756-1788 гг. Реформы Фридриха II «во имя порядка и правосудия в государстве» (установление свободы вероисповедания, равенства всех перед законом, обязательного обучения) (Пруссия).
1757 г. Изгнание иезуитов из Португалии.
1759-1778 гг. Реформы Карла III Испанского (преобразование школ, освобождение их от власти монастырей).
1760 г. Открытие первой школы для глухонемых (Ш. М. Эпе, Франция).
1763 г. Вторая попытка ввести всеобщее образование в Пруссии.
1764 г. Изгнание иезуитов из Франции. 1767 г. Изгнание иезуитов из Испании.
1771-1792 гг. Реформы Густава II (улучшение судопроизводства; распространение просвещения) (Швеция).
1774г. Упразднен Орден иезуитов (папа Климент XIV). Указ о начальном всеобщем образовании (Австрия).
1777 г. Опубликованы «Практические указания как научить глухонемого говорить и писать» (И. Ф. Арнольди, Германия).
1778г. Открыт первый Институт для глухих (С. Гейнике, Германия).
1779 г. Открыт Институт глухонемых (Австрия).
1780 - 1790 гг. Реформы Иосифа II (сокращение числа монастырей, подчинение церкви государству; отмена крепостного состояния крестьян; равенство всех перед законом; распространение просвещения Австро-Венгрия).
1784 г. Открыта первая школа для слепых (В. Гаюи, Франция).
1789 г. Парижская школа Ш. М. Эпе получает статус Национального Института глухих.
1789-1794 гг. Великая Французская революция;
Декларация Конвента о правах человека. Реформы Национального собрания; провозглашение равенства всех перед законом; отмена сословных привилегий; свобода совести, свобода слова; упразднение монастырей; ограничение королевской власти.
1791 г. Открыта первая британская школа для слепых.
1792 г. Открыт первый британский приют для глухих детей (В. Тьюк).
1800 г. Опубликован «Курс обучения глухонемого от рождения» (Р. А. Си-кар, Франция).
1800-1815 гг. Реформы Наполеона I. Войны Франции с Австрией, Пруссией, Россией.
1803 г. Первая попытка обучения малоспособных учеников, открытие «добавочных» классов (И. Т. Вайзе, Германия).
1806 г. Реформы в Пруссии (введение общей воинской повинности).
1814- 1882 гг. Принятие законов о начальном всеобщем образовании (Дания 1814; Швеция1842; Норвегия1848; Италия1877; Великобритания1880; Франция-1882).
1825г. Открытие публичных больниц для душевнобольных (Великобритания).
1828 г. Открыто мужское отделение для идиотов при психиатрической лечебнице (Биссетр, Франция).
1831 г. Открыто женское отделение для идиотов при психиатрической больнице (Сальпетриер, Франция).
1833г. Основан Парижский ортофренический институтучреждение для слабоумных (Ф. Вуазен, Франция).
1835 г. Открыт первый благотворительный приют для слабоумных (пастор Хальденванг, Германия).
1841 г. Открыта первая публичная частная школа для умственно отсталых (идиотов) в хосписе для неизлечимо больных (Э. Сеген, Франция). Открыта Абендбергская школа-приют для идиотов и эпилептиков (И. Гуггенбюль, Швейцария).
1846г. Открыт первый британский благотворительный приют (Уайт, Англия).
1850 г. Попытка совместного обучения глухонемых и слышащих (А. Бланше, Франция).
1865 г. Общество воспитания и помощи глухонемым проводит конкурс для определения лучшей методики обучения глухих детей (Франция).
1866 г. Австро-прусская война.
1863-1877 гг. Исследования Г. Гельмгольца в области акустики позволили ему развить резонансную теорию слуха, построить модель уха.
1867 г. Первый Международный медицинский конгресс (Франция).
1870-1871 гг. Франко-немецкая война.
1871 г. Создания Германской империи.
1872 г. Германия принимает «Общее положение о народных школах и подготовке учителей». Опубликована книга «Воспитание глухонемых. Обзор французской и немецкой систем обучения» (Т. Арнольд, Англия).
80-е годы В Дании вводится дифференцированное обучение детей с нарушением слуха. Открываются школы: для умственно отсталых глухих (Копенгаген); для слабослышащих (тугоухих) (Ниборг); для глухих с сохранным интеллектом (Фридериция), с введением А-, В-, С- и подготовительного классов.
80 - 90-е годы Немецкий педагогический журнал активно пропагандирует «чистый устный метод» обучения глухих.
1891 г. В Дании завершено организационное оформление диеренцированной системы обучения глухих (Г. Форхгаммер).
90-е гг. В Германии завершено организационное оформление дифференцированной системы учреждений для разных категорий слабоумных:
• благотворительные приюты для глубоко отсталых (частные);
• лечебно-педагогические заведения для глубоко отсталых (частные и государственные);
• вспомогательные классы и школы для детей с легкими формами умственной отсталости (государственные).
1990 г. На Парижском конгрессе психиатров Д. Бурневиль предлагает классификацию слабоумия. В Швеции возникает общественное движение за создание классов для умственно отсталых.
1901 г. В Швеции открываются первые вспомогательные классы.
1915 г. Немецкий психиатр Эмиль Крапелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в единую группу под общим названием «задержка психического развития» и ввел термин «олигофрения» [34].
Обратимся к более подробному рассмотрению исторических фактов третьего периода, чтобы понять, в контексте каких общественных и культурных событий принципиально меняется официальная политика западноевропейских государств в отношении лиц с отклонениями в развитии, происходят кардинальные изменения в общественном сознании, которые к концу периода приведут к возникновению наряду с церковным светского призрения и к организации обязательного обучения аномальных детей.