Технологии самоорганиазции и

ТЕХНОЛОГИИ САМООРГАНИАЗЦИИ И

САМООБРАЗОВАНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Казань 2017

УДК 159.9

ББК 88.4

Технологии самоорганизации и самообразования: курс лекций / Г.В. Завада, О.Р. Кудаков, Л.М. Романова, А.Г. Фролов. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2017. 127 с.

В курсе лекций представлено содержание основных вопросов дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования».

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по образовательным программе бакалавриата, а также могут быть полезными для студентов, аспирантов, преподавателей.

УДК 159.9

ББК 88.4

© Казанский государственный энергетический университет, 2017

©Г.В. Завада, О.Р. Кудаков, Л.М. Романова, А.Г. Фролов

Введение

Качество высшего образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса подготовки в вузах специалистов, а также соответствие их профессиональных и общекультурных компетенций потребностям и ожиданиям различных социальных групп общества. Следует уточнить, что качество высшего образования и подготовки востребованных работников - это сбалансированное соответствие процесса и результата многообразным потребностям личности, общества и государства, а также вузов, которые являются самостоятельными заинтересованными сторонами. В последнее время достижение баланса интересов в сфере высшего образования связывается с оценкой его качества по компетенциям выпускника в различных областях (в том числе и по гуманитарным циклам). В качестве основных требований к современному высшему образованию предъявляются требования его гуманизации, субъектности и самостоятельности, активности и толерантности. Каждому специалисту, руководителю сегодня нужны определенная психологическая грамотность, умение самостоятельной организации собственной деятельности и самообразования. Современное российское общество требует от системы образования подготовки мобильных, креативных, самостоятельных и изобретательных молодых специалистов. Того же требуют и предписания федерального государственного образовательного стандарта высшего образования: сформировать самостоятельную личность с высоким уровнем интеллектуального развития, которая должна обладать, в первую очередь, самоорганизованностью, самостоятельностью, инициативностью, мобильностью, конкурентоспособностью, творческой активностью, информационной и коммуникативной культурой, ответственностью за выполняемую работу. Умение принимать оперативные самостоятельные решения в профессиональной деятельности является одним из обязательных компонентов профессиональной компетентности. Подчеркивая важность данных знаний в современном обществе, личностной ориентации происходящих социально-экономических преобразований образовательным стандартом высшего образования предусмотрено формирование компетенции по способности к самообразованию и самоорганизации (ОК-7). С этой целью в учебные планы студентов энергоуниверситета включена дисциплина «Технологии самоорганизации и самообразования».

Кроме основной цели дисциплины – усвоение сведений о деятельности, связанной с самообразованием и самоорганизацией, знаний об их закономерностях, принципах и видовом многообразии, образовательная программа, имеющая яркий пропедевтический подтекст, включает в себе следующие цели - формирование готовности будущих бакалавров к:

- научно-исследовательской работе в междисциплинарных областях, связанных с самостоятельным выбором необходимых методов исследования, модифицирования существующих и разработки новых методов исходя из задач конкретного исследования;

- к самостоятельному поиску и получению новой информации, необходимой для успешной подготовки в процессе обучения;

- отстаиванию собственных заключений и выводов в условиях защиты проекта или выступления на конференции; осознании ответственности за принятие своих решений;

- к самообучению и постоянному самосовершенствованию, опираясь на технологии самообразования и самоорганизации.

Перечисленные выше цели программы сформулированы исходя из условий конкурентной среды, необходимости позиционирования данной программы как конкурентоспособного на внутриинституциональном рынке образовательного продукта, ориентированного на специфику технического вуза.

Задачами дисциплины являются:

- изучение феноменов самообразования и самоорганизации для понимания их важности на современном этапе развития человечества;

- изучение форм, методов, технологий и средств самообразования для совершенствования самообразовательной практики;

- изучение форм, методов, технологий самоорганизации для эффективного планирования, осуществления и контроля собственной деятельности.

Учебная дисциплина «Технологии самоорганизации и самообразова-ния» относится к блоку комплексных модулей, входит в состав модуля «Самообразование и управление организацией»; в данном модуле является базовой дисциплиной.

При работе с данным пособием можно использовать следующие принципы. Принцип самостоятельности реализуется при ознакомлении обучающегося со структурой данного пособия. Работа с большими объемами информации предполагает осведомленность обучающегося во многих областях гуманитарного знания. Студент по окончании изучения курса должен знать основные понятия, связанные с самообразовательной деятельностью. Естественно, без реальной мотивации не может идти речи о какой-то самостоятельной работе студента. Его заинтересованность должна опираться не только на возможности быстрейшего положительного оценивания его деятельности (то есть желаемый вензель в зачетной книжке), но и на иных факторах: на выборе собственной образовательной траектории, на участии в процессах с игровыми технологиями, на извечной человеческой страсти к накоплению (что может выражаться в портфолио), на желании быть первым (и здесь должны работать во благо грамотно составленные внутривузовские рейтинги) и т.д.

Современная система образования, в особенности в высшей школе, нацелена на самостоятельное обучение – до 80% от всей нагрузки. Сегодня требуется выпускник, который уже способен самостоятельно анализировать ситуацию, готов к саморазвитию и самоорганизации. Логично предположить, что человеческое самообразование появилось вместе с первыми людьми. Родившись, младенец ещё не способен к обучению как таковому, но он уже начинает исследовать мир непосредственно, путём тактильных ощущений, посредством восприятия мира звуков и других волн, через создания своих образов и ассоциаций и др. Далее, взрослее и до конца жизни процесс самообразования, в той или иной степени, уже не покидает нас - это накопление знаний, практического и жизненного опыта.

Один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам природы, а природа в свою очередь включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания. Метафора Т.Хаксли вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило – научить учиться, быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.

Традиционное образование, широко распространенное в учебном процессе, почти не формирует умений использовать полученные знания, не обеспечивает возможность реализовать познавательную деятельность студентов, перегружает память студентов, ориентирует их на механическое запоминание учебного материала даже в случае самостоятельной работы с учебником. Оно необходимо для первоначального формирования определенного запаса учебной информации, которым можно оперировать при организации деятельности более высокого уровня, в случае необходимости дополнить и расширить знания студентов. Пока студент учится в вузе, требования потенциальных работодателей стремительно меняются, но система образования не настолько гибкая, чтобы успеть за этими изменениями. В результате после окончания вуза, студент неизбежно отстает от требований рынка труда. Поэтому для современных студентов важно получить не готовый набор знаний, а развить в себе навыки самообразования и саморазвития. В сочетании с концепцией опережающего образования это даст возможность вчерашнему студенту быстро ориентироваться на рынке труда, использовать полученные знания с максимальной эффективностью, быстро овладевать новыми знаниями, навыками и умениями.

Актуальность проблемы формирования у студентов вышеизложенных качеств обусловлена современными требованиями к подготовке работника ХХI века, сориентированными на умения, которые будут востребованы в недалёком будущем. В отчёте на Всемирном экономическом форуме в Давосе приведен список умений, востребованных в 20-х годах ХХI века: комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving); критическое мышление (Critical thinking); креативность в широком смысле (Creativity); умение управлять людьми (People management); взаимодействие с людьми (Coordinatingwithothers); эмоциональный интеллект (Emotional intelligence); формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decisionmaking); клиенто ориентированность (Service orientation); умение вести переговоры (Negotiation); гибкость ума (Cognitive flexibility). Пять из десяти навыков касаются умения общаться с людьми, договариваться и управлять ими, понимать и служить им (это управление персоналом, взаимодействие с людьми, переговоры, клиенто-ориентированность, эмоциональный интеллект). Еще четыре сферы связаны со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые проекты и идеи (комплексное решение проблем, креативность, когнитивная гибкость, критическое мышление).

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Идеологи информационного образования убеждают, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет и поэтому наиболее эффективный способ повышения своего статуса – это самообразование. Лозунг «Образование через всю жизнь» - вот главный призыв к современному человеку, - и который поможет не отстать ему от «поезда современности». К аспектам актуальности проблемы перехода от постиндустриального общества к информационному также относятся:

1) рост объема и высокие темпы обновления содержания информационных потоков;

2) непрерывность обогащения общества новой информацией;

3) расширение состава доступных массовому потребителю источников информации;

4) быстрые темпы технического совершенствования ее носителей и средств обмена;

5) изменение соотношения роли и функций источников информации в образовательном пространстве;

6) совершенствование содержания и способов информационного наполнения источников, рост уровня системной организации информации и разнообразия форм ее представления на носителях;

7) развитие средств поиска и оперативной обработки информации;

8) расширение спектра информационных услуг;

9) процессы формирования единого информационного пространства (системы массовой коммуникации);

10) расширение возможностей участия каждого члена общества в наполнении информационного пространства (в особенности через систему массовой коммуникации Internet);

11) изменение соотношения в доступном пользователю информационном пространстве различных типов информации (значений общественного и индивидуального сознания большой совокупности людей)».

В этих условиях обучение и образовательная практика вот уже несколько десятилетий перестало быть прерогативой только учебных заведений. Монополия преподавателя/учителя на предоставление информации фактически ликвидируется. Обучение разворачивается в широкой социальной информационно-образовательной среде, насыщенной множеством источников информации, где главную просветительскую нагрузку берет на себя Интернет. Он и суперученый, и суперпедагог, идеологизирован, гениален. Единственно, что ему не хватает, чтобы быть внеконкурентным властителем помыслов и дел, так это души, хотя элементами духовности он, конечно, обладает. Но поскольку не все так гармонично в интернетовском хаосе, то отсюда и возникают многочисленные издержки в виде отрыва от жизни, стремления к одиночеству, склонностям к извращениям погруженных в Интернет пользователей, забывающих о добрых людях, прекрасных взаимоотношениях, хороших книгах и многом другом. Конечно, жаль, что человек уступает факел просветительства виртуальному пространству, последняя надежда – люди, неравнодушные к образованию, которые еще могут притормозить полную ампутацию духовного насоса, наполняющего наши сосуды красотой, волшебством, феерией бесконечного брожения в поисках гармонии и истины.

И ещё, согласно данным Марка Пренски, среднестатистический учащийся тратит менее 5000 часов своей жизни на чтение книг и более 50000 - на видеоигры. Новое поколение, которое с самого рождения находится под воздействием цифровых технологий, он обозначил термином «цифровые аборигены». Поэтому цифровая революция образования неизбежна, и преподавателям придется идти в ногу с представителями цифрового поколения.

Мы понимаем, что противоречие между потребностью (осознаваемой необходимостью) в самообразовании исходя из социального заказа общества (научить учиться в течение всей жизнедеятельности) и отсутствием четкого механизма самообразования в стенах высшего учебного заведения, а также, зачастую отсутствием таких качеств человека, как организованность, социальная и профессиональная мобильность, коммуникативность, сила воли и др. – ещё ждет своего разрешения. Среди причин, снижающих уровень развития самообразования у студентов, можно выделить социальные (большая занятость преподавателей высшей школы, перегрузка студентов работами, обеспечивающими минимальный или нормальный прожиточный минимум, а также для многих оплату обучения в высшей школе, жизнь молодой семьи, помощь родителям); педагогические (отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности будущих специалистов в вузе, недостаточная взаимосвязь образования и самообразования, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов); психологические (слабое развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; недостаточная мотивация у педагогов к осуществлению целенаправленной подготовки студентов к самообразованию), управленческие (отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе начиная с кафедры). Современные возможности самообразования и самоорганизации чрезвычайно важны для студентов. Большая часть работы по освоению той или иной дисциплины состоит в том, что студент должен сам добывать необходимую ему информацию. Полученные в ходе изучения предлагаемой дисциплины сведения позволят обучающемуся овладеть принципами организации знания и его систематизации, помогут сформировать умения классифицировать и систематизировать информацию и т.д.

Желаем всех благ, Галина Завада, Олег Кудаков, Людмила Романова и Александр Фролов.

Основные темы модуля.

1. Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности.

2. Учебная деятельность.

3. Профессиональная деятельность.

4. Карьера и личностный рост.

5. Общение как специфический вид деятельности.

S – Specific (Конкретный)

Цели должны быть обозначенными в виде четких результатов. Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему? Кто вовлечен в выполнение цели?

Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

Всегда действует правило: одна цель - один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

M – Measurable (Измеримый)

Цели должны быть измеримыми в конкретных показателях. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения результата и процесса выполнения цели. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года». В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

Когда будет считаться, что цель достигнута?

Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

Метод «Альпы»

Метод «Альпы» относительно прост, и после некоторых упражнений Вам потребуется в среднем не более 10 минут для составления ежедневного плана [54 ].

Метод включает пять стадий:

1) составление заданий;

2) оценку длительности планируемых действий;

3) резервирование времени (в соотношении 60:40);

4) принятие решений по приоритетам и перепоручению отдельных операций;

5) контроль (учет несделанного).

Использование метода «Альпы» дает следующие основные преимущества:

Лучший настрой на предстоящий рабочий день.

Планирование следующего дня.

Четкое представление о задачах дня.

Упорядочение течения дня.

Преодоление забывчивости.

Концентрация на наиболее существенном.

Принятие решений об установлении приоритетов и о перепоручении.

Сокращение помех и нежелательных перерывов.

Уменьшение стрессов и нервного напряжения.

Улучшение самоконтроля.

Повышение удовлетворенности и мотивации.

Выигрыш во времени за счет методичной организации труда.

Как работать по методу «Альпы»:

Первая стадия – составление заданий. Для этого запишите под соответствующими рубриками формуляра «План дня» все то, что Вы хотите или должны сделать на следующий день.

Вторая стадия - оценка примерной продолжительности планируемых действий.

Третья стадия – резервирование времени. При составлении плана дня придерживайтесь основного правила планирования времени, согласно которому планом должно быть охвачено не более 60% Вашего времени и приблизительно 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени для неожиданных дел. Если Вы запланировали более 60 % своего времени, то следует неумолимо довести составленный Вами список заданий до указанных параметров, устанавливая приоритеты, перепоручая дела и сокращая отпущенное на них время. Остаток дел должен быть либо перенесен на следующий день, либо вычеркнут, либо завершен за счет сверхурочных.

Четвертая стадия планирования: принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению. Цель: сократить время, отведенное на выполнение заданий дня, до 5-6 часов.

Для этого, во-первых, установите однозначные приоритеты для своих дел и уточните в соответствии с ними задачи дня. Во-вторых, перепроверьте скалькулированную Вами потребность во времени, и сократите время на все дела до совершенно необходимого. Рассмотрите каждое действие с точки зрения возможности его перепоручения и рационализации.

На пятом этапе осуществляется контроль за выполнением своего плана дня и перенос несделанного на другой день. Как показывает опыт, не все задачи удается выполнить, и не все телефонные разговоры могут состояться, поэтому их приходится переносить на следующий день. Если одно и то же дело Вы переносите многократно, то оно становится для Вас обузой, и тогда существуют две возможности: Вы наконец-то решительно за него беретесь и доводите до конца или Вы отказываетесь от этого дела, так как иногда проблема разрешается сама собой.

При успешном использовании техники планирования времени и методов научной организации труда Вы сможете ежедневно экономить от 10 до 20% Вашего времени!

Лекция 4. Управление временем. Хронометраж в анализе продуктивности деятельности (2 часа)

Ли Якокка: «Чтобы преуспеть в бизнесе, как, впрочем, и почти во всем другом, самое главное – это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем. А чтобы целесообразно использовать свое время, необходимо твердо осознать, что именно главное в вашей работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного»

Под хронометражем понимается определение необходимого времени посредством измерения и оценки фактического времени.

Процесс проведения хронометража прост. При производстве хронометража рекомендуется фиксировать все свои действия, например, на бумаге каждые 5-10 минут в течение не менее 2-х недель.

Данный педантичный и честный способ временного контроля позволяет определить, на что уходит время, выявить «временные помехи» и принять меры по их устранению.

Этапы хронометража:

Существует 4 этапа хронометража [43].

1.Подготовка к хронометражу:

- формулировка цели;

- определение видов затрат времени, выбор интересующих показателей;

- «техническая» подготовка.

2. Проведение хронометража:

- на протяжении нескольких дней производить фиксацию всех выполняемых работ продолжительностью от 5-15 минут;

- помечать/выделять дела, которые соответствуют выбранным на этапе подготовки показателям.

3. Анализ результатов хронометража:

- необходимо определить количество времени, затраченного на отдельные виды деятельности;

- определить затраты на «временные помехи»;

- желательно представить результаты хронометража наглядно;

выявить проблемы личного управления временем.

4. Изменения в личном управлении временем:

- оптимизировать распределение времени на различные виды деятельности;

- обдумать способы сокращения «временных помех»;

- принять другие решения, направленные на сокращения «временных помех».

ТЕХНОЛОГИИ САМООРГАНИАЗЦИИ И

САМООБРАЗОВАНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Казань 2017

УДК 159.9

ББК 88.4

Технологии самоорганизации и самообразования: курс лекций / Г.В. Завада, О.Р. Кудаков, Л.М. Романова, А.Г. Фролов. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2017. 127 с.

В курсе лекций представлено содержание основных вопросов дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования».

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по образовательным программе бакалавриата, а также могут быть полезными для студентов, аспирантов, преподавателей.

УДК 159.9

ББК 88.4

© Казанский государственный энергетический университет, 2017

©Г.В. Завада, О.Р. Кудаков, Л.М. Романова, А.Г. Фролов

Введение

Качество высшего образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса подготовки в вузах специалистов, а также соответствие их профессиональных и общекультурных компетенций потребностям и ожиданиям различных социальных групп общества. Следует уточнить, что качество высшего образования и подготовки востребованных работников - это сбалансированное соответствие процесса и результата многообразным потребностям личности, общества и государства, а также вузов, которые являются самостоятельными заинтересованными сторонами. В последнее время достижение баланса интересов в сфере высшего образования связывается с оценкой его качества по компетенциям выпускника в различных областях (в том числе и по гуманитарным циклам). В качестве основных требований к современному высшему образованию предъявляются требования его гуманизации, субъектности и самостоятельности, активности и толерантности. Каждому специалисту, руководителю сегодня нужны определенная психологическая грамотность, умение самостоятельной организации собственной деятельности и самообразования. Современное российское общество требует от системы образования подготовки мобильных, креативных, самостоятельных и изобретательных молодых специалистов. Того же требуют и предписания федерального государственного образовательного стандарта высшего образования: сформировать самостоятельную личность с высоким уровнем интеллектуального развития, которая должна обладать, в первую очередь, самоорганизованностью, самостоятельностью, инициативностью, мобильностью, конкурентоспособностью, творческой активностью, информационной и коммуникативной культурой, ответственностью за выполняемую работу. Умение принимать оперативные самостоятельные решения в профессиональной деятельности является одним из обязательных компонентов профессиональной компетентности. Подчеркивая важность данных знаний в современном обществе, личностной ориентации происходящих социально-экономических преобразований образовательным стандартом высшего образования предусмотрено формирование компетенции по способности к самообразованию и самоорганизации (ОК-7). С этой целью в учебные планы студентов энергоуниверситета включена дисциплина «Технологии самоорганизации и самообразования».

Кроме основной цели дисциплины – усвоение сведений о деятельности, связанной с самообразованием и самоорганизацией, знаний об их закономерностях, принципах и видовом многообразии, образовательная программа, имеющая яркий пропедевтический подтекст, включает в себе следующие цели - формирование готовности будущих бакалавров к:

- научно-исследовательской работе в междисциплинарных областях, связанных с самостоятельным выбором необходимых методов исследования, модифицирования существующих и разработки новых методов исходя из задач конкретного исследования;

- к самостоятельному поиску и получению новой информации, необходимой для успешной подготовки в процессе обучения;

- отстаиванию собственных заключений и выводов в условиях защиты проекта или выступления на конференции; осознании ответственности за принятие своих решений;

- к самообучению и постоянному самосовершенствованию, опираясь на технологии самообразования и самоорганизации.

Перечисленные выше цели программы сформулированы исходя из условий конкурентной среды, необходимости позиционирования данной программы как конкурентоспособного на внутриинституциональном рынке образовательного продукта, ориентированного на специфику технического вуза.

Задачами дисциплины являются:

- изучение феноменов самообразования и самоорганизации для понимания их важности на современном этапе развития человечества;

- изучение форм, методов, технологий и средств самообразования для совершенствования самообразовательной практики;

- изучение форм, методов, технологий самоорганизации для эффективного планирования, осуществления и контроля собственной деятельности.

Учебная дисциплина «Технологии самоорганизации и самообразова-ния» относится к блоку комплексных модулей, входит в состав модуля «Самообразование и управление организацией»; в данном модуле является базовой дисциплиной.

При работе с данным пособием можно использовать следующие принципы. Принцип самостоятельности реализуется при ознакомлении обучающегося со структурой данного пособия. Работа с большими объемами информации предполагает осведомленность обучающегося во многих областях гуманитарного знания. Студент по окончании изучения курса должен знать основные понятия, связанные с самообразовательной деятельностью. Естественно, без реальной мотивации не может идти речи о какой-то самостоятельной работе студента. Его заинтересованность должна опираться не только на возможности быстрейшего положительного оценивания его деятельности (то есть желаемый вензель в зачетной книжке), но и на иных факторах: на выборе собственной образовательной траектории, на участии в процессах с игровыми технологиями, на извечной человеческой страсти к накоплению (что может выражаться в портфолио), на желании быть первым (и здесь должны работать во благо грамотно составленные внутривузовские рейтинги) и т.д.

Современная система образования, в особенности в высшей школе, нацелена на самостоятельное обучение – до 80% от всей нагрузки. Сегодня требуется выпускник, который уже способен самостоятельно анализировать ситуацию, готов к саморазвитию и самоорганизации. Логично предположить, что человеческое самообразование появилось вместе с первыми людьми. Родившись, младенец ещё не способен к обучению как таковому, но он уже начинает исследовать мир непосредственно, путём тактильных ощущений, посредством восприятия мира звуков и других волн, через создания своих образов и ассоциаций и др. Далее, взрослее и до конца жизни процесс самообразования, в той или иной степени, уже не покидает нас - это накопление знаний, практического и жизненного опыта.

Один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам природы, а природа в свою очередь включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания. Метафора Т.Хаксли вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило – научить учиться, быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.

Традиционное образование, широко распространенное в учебном процессе, почти не формирует умений использовать полученные знания, не обеспечивает возможность реализовать познавательную деятельность студентов, перегружает память студентов, ориентирует их на механическое запоминание учебного материала даже в случае самостоятельной работы с учебником. Оно необходимо для первоначального формирования определенного запаса учебной информации, которым можно оперировать при организации деятельности более высокого уровня, в случае необходимости дополнить и расширить знания студентов. Пока студент учится в вузе, требования потенциальных работодателей стремительно меняются, но система образования не настолько гибкая, чтобы успеть за этими изменениями. В результате после окончания вуза, студент неизбежно отстает от требований рынка труда. Поэтому для современных студентов важно получить не готовый набор знаний, а развить в себе навыки самообразования и саморазвития. В сочетании с концепцией опережающего образования это даст возможность вчерашнему студенту быстро ориентироваться на рынке труда, использовать полученные знания с максимальной эффективностью, быстро овладевать новыми знаниями, навыками и умениями.

Актуальность проблемы формирования у студентов вышеизложенных качеств обусловлена современными требованиями к подготовке работника ХХI века, сориентированными на умения, которые будут востребованы в недалёком будущем. В отчёте на Всемирном экономическом форуме в Давосе приведен список умений, востребованных в 20-х годах ХХI века: комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving); критическое мышление (Critical thinking); креативность в широком смысле (Creativity); умение управлять людьми (People management); взаимодействие с людьми (Coordinatingwithothers); эмоциональный интеллект (Emotional intelligence); формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decisionmaking); клиенто ориентированность (Service orientation); умение вести переговоры (Negotiation); гибкость ума (Cognitive flexibility). Пять из десяти навыков касаются умения общаться с людьми, договариваться и управлять ими, понимать и служить им (это управление персоналом, взаимодействие с людьми, переговоры, клиенто-ориентированность, эмоциональный интеллект). Еще четыре сферы связаны со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые проекты и идеи (комплексное решение проблем, креативность, когнитивная гибкость, критическое мышление).

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Идеологи информационного образования убеждают, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет и поэтому наиболее эффективный способ повышения своего статуса – это самообразование. Лозунг «Образование через всю жизнь» - вот главный призыв к современному человеку, - и который поможет не отстать ему от «поезда современности». К аспектам актуальности проблемы перехода от постиндустриального общества к информационному также относятся:

1) рост объема и высокие темпы обновления содержания информационных потоков;

2) непрерывность обогащения общества новой информацией;

3) расширение состава доступных массовому потребителю источников информации;

4) быстрые темпы технического совершенствования ее носителей и средств обмена;

5) изменение соотношения роли и функций источников информации в образовательном пространстве;

6) совершенствование содержания и способов информационного наполнения источников, рост уровня системной организации информации и разнообразия форм ее представления на носителях;

7) развитие средств поиска и оперативной обработки информации;

8) расширение спектра информационных услуг;

9) процессы формирования единого информационного пространства (системы массовой коммуникации);

10) расширение возможностей участия каждого члена общества в наполнении информационного пространства (в особенности через систему массовой коммуникации Internet);

11) изменение соотношения в доступном пользователю информационном пространстве различных типов информации (значений общественного и индивидуального сознания большой совокупности людей)».

В этих условиях обучение и образовательная практика вот уже несколько десятилетий перестало быть прерогативой только учебных заведений. Монополия преподавателя/учителя на предоставление информации фактически ликвидируется. Обучение разворачивается в широкой социальной информационно-образовательной среде, насыщенной множеством источников информации, где главную просветительскую нагрузку берет на себя Интернет. Он и суперученый, и суперпедагог, идеологизирован, гениален. Единственно, что ему не хватает, чтобы быть внеконкурентным властителем помыслов и дел, так это души, хотя элементами духовности он, конечно, обладает. Но поскольку не все так гармонично в интернетовском хаосе, то отсюда и возникают многочисленные издержки в виде отрыва от жизни, стремления к одиночеству, склонностям к извращениям погруженных в Интернет пользователей, забывающих о добрых людях, прекрасных взаимоотношениях, хороших книгах и многом другом. Конечно, жаль, что человек уступает факел просветительства виртуальному пространству, последняя надежда – люди, неравнодушные к образованию, которые еще могут притормозить полную ампутацию духовного насоса, наполняющего наши сосуды красотой, волшебством, феерией бесконечного брожения в поисках гармонии и истины.

И ещё, согласно данным Марка Пренски, среднестатистический учащийся тратит менее 5000 часов своей жизни на чтение книг и более 50000 - на видеоигры. Новое поколение, которое с самого рождения находится под воздействием цифровых технологий, он обозначил термином «цифровые аборигены». Поэтому цифровая революция образования неизбежна, и преподавателям придется идти в ногу с представителями цифрового поколения.

Мы понимаем,

Наши рекомендации