Сопровождение детей с нарушениями слуха
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным
в раннем детстве или врожденным. Среди глухих, рано потерявших слух, есть дети, которые не приобрели речевых навыков или утратили их. По этому признаку глухие дети делятся на две категории:
1) глухие без речи (ранооглохшие);
2) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют
слабослышащими детьми. Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:
1) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;
2) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.
Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения создают своеобразие в психическом развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. Он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль.
Степень развития речи зависит не только от степени слухового дефекта, но и от времени возникновения последнего. Самое незначительное понижение слуха, возникшее в очень раннем возрасте, может привести к задержке развития речи, к ее дефектному развитию, – и в то же время частичное снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной мере сохранной. Степень развития речи зависит и от тех педагогических условий, в какие ребенок с нарушением слуха был поставлен после возникновения слухового дефекта. Если для ребенка, только что потерявшего слух, создаются специальные педагогические условия в детском саду, специальном учреждении или дома, если его рано обеспечивают звукоусиливающей аппаратурой, обучают чтению с губ, исправляют ошибки, допускаемые им в речи, ведут беседы на доступном ему словаре, то речь его, естественно, развивается лучше. Уровень речевого развития ребенка с нарушением слуха зависит также от его индивидуальных особенностей. Более активные, живые, общительные дети говорят лучше, чем вялые и замкнутые.
Важно помнить, что функционирование слухового анализатора находится в прямой зависимости от уровня развития речи. Чем богаче речь, тем легче пользоваться неполноценным слуховым анализатором для ее восприятия. Только хорошо владеющий речью может догадаться о тех недостающих элементах воспринимаемой речи, которые он не мог расслышать.Для детей с нарушениями слуха очень важно развивать речевые навыки!
Если в классе есть ребенок с нарушением слуха
Следите за наличием у него слуховых аппаратов (слабослышащий ребенок должен носить два аппарата).
Ребенку лучше сидеть максимально близко к учителю.
Создавайте особые условия для восприятия речи и соблюдайте их. Слабослышащий должен иметь возможность видеть говорящего. Старайтесь не поворачиваться к слабослышащему спиной; делая важные сообщения, смотрите на ребенка. Важно следить за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал взглядом говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Говорите чуть медленнее, не повышайте голоса, не утрируйте артикуляцию, не искажайте ритм и интонацию. Четко давайте инструкции, задавайте конкретные вопросы, избегайте длинных, слишком развернутых объяснений.
Учителю и тьютору необходимо контролировать то, что ребенок правильно понял сказанное. Спрашивайте, проверяйте, поощряйте вопросы!
Создайте широкий спектр возможностей для выполнения заданий. Необходимо дополнять речь учителя, опираясь на другие модальности, в частности, широко использовать наглядные пособия, рисунки, символьные карты. Ученик может получать письменные копии уроков.
Если речь ребенка нечеткая, старайтесь не ограничивать его во времени, создайте условия для того, чтобы ребенок мог высказаться. Помогайте ему правильно использовать лексику и грамматические конструкции, поощряйте его высказывания.
Тьютору, сопровождающему ребенка с нарушениями слуха, необходимо провести предварительную работу по информированию учеников об особенностях слабослышащих. Нормально слышащие дети не всегда могут правильно воспринимать и интерпретировать поведение плохо слышащих сверстников. Детям нужно объяснить, что слуховая аппаратура требует бережного отношения и что она может только ограниченно компенсировать понижение слуха. Ученикам с нормальным развитием можно создать условия для идентификации себя со слабослышащими. Например, дети закрывают уши и пытаются считывать с лица говорящего отдельные слова, предложения, краткий информационный материал.
В классе важно принять правила поведения, прежде всего, соблюдение шумового режима, что означает создание условий для вычленения слабослышащими нужной речевой информации. Нормально слышащим школьникам нужно рекомендовать говорить со слабослышащими сверстниками четко, выразительно, избегая скороговорки, создавая условия для переспроса, для уточнения непонятого.
Важно не скрывать имеющегося нарушения и ни в коем случае не стесняться пользоваться слуховым аппаратом. Слабослышащему ребенку надо дать почувствовать, что ему нет необходимости делать вид, что он хорошо слышит. Школьники с нарушениями слуха недостаточно улавливают эмоциональные оттенки, тонкости коммуникации, интонации. Требуется дополнительная работа, уточняющая и углубляющая эту сторону познания.
Родители также должны понимать особенности обучения и воспитания в условиях инклюзии. Их задача – способствовать социальной интеграции, социальному взаимодействию обычных детей и детей с нарушением слуха, и поэтому сами нуждаются в просвещении.
Создание комфортной, безопасной обстановки необходимо, так как напряжение, слуховая депривация еще больше осложняет коммуникацию. Успехи слабослышащего во многом зависят от сформированности положительной самооценки, включенности в совместную деятельность. Вместе с тем необходимо принимать во внимание противоположную тенденцию. Слабослышащий ребенок может привыкнуть к особому отношению. В результате он может проявлять эгоизм, бесцеремонность, требовать к себе повышенного внимания. Это может создать барьер между ним и слышащими сверстниками. Важно найти баланс, избежать противопоставления детей друг другу, основываясь на признании равенства всех учеников и ценности каждого из них.
Таким образом, необходимо создать такую атмосферу, чтобы слабослышащий ученик смог стать равноправным членом ученического коллектива, не оказываясь в положении стороннего наблюдателя и не занимая привилегированное положение.
Проблема интеграции неслышащих (глухих) детей в образовательное пространство представляется более сложной, чем слабослышащих. Известны только отдельные случаи их полной интеграции в обычную общеобразовательную школу. Это трудно интегрируемая категория детей. Реальной представляется частичная интеграция (обучение в специальном классе при общеобразовательной школе), где возможно отдельное проведение занятий по основным предметам и проведение в нужном объеме занятий коррекционного компонента. Большой объем занятий коррекционного назначения (предусмотренных учебным планом школы для глухих детей) свидетельствует, насколько сложна и специфична проблема их обучения.