Воспитанников с отклонениями в развитии

1.Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государ­ственных, муниципальных специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

специальная (коррскционная) начальная школа — детский сад;

специальная (коррскционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррскционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения созда­ются для глухих,слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабови­дящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психичес­кого развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специаль­ные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в обра­зовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии, а также уровень реализуемых образовательных программ определя­ются Министерством образования Российской Федерации по согласова­нию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зави­симости от вида специального (коррекционного) образовательного уч­реждения».

2. В абзаце четвертом пункта 13 слова: «Министерством общего и про­
фессионального образования Российской Федерации» заменить слова­
ми: «Министерством образования Российской Федерации».

3. Пункт 16 дополнить текстом следующего содержания:

«В коррекционном учреждении устанавливается следующая пре­дельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных клас­сов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

для глухих — 6 человек;

для слабослышащих и поздноо глохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха,— 6 человек;

для слепых — 8 человек;

для слабовидящих и поздноослепших — 12 человек;

для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек;

для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата—10 человек;

для имеющих задержку психического развития — 12 человек;

для умственно отсталых — 12 человек;

для глубоко умственно отсталых— 10 человек;

для имеющих сложные дефекты — 5 человек».

4. Пункт 24 после слова: «педагогические» дополнить словом: «инже­
нерно-педагогические».

5. В пункте 26 слова: »Во вспомогательный класс (группу)» заменить
словами: »В специальный класс (группу)».

6. Пункт 27 изложить в следующей редакции:

«27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комп­лектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявле­ния таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического на­блюдения в условиях образовательного процесса».



7. Пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания: «Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (кор­рекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспи­танников с отклонениями в развитии» доведено до органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.04.97 № 19».

Заместитель министра

Приказ Министерства образования Российской Федерации

от 24.08.98 №2210

Об утверждении Типового положения

об образовательном учреждении для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

Е. Е. Чспурных
 

Объявляю постановление Правительства Российской Федерации:

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 1998 г. № 867 г. Москва

Об утверждении Типового положения

об образовательном учреждении для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном уч­реждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и меди­ко-социальной помощи.



С. Кириенко

Председатель Правительства Российской Федерации





 
  Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru

Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru

Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 31 июля 1998 г. № 867

Типовое положение

об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в п с ихол о го-педагогии ее кой и медико-социальной помощи

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Типовое положение регулирует образовательную, реабилитацион­
ную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность обра­
зовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обу­
чении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагоги-
ческой имедико-социальной помощи.

Настоящее Положение является типовым для государственных и му­ниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в нсихолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров: ди­агностики и консультирования; психолого-медико-социального сопро­вождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; соци­ально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обученияи других.

Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется — уч­реждение) создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и на­чального профессионального образования.

Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

2. Основными задачами учреждения являются:

оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении об­разовательных программ;

оказание индивидуально ориентированной педагогической, психо­логической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по воп­росам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социаль­ной адаптации.

3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным

программам(основным, дополнительным) и начального профессиональ­ного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здо­ровья;

диагностика уровня психического, физического развития и отклоне­ний в поведении детей;

организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обу­чения;

психокоррекционная ипсихопрофилактическая работа С детьми;

проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

оказание помощи подросткам в профориентации, получении про­фессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность перед органами государственной
власти, органами местного самоуправления за соответствие применяе­
мых форм, методов и средств организации образовательного процесса,
коррекционн о-реабилитационной и оздоровительной работы возрастным
психофизиологическим особенностям, способностям, интересам, тре­
бованиям охраны жизни и здоровья детей.

5. В своей деятельности учреждение руководствуется международны­
ми актами в области зашиты прав и законных интересов ребенка, феде­
ральными законами, указами и распоряжениями Президента Россий­
ской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управле­
ния образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистриру­
ется в порядке, установленном законодательством Российской Фе­
дерации.

7. Учредителями государственного учреждения могут быть федераль­
ные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации; учредителямимуниципального учреж­
дения являются органы местного самоуправления.

Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением оп­ределяются договором, заключаемым между ними в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

8. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-
хозяйственной деятельности, направленной на организацию образова­
тельного процесса, возникают у учреждения с момента его государствен­
ной регистрации.

Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закреплен­ное за ним имущество, расчетный и другие счета в банконских учрежде­ниях; печать установленного образца, штамп и бланки со своим наиме­нованием.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, осуществляет бухгалтер­ский учет и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю (учреди­телям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

9. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает
> учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и зада­
чами может реализовывать дополнительные образовательные програм­
мы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной
основе).

11. Учреждение создается из расчета 1 учреждение на 5 тыс. детей,
проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может

Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).

Наполняемость классови воспитательных групп в учреждении долж­на быть не более 9 — ! 2 человек.

Для детей дошкольного возраста в учреждении могут организовы­ваться разновозрастные воспитательные группы.

12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по
нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных учреж­
дений интернатного типа.

III.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

13. Содержание образования определяется образовательными програм­
мами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостон тел ьно.

14. Организация образовательного процесса в учреждении регламен­
тируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и
расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждени­
ем самостоятельно.

15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с исполь­
зованием индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих
образовательных программ.

16. Для детей дошкольного возраста организация образовательного
процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о до­
школьном образовательном учреждении.

17. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в учрежде­
нии может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим
государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между
учреждением и общеобразовательным учреждением.

18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей
(законных представителей) по договорам и совместно с предприятия­
ми, учреждениями, организациями может проводить профессиональную
подготовку детей в качестве дополнительных (в том числе платных) об­
разовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разреше­
ния) на указанный вид деятельности.

19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя
из региональных и местных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, с учетом интересов и индивидуальных особенностей
психофизического развития обучающихся.

20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, круж­
ки, студии и другие объединения по интересам.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

21. Участниками образовательного процесса являются дети, их роди­
тели (законные представители), педагогические, медицинские, инже-
нерио-педагогические работники, юристы учреждения.

22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью са­
мостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей),
направленные другим образовательным учреждением с согласия роди­
телей (законных представителей):

с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающие­ся посещать образовательные учреждения;

с нарушением эмоционально-волевой сферы; •

подвергшиеся различным формам психического и физического на­силия;

вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;

из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадав­шие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.

23. Зачисление детей в учреждение производится на основании за­
ключения психолого-педагогической и медико-педагогической комис­
сий в порядке, определяемом уставом учреждения.

24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учрежде­
ния осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации об образовании.

25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном уч­
реждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствую­
щий класс на основе документов об их промежуточной аттестации, вы­
данных учреждением.

26. Родители (законные представители) имеют право защищать за­
конные права и интересы детей, принимать участие в деятельности уч­
реждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами на­
блюдений, характером реабилитационных методов обучения, воспита­
ния и оздоровления детей.

27. В зависимости от содержания и основных направлений деятельно­
сти в штате учреждения могут предусматриваться должности методиста,
педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-
дефектолога, врачей-специалистов, медицинской сестры, специалиста
по ЛФК, социолога, лаборанта и других.

28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие
профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям ква­
лификационной характеристики по должности и полученной специаль­
ности и подтвержденную документами об образовании.

29. Отношения между работниками и администрацией учреждения
регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не
могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс меро­
приятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и ока­
зывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также
с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и под­
ростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение деятель­
ности учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей,
проводят работу по правовому воспитанию детей и консультируют их ро­
дителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.

32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный
или специально закрепленный органом здравоохранения медицинский
персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит
мероприятия лечебно-профилактического характера, углубленную диаг­
ностику состояния физического и психического здоровья детей, оздоро­
вительные мероприятия, консультативную помощь детям, их родителям,
педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании, токсико­
мании, алкоголизма и других заболеваний.





Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru 33. Работники учреждения имеют право:

участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом ус­тавом учреждения;

повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;

проходить медицинское обследование за счет средств учредителя (уч­редителей) учреждения.

34. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские ра­
ботники учреждения пользуются правами и льготами в порядке, уста­
новленном законодательством Российской Федерации, а также допол­
нительными льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим,
инженерно-педагогическим и медицинским работникам образователь­
ных учреждений.

35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должност­
ные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате
труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квали­
фикационными требованиями на основании решения аттестационной
комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и дру­
гих выплат стимулирующего характера в пределах средств учреждения,
направляемых на оплату труда.

V. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ

36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с зако­
нодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится
на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправле­
ния являются совет учреждения, попечительский совет, общее собра­
ние, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов
самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом
учреждения.

37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет дирек­
тор, прошедший соответствующую аттестацию.

Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Директор муниципальногоучреждения назначается решением орга­на местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.

38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом
учреждения, функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями итрудовым договором (контрак­
том).

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет
имущество за учреждением.

Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное бес­платное пользование.

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, свои­ми уставными целями и законодательством Российской Федерации.

Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреж­дением, допускается только в случаях и в порядке, установленных зако­нодательством Российской Федерации.

40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учре­
дителями) в соответствии с договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов уч­реждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением;

кредиты банков и других кредиторов;

средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юри­дических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находя­
щихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему соб­
ственности. При недостаточности этих средств по обязательствам учреж­
дения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законода­
тельством Российской Федерации порядке.

42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с го­
сударственными и местными нормативами финансирования, которые
определяются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.

Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за со­бой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирова­ния учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).

43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятель­
ность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, регулирующим предприни­
мательскую деятельность и предусмотренную его уставом.

44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имуще­
ство, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей
на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодатель­
ством Российской Федерации и уставом учреждения*.

Приказываю:

1.Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

1.1. Довести постановление Правительства Российской Федерации от
31 июля 1998 г. № 967 до сведения подведомственных образовательных
учреждений.

1.2. Обеспечить приведение уставов образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, в соответствие с указанным Типовым положением.

2. Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru Управлению реабилитационной работы и специального образова­
ния (Д.С.Шилову) представить предложения по дополнению Перечня
типов и видов государственных и муниципальных образовательных уч­
реждений в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и ме­
дико-социальной помощи.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Е. Е. Чепуриых

Заместитель министра

Приказ Министерства образования Российской Федерации

от 22.10.99 № 636

Об утверждении Положения о службе практической

психологии в системе Министерства образования

Российской Федерации

В целях развития и совершенствования психологической помощи уча­стникам образовательного процесса

Приказываю:

1.Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психо­
логии в системе Министерства образования Российской Федерации.

2. Органам управления образованием субъектов Российской Феде­
рации довести настоящее Положение до сведения руководителей подве­
домственных образовательных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заме­
стителя министра Е.Е. Чепурных.

Министр В. М. Филиппов

Приложение к приказу

Минобразования России

от 22.10.99 №636

Положение

о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу
деятельности службы практической психологии в системе Министерства обра­
зования Российской Федерации (далее — Служба).

2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой
входят педагоги-психологи образовательных учреждений всехтипоа, образова-

тельные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педзгогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделе­ния вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления обра­зованием и другие учреждения сферы образования, оказывающие психологи­ческую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жиз­
ни обучающихся, воспитанников, формированию их индивидуальности на всех
этапах непрерывного образования; развитию у обучающихся, воспитанников
творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а
также определению психологических причин нарушения личностного и социаль­
ного развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами
в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образова­
нии», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­
сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Рос­
сийской Федерации, решениями соответствующих органов управления образо­
ванием, настоящим Положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями Службы являются:

содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответству­ющей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей пси­хологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работ­ников и всех других участников образовательного процесса;

содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образователь­ных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

оказание помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреж­дений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склоннос­тей, интересов, состояния здоровья;

содействие педагогическим работникам, родителям (законным представи­телям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Задачи Службы:

психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, вос­питанников на каждом возрастном этапе развития личности;

формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопреде­лению и саморазвитию;

содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психо­логического климата в образовательных учреждениях;

психологическое обеспечение образовательных программ с целью адапта­ции их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным воз­можностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональ­ной деятельности специалистов образовательных учреждений, образователь­ных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по иници­ативе органов управления образованием или отдельных образовательных уч­реждений;

участие совместно с органами управления образованием субъектов Россий­ской Федерации и педагогическими коллективами образовательных учрежде­ний а подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственнос­ти в процессе непрерывного образования;

содействие распространению и внедрению в практику образовательных уч­реждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

содействие в обеспечении деятельности педагогических работников обра­зовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощьучастникам образовательного процесса в образова­
тельных учреждениях всех типов оказывается п еда го го м-психологом (педагога­
ми-психологами) или группой специалистов с его участием, состав которых оп­
ределяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощьучастникам образовательного процесса,
а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов
образовательных учреждений всех типов оказывается в образовательных уч­
реждениях, предназначенных для углубленной специализированной помощи де­
тям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании, — образователь­
ное учреждение для детей, нуждающихся в психопого-педагогической и медико-
социальной помощи (ППМС-центр) и психолого-медико-педагогическая комис­
сия (ПМПК).

9. Научно-методическое обеспечениедеятельности Службы осуществля­
ется научными учреждениями Министерства образования Российской Федера­
ции и Российской академии образования, подразделениями высших учебных
заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления
образованием.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
Психологическое просвещение—формирование у обучающихся, воспи­
танников и их родителей (законных представителей), у педагогических работни­
ков и руководителей образовательных учреждений потребности в психологичес­
ких знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; со­
здание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обу­
чающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевремен­
ном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и разви­
тии интеллекта.

Психологическая профилактика— предупреждение возникновения явле­ний дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждени­ях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родите­лям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Психологическая диагностика— углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обуче­ния, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее

потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в професси­ональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов наруше­ний в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагности­ка проводится специалистами как индивидуально, таки с группами обучающих­ся, воспитанников образовательных учреждений.

Психологическая коррекция— активное воздействие педагогов-психоло­гов и педагогических работников на процесс формирования личности вдетском возрасте и сохранение ее индивидуальности. Приоритетной в данном направ­лении является совместная деятельность указанных специалистов с предста­вителями смежных профессий (дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и др.) по разработке и осуществлению коррекционных программ.

Консультативная деятельность— оказание помощи обучающимся, воспи­танникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работни­кам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, вос­питания и обучения посредством специально организованных способов психо­логического консультирования.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

11. Деятельность Службы осуществляется органами управления образова­
нием и руководителями образовательных учреждений в соответствии со своей
компетенцией.

12. Координация деятельности Службы и ответственность за ее организа­
цию возлагается на соответствующее структурное подразделение Минобразо­
вания России.

13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями
Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попе­
чительства, органами внутренних дел и прокуратуры, представителями обще­
ственности, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспита­
нии иразвитии обучающихся, воспитанников.

Решение Коллегии Минобразования России

от 09.02.99 №3/1

О психолого-педагогической исоциальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления специально­го образования Д.С.Шилова,Коллегия отмечает, что за последние годы в системе специального образования произошли определенные позитив­ные изменения. Существенно обновлена нормативно-правовая база. Под­готовлен и находится на рассмотрении в Федеральной Собрании — пар­ламенте Российской Федерации проект федерального закона «Об обра­зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Разработаны первый вариант Государственного стандар­та, Концепция реформирования системы специального образования, Концепция службы специальной психологии, предложения по совер­шенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции специальных кадров.

Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru Воспитанников с отклонениями в развитии - student2.ru Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специ­альных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и по­лучили распространение их инновационные модели, эксперименталь­ные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обу­чения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных об­разовательных учреждениях, в том числе профессионального образова­ния. Увеличилась подготовка психолого-педагогических кадров.

Развивалась сеть психолого-меди ко-педагогических комиссий (консуль­таций), диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов образовательных учреждений. Получили распространение в субъек­тах Федерации сложившаяся в результате усилий педагогов, ученых и уп­равленцев Санкт-Петербурга, других регионов система комплексного, динамического психолого-педагогического и меди ко-социального сопро­вождения индивидуального развития ребенка, а также разработанные уче­ными Института коррекционной педагогики РАО, Института специаль­ной педагогики и психологии Международного университета семьи и ре­бенка имени Рауля Валленбсрга, ряда педагогических вузов методики ран­него выявления отклонений в развитии и изучения ребенка.

Органы управления образованием, коллективы образовательных уч­реждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Крас­ноярского и Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижего­родской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую забо­ту о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика психолого-педагогической помощи, прежде всего, за­ключается в ее

Наши рекомендации