Меры по реформированию системы

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Как следует из сказанного, переход отечественной системы спе­циального образования на следующий (III)этап своего развития, детерминированный закономерной эволюцией отношения госу­дарства и общества к инвалидам, в России оказался неподготов­ленным вследствие организационной незавершенности и специ­фичности предшествующего (II) этапа развития системы. В этом и заключается центральное противоречие современного периода в России.

Понимая, что процесс реформирования системы специально­го образования в столь сложной кризисной ситуации требует глу­бокой теоретической и научно-методической проработки, Рос­сийская академия образования включила в программу важнейших исследований подпрограмму «Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование», направленную на разработку научных основ планомерного преобразования отече­ственной системы специального образования с целью перехода на качественно новый этап развития. Выполнение программы было поручено Институту коррекпионной педагогики РАО1, который,

меры по реформированию системы - student2.ru 1 Институт коррекцией но и педагогики РАО (ранее Институт дефектологии АПН СССР) является ведущим научнымцентром страны в области коррекци-онной педагогики и специальной психологии. Он был основан в1929 г. и уже более 70 лет проводит фундаментальные и прикладные исследования, направ­ленныена развитие системы специального образования детей с отклонениями в развитии, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реаби­литации средствами образования разных категорий детей. За годы своего суще­ствования институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, нсслышащик и слабослышащих, незрячихи слабовидящих, детей с тяжелыми речевыми нарушениями,нарушениями опор-ио-двигательногоаппарата, задержкой психического развития, детей с выра­женными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),детей с комбинированными нарушениями.Научная разработка особых образова­тельных пространств, типов специальных образовательных учреждений,видов и организационных форм специального обучения,особых педагогических техно­логий не только обеспечила возможность создания дифференцированной отсче-стпенной системы специальногообразования, но и создала значительный задел для ее развития и соответствии с установками иценностями нового времени.





-





продолжая традиционные исследования, направленные на под­держку и совершенствование ныне действующий системы специ­ального образования, с 1992 г. развернул планомерную научно-исследовательскую работу по направлениям, наиболее актуаль­ным для осуществления перехода системы специального образо­вания на новый этап своего развития, а именно:

• разработку научно-организационных основ проектирования
системы специального образования нового типа;

• комплексное изучение контингентов детей, которые до это­
го времени «выпадали»из действующей системы специального
образования (детей с различными отклонениями в развитии ран­
него возраста, детей с множественными нарушениями);

• разработку научно-методического обеспечения образователь­
ной интеграции детей-инвалидов и детей с отклонениями в раз­
витии в массовое образование;

• разработку научно-методических основ раннего выявления и
ранней комплексной психолого-педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии младенческого и раннего возраста;

• разработку концептуальных основ использования компьютер­
ных технологий в специальном образовании на переходном этапе
ее развития, поиск новых «обходных путей» обучения, возмож­
ных только на базе компьютерных технологий;

оперативную трансформацию результатов новейших научных исследований в содержание новых базовых и прикладных курсов по специальной психологии и педагогике для системы высшей школы и повышения квалификации в области специальной пси­хологии и коррекционной педагогики и др.

На основе результатов исследований по указанным приоритет­ным направлениям институт в 1997 г. предложил Программу мер, определяющую стратегию и тактику перехода отечественной сис­темы специального образования на качественно новый (III) этап развития.

ПРОГРАММА МЕР

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАБИЛЬНОГО

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ПЛАНОМЕРНОГО

ПЕРЕХОДА НА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ1

Раздел I. Информационное обеспечение процесса принятия реше­ний в области структурного совершенствования системы специаль­ного образования

1. Создание национальных банков данных:

меры по реформированию системы - student2.ru Впервые опубликована в журнале «Дефектология». — 1997. — № 4.

— о детях-инвалидах, детях с отклонениями в умственном и
физическом развитии;

— о системе государственных и негосударственных учрежде­
ний, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию
детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;

— о системе государственных и негосударственных учрежде­
ний, обеспечивающих реабилитацию средствами образования;

— о системе подготовки и переподготовки кадров специалис­
тов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей-инвали­
дов и детей с нарушениями в развитии средствами образования.

2. Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управ­ленческих решений.

Раздел П. Создание условий для качественного функционирова­ния психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) на терри­тории страны с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования специальных образовательных учреж­дений всех видов

1. Экспертизация ранее разработанных диагностических мето­
дик для использования в условиях ПМПК, их лицензирование.

2. Создание национального банка данных о лицензированном
диагностическом инструментарии.

3. Экспертизация ныне действующих нормативных документов,
регулирующих деятельность ПМПК и оснащение всех ПМПК стра­
ны адекватной нормативной документацией.

4. Поэтапное внедрение через систему высшей школы и систе­
му повышения квалификации пролицензированных наборов ди­
агностического инструментария, методик применения.

Раздел III. Создание условий для стабильного функционирования ныне действующих видов специальных образовательных учреждений для всех категорий детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии

1. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов нормативной документацией (учебные планы, учебные про­
граммы и т.д.) с целью стабилизации деятельности специализи­
рованных образовательных учреждений и регуляции соотношения
традиционных и инновационных подходов.

2. Создание национального банка данных о научной, методи­
ческой, справочно-информаиионной литературе, технических
средствах и изделиях для комплексной реабилитации детей-инва­
лидов и детей с нарушениями в развитии; реабилитации сред­
ствами образования.

3. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов набором апробированных учебников и дидактических мате­
риалов для обучающихся.

2-Ж4 33



Выявление потребностей разных регионов страны в учебниках с целью создания обоснованного и согласованного перспектив­ного плана переиздания и доиздания учебной литературы для ныне действующей системы специального образования.

4. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов методической литературой.

Выявление потребностей разных регионов страны в методи­ческой литературе с целью создания обоснованного и согласо­ванного перспективного плана переиздания и доиздания методи­ческой литературы для ныне действующей системы специального

образования.

5. Внедрение инноваций на уровне вариативности форм орга­
низации, методов и средств обучения в рамках существующего
содержания образования в условиях специализированных образо­
вательных учреждений.

6. Материально-техническое обеспечение специальных образо­
вательных учреждений (с привлечением региональных источни­
ков финансирования).

Выявление потребностей разных регионов страны в матери­ально-техническом обеспечении специальных образовательных учреждений с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переоснащения и доосиашения действую­щей системы специального образования.

Раздел IV. Создание условий для взаимодействия структур мас­сового н специального образования в реализации интегративных под­ходов к обучению детей с отклонениями в развитии (в пределах ныне действующей образовательной системы)

1. Создание национального банка данных о педагогическом
опыте, теоретических и методических разработках и результатах в
области интегративных подходов к образованию детей-инвалидов
и детей с разными отклонениями в развитии.

2. Обеспечение специалистов (общеобразовательных и специ­
альных образовательных учреждений) и родителей информаци­
ей об уже имеющихся, экспертизированных и апробированных
(в течение более 10 лет) формах и моделях интеграции в обуче­
нии детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, необ­
ходимых условиях успешного интегрированного обучения, от­
рицательных и положительных последствиях интегрированного

обучения.

3. Разработка положения о новых функциях специальных школ
и дошкольных учреждений как центров (в микрорайоне, регио­
не) специализированной помощи в реализации особых образова­
тельных потребностей интегрированных детей.

4. Организация системы межведомственного обсуждения ус­
ловий, моделей интегрированного обучения, достигаемых резуль-

татов, возникающих проблем и возможных перспектив интегра­ции (проведение всероссийских конференций, круглых столов, работа со СМИ).

5. Создание предпосылок для обоснованного внедрения апро­бированных и эффективных в условиях России моделей интеграции.

Раздел V. Создание правовых и организационных условий для эффективного взаимодействия ПМГТК, реабилитационных центров, специальных и общеобразовательных учреждений

Раздел VI. Упорядочивание функционирования системы повыше­ния квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии в условиях ныне действующей системы образования, а также повышения квалификации препода­вателей специальных (дефектологических) факультетов педагогичес­ких университетов и вузов

1. Выявление потребности в профессионачьно подготовленных
кадрах разного профиля для ныне действующей системы специ­
ального образования, ПМПК, реабилитационных центров.

2. Создание обоснованной, скоординированной, федеральной
программы подготовки и переподготовки кадров для системы спе­
циального образования, ПМПК, реабилитационных центров (с
учетом федеральных и региональных компонентов подготовки
специалистов).

3. Экспертизация и лицензирование ведущих федеральных и
региональных центров, способных качественно проводить подго­
товку и переподготовку кадров.

4. Модельная реализация разработанной программы подготов­
ки и переподготовки кадров в полном объеме (в отдельных реги­
онах) (с последующей оценкой эффективности работы специ­
альных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных
центров за счет повышения квалификации кадров).

5. Разработка моделей дистантных форм переподготовки спе­
циалистов, их экспериментальное внедрение (в отдельных регио­
нах) и соответствующее сетевое объединение (с последующей
оценкой повышения эффективности работы специальных образо­
вательных учреждений).

6. Создание федерального центра непрерывного образования
преподавателей профильных факультетов и кафедр педвузов и
университетов с целью преодоления дефицита преподавательских
кадров дефектологов и оптимального внедрения новейших науч­
ных разработок в области обучения всех категорий детей с откло­
нениями в развитии в вузовскую систему подготовки специалистов:

—разработка положения о центре; концепция подготовки и
переподготовки вузовских кадров;

—разработка стандартов достижений, модульных программ обу­
чения преподавателей разного профиля;



— разработка программно-методического обеспечения курсов
обучения;

— апробация модульной системы подготовки и переподготов­
ки преподавательских кадров отдельных (модельных) деффаков и
специализированных кафедр страны;

— оценка эффективности проведенной подготовки и коррек­
тировка апробированных программ обучения специалистов по се
результатам;

— разработка скоординированного перспективного плана под­
готовки и переподготовки преподавательских кадров деффаков
страны.

Раздел VII. Создание условий для планомерного развития систе­мы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопре­делениюподростков-нивал идо в и подростков сотклонениями в раз­витии

1. Создание условий для планомерного развития системы под­готовки подростков-инвалидов и подростков с отклонениями вразвитии к жизни в обществе:

— разработка шкал развития жизненной компетентности (на­
выков самообслуживания, пространственно-временной ориенти­
ровки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной дея­
тельности, самосознания и сознательной регуляции собственного
поведения в социуме, жизненного кругозора, жизненного и про­
фессионального самоопределения, социальной мобильности);

— разработка инструментария для оценки уровня достижений
по каждой из указанных выше шкал жизненной компетентности;

— экспертизация отдельных компонентов программ целенап­
равленного формирования жизненной компетентности, разрабо­
танных применительно к разным категориям детей;

— определение возможности переноса, распространения про­
грамм формирования жизненной компетентности с одной кате­
гории детей на другую;

— определение потребности в разработке новых компонентов
программ целенаправленного формирования жизненной компе­
тентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии;

— определение условий для внедрения в действующую систему
специального образования программ целенаправленного форми­
рования жизненной компетентности;

— определение оптимального для каждого вида специальных
образовательных учреждений соотношения собственно образова­
тельных программ (норма образованности) и программ форми­
рования жизненной компетентности (норма жизненной компе­
тентности) и на этой основе разработка специализированного стан­
дарта для ныне действующей системы специального образования
всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.

2. Создание условий для планомерного развития системы
профессионального самоопределения подростков-инвалидов и
подростков с отклонениями в развитии:

— системный анализ современного передового опыта трудовой
и допрофессиональной подготовки подростков-инвалидов и под­
ростков с отклонениями в развитии в разных регионах страны;

— экспертизация, лицензирование ивнедрение программ
профессиональной ориентации и допрофессиональной подго­
товки подростков-инвалидов и подростков с отклонениями в
развитии;

— организация модельных региональных центров профессио­
нального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с
отклонениями в развитии на базе специальных образовательных
учреждений;

— организация модельных региональных центров подготовки
и переподготовки кадров специалистов для системы профессио­
нального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с
отклонениями в развитии на базе специальных образовательных
учреждений;

— разработка программно-методического обеспечения и тех­
нического оснащения процесса обучения детей-инвалидов про­
фессиям, являющимся конкурентоспособными на региональных
рынках труда.

3. Создание условий для включения детей-инвалидов в куль­
турную жизнь общества.

4. Создание условий для реализации прав детей-инвалидов на
полноценное информационное обслуживание.

Раздел VIII. Создание условий для реализации права родителей или лиц, их заменяющих, на информационное обеспечение по имею­щимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики и комп­лексной реабилитации

Раздел IX. Формирование отношения общества к детям-инвали­дам и детям с отклонениями в развитии, соответствующего Конвен­циям ООН о правах детей и инвалидов, ратифицированным Россий­ской Федерацией в 1991г.

1.Разработка национальной программы планомерного форми­
рования отношения общества к детям-инвалидам и детям с от­
клонениями в развитии как к полноценным и полноправным граж­
данам страны.

2. Создание национального банка текстовой, видео-, кино-,
аудиовизуальной продукции для использования СМИ в целях пре­
одоления негативного отношения общества к детям-инвалидам и
Детям с отклонениями в развитии и пропаганды возможностей
сотрудничества и взаимопонимания нормально развивающихся
Детей и подростков и детей-инвалидов.





меры по реформированию системы - student2.ru меры по реформированию системы - student2.ru 3. Формирование адекватного отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии через систему школьного образова­ния нормально развивающихся детей с помощью разработки и внедрения специальных факультативных курсов.

Раздел X. Проектирование компонентов системы специального образования XXI в.

1. Формирование государственной системы раннего выявления
и ранней психолого-педагогической коррекции отклонений в раз­
витии как неотъемлемого и базового структурного элемента оте­
чественной системы специального образования XXI в.:

— разработка, с учетом накопленного опыта, единой обяза­
тельной системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) вы­
явления детей с подозрениями на отклонения в развитии по мес­
ту жительства и создание механизма их направления на комплек­
сную медико-психолого-педагогическую диагностику;

— разработка системы ранней дифференциальной медико-пси­
холого-педагогической диагностики отклонений в развитии у всех
категорий детей с целью выявления особых образовательных по­
требностей каждого ребенка и создания индивидуализированных
комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев

жизни;

— создание государственной системы ранней педагогической
коррекции отклонений в развитии и системы организованной

помощи семье.

2. Подготовка опережающего модельного закона о специаль­
ном образовании, регулирующего действие государственной об­
разовательной системы для детей с отклонениями в развитии,
начиная с первого года жизни ребенка, и обеспечивающего га­
рантию прав ребенка на реализацию общих и специальных обра­
зовательных потребностей.

3. Разработка концепции преобразования государственной си­
стемы непрерывного образования детей с отклонениями в раз­
витии, основанного на новом базовом структурном элементе
системы — раннем выявлении и ранней комплексной реабили­
тации:

— определение целей и задач образовательной системы, соот­
ношение норм образованности и норм жизненной компетентнос­
ти для обучающихся на всех ступенях образовательной системы,
начиная с первых месяцев жизни;

— проектирование вертикальной и горизонтальной структур
образовательной системы с учетом вариативности достигнутого к
началу целенаправленного обучения уровня общего и речевого

развития;

— проектирование типов образовательных учреждений для всех

возрастов и всех категорий детей; 38

_ определение степени и механизма взаимодействия систем массового и специального образования на всех ступенях проекти­руемой системы;

— определение уровня и качества профессиональной компе­
тентности кадров, способных обслуживать проектируемую систему;

— степень включенности родителей или лиц, их заменяющих,
в систему образования.

4. Проектирование нового содержания образования примени­
тельно к разным категориям детей с особыми образовательными
потребностями:

— разработка Концепции содержания раннего коррекционно-
развивающего обучения разных категорий детей с отклонениями
в развитии в возрасте 0 — 2—3 года;

— разработка Концепции содержания дошкольного образова­
ния разных категорий детей с отклонениями в развитии приме­
нительно к новым типам учреждений и вариативным формам
организации дошкольного образования детей в возрасте от 2-3
до 7 лет;

— разработка Концепции содержания школьного образования
разных категорий детей с отклонениями в развитии применительно
к новым типам учреждений и вариативным формам организации
школьного образования;

— разработка Концепции содержания программы личностного
и профессионального самоопределения в постщкольный период
для всех категорий подростков с отклонениями в развитии;

— разработка проекта специализированного образовательно­
го стандарта, определяющего соотношения норм образованнос­
ти и норм жизненной компетентности для разных возрастных
групп и разных категорий детей с отклонениями в развитии не­
зависимо от вида образовательного учреждения и формы орга­
низации обучения.

5. Подготовка эксперимента по реализации концепций ново­
го содержания образования на примере отдельных категорий
детей:

— создание пробных учебников и учебных пособий, соответ­
ствующих спроектированному содержанию образования данной
категории и данной возрастной группы, включая компьютерные
обучающие и развивающие среды;

— разработка методов и средств обучения, соответствующих
спроектированному содержанию образования данной категории
и Данной возрастной группы, включая компьютерные обучающие
и Развивающие среды;

" подготовка кадров специалистов для полной эксперимсн-альной апробации спроектированного содержания и методов об-Разования (на отдельных категориях детей и отдельных возраст­ных группах).

ЗГ

меры по реформированию системы - student2.ru

б. Опережающая подготовка и переподготовка преподавателей деффаков с целью обеспечения подготовки учителей для проек­тируемой системы специального образования.

Эта программа после широкого обсуждения легла в основу раз­работанной под руководством Минобразования России (Управле­ния специального образования) и утвержденной решением кол­легии Минобразования России от 09.02.99 № 3/1 Концепции ре­формирования системы специального образования.

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Краткая характеристика системы и итогов первого этапа ре­формирования

В настоящее время из 35,9 млн детей, проживающих в Рос­сийской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различ­ными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в спе­циальном образовании, отвечающем их особым образователь­ным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и сла­бовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигатель­ного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко ум­ственно отсталые) дети и дети с задержкой психического раз­вития, дети с выраженными расстройствами эмоиионально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недо­статками в развитии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и За­коном «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоро­вья предусматривает создание для них специальной коррекци-онно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условии и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образова­тельных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адап­тацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах — обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения.

Первый этап реформирования системы специального образо­вания завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере:

• появились нормативно-правовые акты, определяющие основ­
ные права лиц с ограниченными возможностями и регулирую­
щие основы государственной политики применительно к этой
категории населения, соответствуя в основном международным
нормативно-правовым актам;

• шло дальнейшее развитие системы коррекционно-образова-
тельных учреждений, в первую очередь школьных: сегодня функ­
ционирует 8 видов специальных (коррекционных) образователь­
ных учреждений для детей с ограниченными возможностями здо­
ровья;

• подготовлен первый вариант государственного стандарта об­
щего среднего образования лиц с ограниченными возможностя­
ми здоровья;

• возникли и получают распространение инновационные мо­
дели специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

• увеличилось число детей в учреждениях компенсирующего
вида дошкольного образования;

• благодаря Закону «Об образовании» и проекту закона «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (спе­
циальном образовании)» лица с ограниченными возможностями
получили право выбирать место обучения — в специальном (кор­
рекционном) образовательном учреждении или в образователь­
ном учреждении общего назначения; в практической сфере сис­
темы образования общего назначения заметно появление разно­
образных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья;

• активизировалась деятельность общественных организаций,
оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями и
защищающих их права;

• система высшего профессионального образования начинает
создавать условия для получения образования лицам с ограни­
ченными возможностями здоровья;

• высшая педагогическая школа значительно увеличила подго­
товку специальных психолого-педагогических кадров для обеспе­
чения системы специального образования;

• в педагогических училищах и колледжах внедряются новые
специальности для подготовки воспитателей для дошкольных и
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

2. Основные проблемы системы специального образования

Основные проблемы системы специального образования:

• недостаточно развита в целом система дошкольной коррек-
Пионной психолого-педагогической помощи детям; обществен-

ным воспитанием в России охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет (54,0%), остальные дети воспитываются в семье, и лишь некоторые из них получают необходимую коррек-ционно-педагогическую помощь в разных вариативных психоло­го-педагогических, реабилитационных и лечебно-оздоровитель­ных учреждениях и центрах; отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возрас­та, консультирования семей; не разработан Государственный об­разовательный стандарт дошкольного образования детей, имею­щих отклонения в психофизическом развитии; имеются существен­ные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для про­ведения коррекиионной психолого-педагогической работы с детьми;

• по сравнению с развитыми странами специальную педагоги­
ческую поддержку получают лишь около 1/3 нуждающихся в ней;

• некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети
с синдромом Л.Дауна, дети с тяжелыми множественными нару­
шениями) продолжают считать необучаемыми, не включая их в
образовательное поле и нарушая тем самым права ребенка;

• интеграционный процесс протекает стихийно, в ряде случа­
ев он неоправданно ускоряется (интеграция «вводится» админис­
тративно-командным способом), без достаточной подготовлен­
ности образовательных учреждений общего назначения и их педа­
гогического корпуса;

• характерны нестабильность и значительные качественные раз­
личия в развитии и функционировании сети специальных (кор-
рекционных) образовательных учреждений (по видам учрежде­
ний, по регионам Российской Федерации); не соответствует
требованиям специального образования в большинстве образова­
тельных учреждений материально-техническое, учебно-методичес­
кое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их
лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая спе­
цифику данных учреждений;

• практически во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Пе­
тербурга, существует острый дефицит профессионально подго­
товленных кадров в системе специального образования и в выс­
шей педагогической школе;

• молодежь, обучавшаяся в системе специального образова­
ния, неконкурентоспособна на современном рынке труда, отсут­
ствуют необходимые условия для получения ею доступного про­
фессионального образования (на всех его уровнях);

• задержка введения в действие Закона «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образо­
вании)» тормозит дальнейшее развитие нормативно-правовой базы

специального образования и экономических механизмов следую­щего этапа его реформирования.

3. Основные направления реформирования системы специального образования

3.1. Структурная перестройка:

• опережающее расширенное развитие целостной системы обя­
зательной дошкольной коррекционной психолого-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями, предусматри­
вающей:

• создание на основе учреждений детского здравоохранения
и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций),
диагностических и реабилитационных центров системы образо­
вания, единой государственной системы раннего выявления от­
клонений в развитии, раннего вмешательства и консультиро­
вания семей, воспитывающих детей с отклонениями в разви­
тии; развитие системы коррекционно-педагогической работы с
детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреж­
дениях компенсирующего вида, что обеспечит в дальнейшем
получение значительного экономического эффекта, поскольку
около 50% детей, прошедших через систему качественной дош­
кольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обу­
чаться в образовательных учреждениях общего назначения, а
не в специальных (коррекционных), стоимость которых намно­
го дороже:

• научно-теоретическую разработку основ дошкольной коррек­
ционно-педагогической работы с детьми;

• совершенствование приемов выявления и медико-психоло­
го-педагогического изучения детей с разными отклонениями в
развитии с целью выбора оптимальных условий и содержания кор­
рекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкрет­
ном случае;

• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц,
не охваченных специальным образованием (глубоко умственно
отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множе­
ственными нарушениями);

• создание и развитие специальных образовательных условий
для лиц с ограниченными возможностями в системе образования
общего назначения, на всех ее ступенях, во всех типах и видах
образовательных учреждений (содействие развитию интеграцион­
ных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-
развивающего обучения детей в семье;

• стабилизацию деятельности существующих и развитие инно­
вационных видов специальных (коррекционных) образовательных
Учреждений, условий их функционирования (материальных, учеб-
но-методических, кадровых и др.);





       
  меры по реформированию системы - student2.ru   меры по реформированию системы - student2.ru
 

меры по реформированию системы - student2.ru

меры по реформированию системы - student2.ru создание там, где это целесообразно, достаточного числа ма­
локомплектных специальных (коррекциейных) образовательных
учреждений по месту жительства детей с целью максимального
возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью
и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интегра­
ционного процесса;

• создание службы специальной психологии в системе специ­
ального образования и постоянно действующей системы психо-
лого-медико-педагогического сопровождения.

3.2. Содержание и оценка качества образования, образователь­
ные технологии:

• совершенствование стандартизации содержания специаль­
ного образования и содержания профессиональной подготов­
ки специалистов для системы специального образования, раз­
работка национально-региональных составляющих этих стан­
дартов;

• разработка и внедрение системы дистантного образования для
лиц с ограниченными возможностями и для системы подготов­
ки, переподготовки и повышения квалификации специальных
психолого-педагогических кадров;

• дальнейшее совершенствование федерального комплекта учеб­
ников для специального образования; разработка учебных посо­
бий и учебников по специальной педагогике для учреждений сред­
него и высшего профессионального образования;

• развитие вариативных систем специального образования;

• создание федерального банка лицензированного диагности­
ческого инструментария для системы психолого-медико-педаго­
гической диагностики;

• разработка научных основ, содержания и планомерное раз­
витие современной системы подготовки молодежи с ограничен­
ными возможностями здоровья к независимой жизни в обществе,
профессиональному самоопределению и к профессиональной де­
ятельности (или доступной форме занятости) применительно ко
всем этапам профессионального образования.

3.3. Научно-исследовательская и инновационная деятельность:

• разработка концепции преобразования системы непрерывного
образования детей с ограниченными возможностями, включаю­
щей новый базовый структурный элемент — раннее выяатение и
ранняя комплексная пси холого-медико-педагогическая помощь
ребенку и его семье;

• проектирование нового содержания непрерывного образова­
ния применительно к разным категориям детей с ограниченными
возможностями;

• разработка проекта нового стандарта специального образова­
ния, определяющего соотношения норм образованности и норм
жизненной компетенции для разных возрастных групп и разных

категории детей с ограниченными возможностями, независимо от вида образоват<

Наши рекомендации