Меры по реформированию системы
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Как следует из сказанного, переход отечественной системы специального образования на следующий (III)этап своего развития, детерминированный закономерной эволюцией отношения государства и общества к инвалидам, в России оказался неподготовленным вследствие организационной незавершенности и специфичности предшествующего (II) этапа развития системы. В этом и заключается центральное противоречие современного периода в России.
Понимая, что процесс реформирования системы специального образования в столь сложной кризисной ситуации требует глубокой теоретической и научно-методической проработки, Российская академия образования включила в программу важнейших исследований подпрограмму «Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование», направленную на разработку научных основ планомерного преобразования отечественной системы специального образования с целью перехода на качественно новый этап развития. Выполнение программы было поручено Институту коррекпионной педагогики РАО1, который,
1 Институт коррекцией но и педагогики РАО (ранее Институт дефектологии АПН СССР) является ведущим научнымцентром страны в области коррекци-онной педагогики и специальной психологии. Он был основан в1929 г. и уже более 70 лет проводит фундаментальные и прикладные исследования, направленныена развитие системы специального образования детей с отклонениями в развитии, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации средствами образования разных категорий детей. За годы своего существования институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, нсслышащик и слабослышащих, незрячихи слабовидящих, детей с тяжелыми речевыми нарушениями,нарушениями опор-ио-двигательногоаппарата, задержкой психического развития, детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),детей с комбинированными нарушениями.Научная разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений,видов и организационных форм специального обучения,особых педагогических технологий не только обеспечила возможность создания дифференцированной отсче-стпенной системы специальногообразования, но и создала значительный задел для ее развития и соответствии с установками иценностями нового времени.
-
продолжая традиционные исследования, направленные на поддержку и совершенствование ныне действующий системы специального образования, с 1992 г. развернул планомерную научно-исследовательскую работу по направлениям, наиболее актуальным для осуществления перехода системы специального образования на новый этап своего развития, а именно:
• разработку научно-организационных основ проектирования
системы специального образования нового типа;
• комплексное изучение контингентов детей, которые до это
го времени «выпадали»из действующей системы специального
образования (детей с различными отклонениями в развитии ран
него возраста, детей с множественными нарушениями);
• разработку научно-методического обеспечения образователь
ной интеграции детей-инвалидов и детей с отклонениями в раз
витии в массовое образование;
• разработку научно-методических основ раннего выявления и
ранней комплексной психолого-педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии младенческого и раннего возраста;
• разработку концептуальных основ использования компьютер
ных технологий в специальном образовании на переходном этапе
ее развития, поиск новых «обходных путей» обучения, возмож
ных только на базе компьютерных технологий;
оперативную трансформацию результатов новейших научных исследований в содержание новых базовых и прикладных курсов по специальной психологии и педагогике для системы высшей школы и повышения квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики и др.
На основе результатов исследований по указанным приоритетным направлениям институт в 1997 г. предложил Программу мер, определяющую стратегию и тактику перехода отечественной системы специального образования на качественно новый (III) этап развития.
ПРОГРАММА МЕР
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАБИЛЬНОГО
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ПЛАНОМЕРНОГО
ПЕРЕХОДА НА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ1
Раздел I. Информационное обеспечение процесса принятия решений в области структурного совершенствования системы специального образования
1. Создание национальных банков данных:
Впервые опубликована в журнале «Дефектология». — 1997. — № 4.
— о детях-инвалидах, детях с отклонениями в умственном и
физическом развитии;
— о системе государственных и негосударственных учрежде
ний, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию
детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;
— о системе государственных и негосударственных учрежде
ний, обеспечивающих реабилитацию средствами образования;
— о системе подготовки и переподготовки кадров специалис
тов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей-инвали
дов и детей с нарушениями в развитии средствами образования.
2. Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений.
Раздел П. Создание условий для качественного функционирования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) на территории страны с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования специальных образовательных учреждений всех видов
1. Экспертизация ранее разработанных диагностических мето
дик для использования в условиях ПМПК, их лицензирование.
2. Создание национального банка данных о лицензированном
диагностическом инструментарии.
3. Экспертизация ныне действующих нормативных документов,
регулирующих деятельность ПМПК и оснащение всех ПМПК стра
ны адекватной нормативной документацией.
4. Поэтапное внедрение через систему высшей школы и систе
му повышения квалификации пролицензированных наборов ди
агностического инструментария, методик применения.
Раздел III. Создание условий для стабильного функционирования ныне действующих видов специальных образовательных учреждений для всех категорий детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии
1. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов нормативной документацией (учебные планы, учебные про
граммы и т.д.) с целью стабилизации деятельности специализи
рованных образовательных учреждений и регуляции соотношения
традиционных и инновационных подходов.
2. Создание национального банка данных о научной, методи
ческой, справочно-информаиионной литературе, технических
средствах и изделиях для комплексной реабилитации детей-инва
лидов и детей с нарушениями в развитии; реабилитации сред
ствами образования.
3. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов набором апробированных учебников и дидактических мате
риалов для обучающихся.
2-Ж4 33
Выявление потребностей разных регионов страны в учебниках с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переиздания и доиздания учебной литературы для ныне действующей системы специального образования.
4. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов методической литературой.
Выявление потребностей разных регионов страны в методической литературе с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переиздания и доиздания методической литературы для ныне действующей системы специального
образования.
5. Внедрение инноваций на уровне вариативности форм орга
низации, методов и средств обучения в рамках существующего
содержания образования в условиях специализированных образо
вательных учреждений.
6. Материально-техническое обеспечение специальных образо
вательных учреждений (с привлечением региональных источни
ков финансирования).
Выявление потребностей разных регионов страны в материально-техническом обеспечении специальных образовательных учреждений с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переоснащения и доосиашения действующей системы специального образования.
Раздел IV. Создание условий для взаимодействия структур массового н специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с отклонениями в развитии (в пределах ныне действующей образовательной системы)
1. Создание национального банка данных о педагогическом
опыте, теоретических и методических разработках и результатах в
области интегративных подходов к образованию детей-инвалидов
и детей с разными отклонениями в развитии.
2. Обеспечение специалистов (общеобразовательных и специ
альных образовательных учреждений) и родителей информаци
ей об уже имеющихся, экспертизированных и апробированных
(в течение более 10 лет) формах и моделях интеграции в обуче
нии детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, необ
ходимых условиях успешного интегрированного обучения, от
рицательных и положительных последствиях интегрированного
обучения.
3. Разработка положения о новых функциях специальных школ
и дошкольных учреждений как центров (в микрорайоне, регио
не) специализированной помощи в реализации особых образова
тельных потребностей интегрированных детей.
4. Организация системы межведомственного обсуждения ус
ловий, моделей интегрированного обучения, достигаемых резуль-
татов, возникающих проблем и возможных перспектив интеграции (проведение всероссийских конференций, круглых столов, работа со СМИ).
5. Создание предпосылок для обоснованного внедрения апробированных и эффективных в условиях России моделей интеграции.
Раздел V. Создание правовых и организационных условий для эффективного взаимодействия ПМГТК, реабилитационных центров, специальных и общеобразовательных учреждений
Раздел VI. Упорядочивание функционирования системы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии в условиях ныне действующей системы образования, а также повышения квалификации преподавателей специальных (дефектологических) факультетов педагогических университетов и вузов
1. Выявление потребности в профессионачьно подготовленных
кадрах разного профиля для ныне действующей системы специ
ального образования, ПМПК, реабилитационных центров.
2. Создание обоснованной, скоординированной, федеральной
программы подготовки и переподготовки кадров для системы спе
циального образования, ПМПК, реабилитационных центров (с
учетом федеральных и региональных компонентов подготовки
специалистов).
3. Экспертизация и лицензирование ведущих федеральных и
региональных центров, способных качественно проводить подго
товку и переподготовку кадров.
4. Модельная реализация разработанной программы подготов
ки и переподготовки кадров в полном объеме (в отдельных реги
онах) (с последующей оценкой эффективности работы специ
альных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных
центров за счет повышения квалификации кадров).
5. Разработка моделей дистантных форм переподготовки спе
циалистов, их экспериментальное внедрение (в отдельных регио
нах) и соответствующее сетевое объединение (с последующей
оценкой повышения эффективности работы специальных образо
вательных учреждений).
6. Создание федерального центра непрерывного образования
преподавателей профильных факультетов и кафедр педвузов и
университетов с целью преодоления дефицита преподавательских
кадров дефектологов и оптимального внедрения новейших науч
ных разработок в области обучения всех категорий детей с откло
нениями в развитии в вузовскую систему подготовки специалистов:
—разработка положения о центре; концепция подготовки и
переподготовки вузовских кадров;
—разработка стандартов достижений, модульных программ обу
чения преподавателей разного профиля;
— разработка программно-методического обеспечения курсов
обучения;
— апробация модульной системы подготовки и переподготов
ки преподавательских кадров отдельных (модельных) деффаков и
специализированных кафедр страны;
— оценка эффективности проведенной подготовки и коррек
тировка апробированных программ обучения специалистов по се
результатам;
— разработка скоординированного перспективного плана под
готовки и переподготовки преподавательских кадров деффаков
страны.
Раздел VII. Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределениюподростков-нивал идо в и подростков сотклонениями в развитии
1. Создание условий для планомерного развития системы подготовки подростков-инвалидов и подростков с отклонениями вразвитии к жизни в обществе:
— разработка шкал развития жизненной компетентности (на
выков самообслуживания, пространственно-временной ориенти
ровки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной дея
тельности, самосознания и сознательной регуляции собственного
поведения в социуме, жизненного кругозора, жизненного и про
фессионального самоопределения, социальной мобильности);
— разработка инструментария для оценки уровня достижений
по каждой из указанных выше шкал жизненной компетентности;
— экспертизация отдельных компонентов программ целенап
равленного формирования жизненной компетентности, разрабо
танных применительно к разным категориям детей;
— определение возможности переноса, распространения про
грамм формирования жизненной компетентности с одной кате
гории детей на другую;
— определение потребности в разработке новых компонентов
программ целенаправленного формирования жизненной компе
тентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии;
— определение условий для внедрения в действующую систему
специального образования программ целенаправленного форми
рования жизненной компетентности;
— определение оптимального для каждого вида специальных
образовательных учреждений соотношения собственно образова
тельных программ (норма образованности) и программ форми
рования жизненной компетентности (норма жизненной компе
тентности) и на этой основе разработка специализированного стан
дарта для ныне действующей системы специального образования
всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.
2. Создание условий для планомерного развития системы
профессионального самоопределения подростков-инвалидов и
подростков с отклонениями в развитии:
— системный анализ современного передового опыта трудовой
и допрофессиональной подготовки подростков-инвалидов и под
ростков с отклонениями в развитии в разных регионах страны;
— экспертизация, лицензирование ивнедрение программ
профессиональной ориентации и допрофессиональной подго
товки подростков-инвалидов и подростков с отклонениями в
развитии;
— организация модельных региональных центров профессио
нального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с
отклонениями в развитии на базе специальных образовательных
учреждений;
— организация модельных региональных центров подготовки
и переподготовки кадров специалистов для системы профессио
нального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с
отклонениями в развитии на базе специальных образовательных
учреждений;
— разработка программно-методического обеспечения и тех
нического оснащения процесса обучения детей-инвалидов про
фессиям, являющимся конкурентоспособными на региональных
рынках труда.
3. Создание условий для включения детей-инвалидов в куль
турную жизнь общества.
4. Создание условий для реализации прав детей-инвалидов на
полноценное информационное обслуживание.
Раздел VIII. Создание условий для реализации права родителей или лиц, их заменяющих, на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики и комплексной реабилитации
Раздел IX. Формирование отношения общества к детям-инвалидам и детям с отклонениями в развитии, соответствующего Конвенциям ООН о правах детей и инвалидов, ратифицированным Российской Федерацией в 1991г.
1.Разработка национальной программы планомерного форми
рования отношения общества к детям-инвалидам и детям с от
клонениями в развитии как к полноценным и полноправным граж
данам страны.
2. Создание национального банка текстовой, видео-, кино-,
аудиовизуальной продукции для использования СМИ в целях пре
одоления негативного отношения общества к детям-инвалидам и
Детям с отклонениями в развитии и пропаганды возможностей
сотрудничества и взаимопонимания нормально развивающихся
Детей и подростков и детей-инвалидов.
3. Формирование адекватного отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии через систему школьного образования нормально развивающихся детей с помощью разработки и внедрения специальных факультативных курсов.
Раздел X. Проектирование компонентов системы специального образования XXI в.
1. Формирование государственной системы раннего выявления
и ранней психолого-педагогической коррекции отклонений в раз
витии как неотъемлемого и базового структурного элемента оте
чественной системы специального образования XXI в.:
— разработка, с учетом накопленного опыта, единой обяза
тельной системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) вы
явления детей с подозрениями на отклонения в развитии по мес
ту жительства и создание механизма их направления на комплек
сную медико-психолого-педагогическую диагностику;
— разработка системы ранней дифференциальной медико-пси
холого-педагогической диагностики отклонений в развитии у всех
категорий детей с целью выявления особых образовательных по
требностей каждого ребенка и создания индивидуализированных
комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев
жизни;
— создание государственной системы ранней педагогической
коррекции отклонений в развитии и системы организованной
помощи семье.
2. Подготовка опережающего модельного закона о специаль
ном образовании, регулирующего действие государственной об
разовательной системы для детей с отклонениями в развитии,
начиная с первого года жизни ребенка, и обеспечивающего га
рантию прав ребенка на реализацию общих и специальных обра
зовательных потребностей.
3. Разработка концепции преобразования государственной си
стемы непрерывного образования детей с отклонениями в раз
витии, основанного на новом базовом структурном элементе
системы — раннем выявлении и ранней комплексной реабили
тации:
— определение целей и задач образовательной системы, соот
ношение норм образованности и норм жизненной компетентнос
ти для обучающихся на всех ступенях образовательной системы,
начиная с первых месяцев жизни;
— проектирование вертикальной и горизонтальной структур
образовательной системы с учетом вариативности достигнутого к
началу целенаправленного обучения уровня общего и речевого
развития;
— проектирование типов образовательных учреждений для всех
возрастов и всех категорий детей; 38
_ определение степени и механизма взаимодействия систем массового и специального образования на всех ступенях проектируемой системы;
— определение уровня и качества профессиональной компе
тентности кадров, способных обслуживать проектируемую систему;
— степень включенности родителей или лиц, их заменяющих,
в систему образования.
4. Проектирование нового содержания образования примени
тельно к разным категориям детей с особыми образовательными
потребностями:
— разработка Концепции содержания раннего коррекционно-
развивающего обучения разных категорий детей с отклонениями
в развитии в возрасте 0 — 2—3 года;
— разработка Концепции содержания дошкольного образова
ния разных категорий детей с отклонениями в развитии приме
нительно к новым типам учреждений и вариативным формам
организации дошкольного образования детей в возрасте от 2-3
до 7 лет;
— разработка Концепции содержания школьного образования
разных категорий детей с отклонениями в развитии применительно
к новым типам учреждений и вариативным формам организации
школьного образования;
— разработка Концепции содержания программы личностного
и профессионального самоопределения в постщкольный период
для всех категорий подростков с отклонениями в развитии;
— разработка проекта специализированного образовательно
го стандарта, определяющего соотношения норм образованнос
ти и норм жизненной компетентности для разных возрастных
групп и разных категорий детей с отклонениями в развитии не
зависимо от вида образовательного учреждения и формы орга
низации обучения.
5. Подготовка эксперимента по реализации концепций ново
го содержания образования на примере отдельных категорий
детей:
— создание пробных учебников и учебных пособий, соответ
ствующих спроектированному содержанию образования данной
категории и данной возрастной группы, включая компьютерные
обучающие и развивающие среды;
— разработка методов и средств обучения, соответствующих
спроектированному содержанию образования данной категории
и Данной возрастной группы, включая компьютерные обучающие
и Развивающие среды;
" подготовка кадров специалистов для полной эксперимсн-альной апробации спроектированного содержания и методов об-Разования (на отдельных категориях детей и отдельных возрастных группах).
ЗГ
б. Опережающая подготовка и переподготовка преподавателей деффаков с целью обеспечения подготовки учителей для проектируемой системы специального образования.
Эта программа после широкого обсуждения легла в основу разработанной под руководством Минобразования России (Управления специального образования) и утвержденной решением коллегии Минобразования России от 09.02.99 № 3/1 Концепции реформирования системы специального образования.
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Краткая характеристика системы и итогов первого этапа реформирования
В настоящее время из 35,9 млн детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоиионально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекци-онно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условии и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах — обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения.
Первый этап реформирования системы специального образования завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере:
• появились нормативно-правовые акты, определяющие основ
ные права лиц с ограниченными возможностями и регулирую
щие основы государственной политики применительно к этой
категории населения, соответствуя в основном международным
нормативно-правовым актам;
• шло дальнейшее развитие системы коррекционно-образова-
тельных учреждений, в первую очередь школьных: сегодня функ
ционирует 8 видов специальных (коррекционных) образователь
ных учреждений для детей с ограниченными возможностями здо
ровья;
• подготовлен первый вариант государственного стандарта об
щего среднего образования лиц с ограниченными возможностя
ми здоровья;
• возникли и получают распространение инновационные мо
дели специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
• увеличилось число детей в учреждениях компенсирующего
вида дошкольного образования;
• благодаря Закону «Об образовании» и проекту закона «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (спе
циальном образовании)» лица с ограниченными возможностями
получили право выбирать место обучения — в специальном (кор
рекционном) образовательном учреждении или в образователь
ном учреждении общего назначения; в практической сфере сис
темы образования общего назначения заметно появление разно
образных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
• активизировалась деятельность общественных организаций,
оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями и
защищающих их права;
• система высшего профессионального образования начинает
создавать условия для получения образования лицам с ограни
ченными возможностями здоровья;
• высшая педагогическая школа значительно увеличила подго
товку специальных психолого-педагогических кадров для обеспе
чения системы специального образования;
• в педагогических училищах и колледжах внедряются новые
специальности для подготовки воспитателей для дошкольных и
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
2. Основные проблемы системы специального образования
Основные проблемы системы специального образования:
• недостаточно развита в целом система дошкольной коррек-
Пионной психолого-педагогической помощи детям; обществен-
ным воспитанием в России охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет (54,0%), остальные дети воспитываются в семье, и лишь некоторые из них получают необходимую коррек-ционно-педагогическую помощь в разных вариативных психолого-педагогических, реабилитационных и лечебно-оздоровительных учреждениях и центрах; отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей; не разработан Государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии; имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекиионной психолого-педагогической работы с детьми;
• по сравнению с развитыми странами специальную педагоги
ческую поддержку получают лишь около 1/3 нуждающихся в ней;
• некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети
с синдромом Л.Дауна, дети с тяжелыми множественными нару
шениями) продолжают считать необучаемыми, не включая их в
образовательное поле и нарушая тем самым права ребенка;
• интеграционный процесс протекает стихийно, в ряде случа
ев он неоправданно ускоряется (интеграция «вводится» админис
тративно-командным способом), без достаточной подготовлен
ности образовательных учреждений общего назначения и их педа
гогического корпуса;
• характерны нестабильность и значительные качественные раз
личия в развитии и функционировании сети специальных (кор-
рекционных) образовательных учреждений (по видам учрежде
ний, по регионам Российской Федерации); не соответствует
требованиям специального образования в большинстве образова
тельных учреждений материально-техническое, учебно-методичес
кое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их
лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая спе
цифику данных учреждений;
• практически во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Пе
тербурга, существует острый дефицит профессионально подго
товленных кадров в системе специального образования и в выс
шей педагогической школе;
• молодежь, обучавшаяся в системе специального образова
ния, неконкурентоспособна на современном рынке труда, отсут
ствуют необходимые условия для получения ею доступного про
фессионального образования (на всех его уровнях);
• задержка введения в действие Закона «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образо
вании)» тормозит дальнейшее развитие нормативно-правовой базы
специального образования и экономических механизмов следующего этапа его реформирования.
3. Основные направления реформирования системы специального образования
3.1. Структурная перестройка:
• опережающее расширенное развитие целостной системы обя
зательной дошкольной коррекционной психолого-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями, предусматри
вающей:
• создание на основе учреждений детского здравоохранения
и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций),
диагностических и реабилитационных центров системы образо
вания, единой государственной системы раннего выявления от
клонений в развитии, раннего вмешательства и консультиро
вания семей, воспитывающих детей с отклонениями в разви
тии; развитие системы коррекционно-педагогической работы с
детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреж
дениях компенсирующего вида, что обеспечит в дальнейшем
получение значительного экономического эффекта, поскольку
около 50% детей, прошедших через систему качественной дош
кольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обу
чаться в образовательных учреждениях общего назначения, а
не в специальных (коррекционных), стоимость которых намно
го дороже:
• научно-теоретическую разработку основ дошкольной коррек
ционно-педагогической работы с детьми;
• совершенствование приемов выявления и медико-психоло
го-педагогического изучения детей с разными отклонениями в
развитии с целью выбора оптимальных условий и содержания кор
рекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкрет
ном случае;
• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц,
не охваченных специальным образованием (глубоко умственно
отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множе
ственными нарушениями);
• создание и развитие специальных образовательных условий
для лиц с ограниченными возможностями в системе образования
общего назначения, на всех ее ступенях, во всех типах и видах
образовательных учреждений (содействие развитию интеграцион
ных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-
развивающего обучения детей в семье;
• стабилизацию деятельности существующих и развитие инно
вационных видов специальных (коррекционных) образовательных
Учреждений, условий их функционирования (материальных, учеб-
но-методических, кадровых и др.);
• создание там, где это целесообразно, достаточного числа ма
локомплектных специальных (коррекциейных) образовательных
учреждений по месту жительства детей с целью максимального
возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью
и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интегра
ционного процесса;
• создание службы специальной психологии в системе специ
ального образования и постоянно действующей системы психо-
лого-медико-педагогического сопровождения.
3.2. Содержание и оценка качества образования, образователь
ные технологии:
• совершенствование стандартизации содержания специаль
ного образования и содержания профессиональной подготов
ки специалистов для системы специального образования, раз
работка национально-региональных составляющих этих стан
дартов;
• разработка и внедрение системы дистантного образования для
лиц с ограниченными возможностями и для системы подготов
ки, переподготовки и повышения квалификации специальных
психолого-педагогических кадров;
• дальнейшее совершенствование федерального комплекта учеб
ников для специального образования; разработка учебных посо
бий и учебников по специальной педагогике для учреждений сред
него и высшего профессионального образования;
• развитие вариативных систем специального образования;
• создание федерального банка лицензированного диагности
ческого инструментария для системы психолого-медико-педаго
гической диагностики;
• разработка научных основ, содержания и планомерное раз
витие современной системы подготовки молодежи с ограничен
ными возможностями здоровья к независимой жизни в обществе,
профессиональному самоопределению и к профессиональной де
ятельности (или доступной форме занятости) применительно ко
всем этапам профессионального образования.
3.3. Научно-исследовательская и инновационная деятельность:
• разработка концепции преобразования системы непрерывного
образования детей с ограниченными возможностями, включаю
щей новый базовый структурный элемент — раннее выяатение и
ранняя комплексная пси холого-медико-педагогическая помощь
ребенку и его семье;
• проектирование нового содержания непрерывного образова
ния применительно к разным категориям детей с ограниченными
возможностями;
• разработка проекта нового стандарта специального образова
ния, определяющего соотношения норм образованности и норм
жизненной компетенции для разных возрастных групп и разных
категории детей с ограниченными возможностями, независимо от вида образоват<