Род некоторых существительных

Наибольшие трудности при определении рода вызывают несклоняемые существительные.

  1. Род заимствованных несклоняемых существительных, обозначающих лиц, чаще всего зависит от значения слова. Существительные, чаще всего обозначающие мужчин, мужского рода, а обозначающие женщин — женского рода.
Мужской род Женский род Род вариантен
атташе денди импресарио кюре портье крупье маэстро конферансье буржуа леди пери фрейлейн фрекен травести (актриса, исполняющая мужские и детские роли) инженю (амплуа актрисы, исполняющей роли наивных, простодушных девушек) протеже (мужской и женский род в зависимости от пола обозначаемого лица) визави (мужской и женский род в зависимости от пола обозначаемого лица) инкогнито (мужской и средний род)

2. Несклоняемые одушевленные существительные, обозначающие животных, в словарях квалифицируются как существительные мужского рода: динго, марабу, какаду, фламинго, шимпанзе. В тексте или устной речи, когда имеется в виду самка животного, согласование может происходить по женскому роду: кенгуру кормила детеныша; маленькую шимпанзе назвали Нинон.

Исключение: слово колибри по традиции может быть и мужского, и женского рода.

3. Несклоняемые неодушевленные существительные в основном относятся к среднему роду: безе, бра, желе, портмоне, амплуа, боржоми, контральто, медресе.

Но: кофе — муж. род (в разговорной речи допустим сред. род); пенальти — муж. и сред. род; жалюзи — множ. число (рода нет), галифе — множ. число и сред. род, мокко — муж. и сред. род.

В некоторых случаях значение рода у подобных существительных определяется родом существительного, обозначающего более широкий класс понятий: салями (колбаса), кольраби (капуста), цеце (муха), иваси (сельдь), авеню (улица) — существительные женского рода.

ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,

ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вид ошибки Примеры Правильный ответ
1. Употребление одушевлённых существительных в падежной форме неодушевлённых и наоборот Я нашёл огромного подберёзовика. Я нашёл огромный подберёзовика.
2. Неправильное определение рода Эта тюль, эта бра Этот тюль, это бра
3. Неправильное употребление существительных в форме единственного либо множественного числа вкусная консерва вкусные консервы
4. Неправильное образование форм множественного числа директоры, пять помидор директора, пять помидоров
5. Неправильное образование форм единственного числа стоял на мосте стоял на мосту
6. Склонение неизменяемых существительных сидел в пальте сидел в пальто
7. Употребление изменяемых существительных как неизменяемых с Игорем Северинец с Игорем Северинцем


ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,

ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вид ошибки Примеры Правильный ответ
1. Неправильное образование кратких форм Я нашёл огромного подберёзовика Я нашёл огромный подберёзовика
2. Употребление в полной форме прилагательных, не имеющих такой формы Мы очень радые Мы очень рады
3. Употребление прилагательных-сказуемых в полной форме при наличии при них зависимых дополнений Игорь больной гриппом. Игорь болен гриппом.
4. Неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени звончее, красивше звонче, красивее
5. Смешение простой и составной форм степеней сравнения более глубже, наиболее известнейший более глубокий или глубже, наиболее известный либо известнейший
6. Смешение форм сравнительной и превосходной степени наиболее сильнее, менее умнейший наиболее сильный либо сильнее, менее умный
7. Образование степеней сравнения тех прилагательных, которые данных форм не имеют лысее, коричневее, более слепой степень сравнения не образуется

ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,

ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Вид ошибки Примеры Правильный ответ
1. Неправильное образование формы количественных числительных с пятистами шестидесяти семи студентами с пятьюстами шестьюдесятью семью студентами
2. Неправильное образование формы дробных числительных и сочетающихся с ними существительных пятьдесят две целые три десятые метров пятьдесят две целых три десятые метра
3. Неправильное образование формы порядковых числительных в две тысячном году, в двух тысяче седьмом году в двухтысячном году, в две тысячи седьмом году
4. Нарушение грамматической сочетаемости собирательных числительных и существительных двое малышек, четверо козликов две малышки, четыре козлика
5. Образование составных собирательных числительных двадцать трое ___________
6. Нарушение согласования числительных оба (обе) и существительного обоими руками, на обеих окнах обеими руками, на обоих окнах


Наши рекомендации