Обусловленные нарушением лексических норм

Паронимы(от греч. para - около и onyma - имя) - слова, об­разованные от одного корня с помощью различных аффиксов (при­ставок, суффиксов), относящиеся к одной части речи, имеющие сходство в звучании, но различающиеся значениями.

Вид ошибки Примеры Правильный вариант
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Всю четвёртую декаду апреля было холодно. Всю последнюю декаду апреля было холодно. (Слово декада имеет значение «десять дней».)
2. Нарушение лексической сочетаемости слов У Ирины карие волосы и зелёные глаза. У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза. (Прилагательное карий сочетается только со словом глаза.)
3. Смешение паронимов В ёлочном лесу зелёнки обычно не растут. В еловом лесу зелёнки обычно не растут.
4. Неудачный выбор одного из синонимов Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного оправдали.
5. Употребление лишнего слова (речевая избыточность) Моя бабушка любит народный фольклор. Моя бабушка любит фольклор. (Существительное фольклор имеет значение «народное творчество».)
6. Пропуск необходимого слова В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в верхней одежде не входить!
7. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче. В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится…
9. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах. Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.
10. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.
11. Смешение лексики разных исторических эпох Пётр I снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово пиджак появилось в русском языке только в XIX веке.

ВАРИАНТ № 1

Задание № 1. Спишите слова, поставьте в них ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Досуг, невролог, агент, украинский, хозяева, аристократия, баловать, уведомленный, благоприобретение, средства (мн.ч.), введенный, украинец, выговоры, генезис, шофер, заржаветь, принудить, информировать.

Задание №2.От следующих прилагательных образуйте все возможные краткие формы. Расставьте в них ударения.

Белый, верный, глупый, дорогой, , кроткий, редкий, сладкий, чистый.

Задание № 3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.

2) Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

3) Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.

4) Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

Задание№4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1) (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.

2) Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный).

3) (Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню.

4) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.

5) Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

ВАРИАНТ № 2

Задание № 1. Спишите слова, поставьте в них ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Диспансер, дремота, заговор, злоба, августовский, запломбированный, избаловать, фар фор, иначе, алфавит, исподволь, гербовый ,километр, щавель, валовой, псевдоним, изобретение, корысть.

Задание №2.От следующих прилагательных образуйте все возможные краткие формы. Расставьте в них ударения.

Бледный, вредный, горький, жалкий, красивый, светлый, яркий.

Задание № 3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

2) Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями,

3) Уж топтался на одном месте: он не мог влететь.

4) После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

Задание№4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

2. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

3. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым, виновным) видом.

4. Мать приготовила (сытный, сытый) завтрак.

5. В новых кварталах города строятся только (высокие, высотные) дома.

ВАРИАНТ № 3

Задание № 1. Спишите слова, поставьте в них ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Комбайнер, медикамент, добыча, мышление, анатом, намерение, документ, столяр, никчемный, зубчатый, нормирование, озлобленный, индустрия, осведомить, издавна, пахота, рассредоточение, ремень.

Задание №2. Образуйте формы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода и множественного числа от глаголов. Расставьте ударения.

Брать, гнать, задать, нажить, отпить, понять, снять,.

Задание № 3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Это лекарство поможет вернуть радость и полноту движения.

2) У меня закралось мнение, что в этом случае какие-то махинации, что-то нечисто.

3) Дидактический метод Холмса достоин восхищения.

4) После первой же встречи их отношения стали вражескими.

Задание№4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины.

2. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент).

3. У девушки были пухлые, (чувствительные, чувственные) губы.

4. В этот день я услышал много (обидных, обидчивых) слов.

5. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

ВАРИАНТ № 4

Задание № 1. Спишите слова, поставьте в них ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Откупоривать, заиндеветь, одноименный, партер, искра, бескорыстный, похороны, таможня, премировать, договоренность, инструмент, приговор, металлургия, призыв, симметрия, апартаменты, договор.

Задание №2.От следующих прилагательных образуйте все возможные краткие формы. Расставьте в них ударения.

Взять, жить, звать, отослать, принять, продать, убрать.

Задание № 3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.

2) С помощью цифр, расположенных слева и вверху таблицы, расшифруйте зашифрованный рисунок.

3) Одни растения могут быть гораздо дороже других.

4) Выступающий на собрании поставил акцент на активности участия студентов в проводимых мероприятиях.

Задание№4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.

2. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3. В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям.

4. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.

5. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная, бережливая).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «орфоэпия».

2. Что входит в понятие «орфоэпические нормы»?

3. Что входит в понятие «лексические нормы»?

Справочная литература:

Т. Ф. Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

А. Н. Тихонов. Орфографический словарь русского языка.

Содержание отчёта:

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Выводы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Выявление ошибок на употребление форм слова.

Цель работы: формировать умение соблюдать морфологические нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и местоимений; развивать навыки речевой культуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Грамматика (греч. grammatike, от gramma – «буква», «написание») – раздел науки о языке, который изучает формы изменения слов и строй предложения и в соответствии с этим делится на два раздела: морфология и синтаксис.

Морфология (греч. morphe – «форма» и logos – «учение») – раздел грамматики, в котором изучается слово как часть речи.

Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слов.

При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

Окончания
-а, -я -ы, -и
Берега, борта, векселя, вензеля, вороха, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, корма, кузова, купола, номера, окорока, округа, острова, ордена, отпуска, паспорта, погреба, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, тополя, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля, шулера, якоря. Авторы, агитаторы, аптеки, выборы, возрасты, гербы, грифели, фунты, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, конструкторы, лекторы, лифты, ораторы, офицеры, плееры, порты, почерки, приговоры, принтеры, редакторы, секторы, склады, слесари, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шоферы, штабы, штурманы.

Наши рекомендации