Управление муниципальными финансами

Муниципальная финансовая политика

Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, в разумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств.

Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики.

Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики представлены на схеме 62.

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных в установленном порядке на данное муниципальное образование. Ниже рассматриваются отдельные методы и инструменты достижения этих целей.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании - это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением.

           
  Управление муниципальными финансами - student2.ru
 
    Управление муниципальными финансами - student2.ru   Управление муниципальными финансами - student2.ru
 

Управление муниципальными финансами - student2.ru Управление муниципальными финансами - student2.ru Схема 62. Цели и инструменты муниципальной финансовой политики

Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.

Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт - положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.

Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования. Для разработки проекта бюджета необходим ряд исходных данных.

Для составления проекта местного бюджета необходимы также сведения о нормативах отчислений в местный бюджет от федеральных и региональных налогов и сборов, о предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов других уровней, о дефляторах (ценовых коэффициентах роста финансовых затрат по сравнению с текущим годом). Эти сведения, если они не содержатся в действующем налоговом и бюджетном законодательстве, должны быть заблаговременно получены от финансового органа субъекта Российской Федерации.

Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рассмотрение и утверждение в представительный орган местного самоуправления. К проекту бюджета прилагается специальный документ - бюджетное послание, в котором глава администрации обосновывает объемы доходов и направления расходования бюджетных средств с учетом целей и задач жизнеобеспечения и социально-экономического развития муниципального образования.

Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).

Если к началу финансового года бюджет не будет утвержден, то финансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактических расходов бюджета предыдущего года. Поскольку этот порядок существенно осложняет процесс финансирования, администрация и представительный орган заинтересованы в том, чтобы преодолеть разногласия и утвердить бюджет к началу финансового года.

Исполнение утвержденного бюджета осуществляется администрацией в строгом соответствии с бюджетной росписью по статьям расходов, которая доводится до сведения всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

В процессе исполнения бюджета может возникнуть необходимость в перераспределении бюджетных средств по статьям расходов.

Не реже чем один раз в квартал администрация представляет на рассмотрение представительного органа информацию о ходе исполнения бюджета. Контроль за исполнением бюджета осуществляет контрольный орган муниципального образования, который информирует представительный орган о выявленных нарушениях.

Годовой отчет об исполнении бюджета представляется администрацией на утверждение представительного органа в сроки, установленные положением о бюджетном процессе. При обнаружении несоответствия исполнения бюджета утвержденным параметрам представительный орган имеет право не утверждать отчет и обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюджета и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Казначейское исполнение местных бюджетов

Бюджетный кодекс РФ установил обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные. Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с поставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Главные цели перехода на казначейское исполнение бюджета - установление оперативного контроля над целевым использованием бюджетных средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей, повышение точности планирования и обоснованности использования средств за счет централизованного управления финансовыми потоками.

В результате введения казначейского исполнения бюджета распорядители расходов отделены от получателей; потоки доходов и расходов централизованны и оптимизированы, обеспечивается гибкое маневрирование ресурсами. Практический опыт показал, что с введением казначейского исполнения бюджета исключается возможность нецелевого использования бюджетных средств, а их экономия за счет ускорения оборота составляет до 10-15 %.

Казначейское исполнение местного бюджета в настоящее время осуществляется в разных муниципальных образованиях по одной из двух схем.

Первая - предусматривает создание в муниципальном образовании своего муниципального казначейства, как правило, в составе финансового органа администрации. Распорядители бюджетных средств открывают в муниципальном казначействе лицевые счета. Казначейство играет роль кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно проверяет правильность заявок распорядителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюджетной росписи и оплачивает счета поставщиков. На расчетные счета бюджетных организаций перечисляются только расходы на заработную плату работников.

Вторая - предусматривает заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения местного бюджета с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать муниципальному образованию в заключение такого соглашения.

Муниципальный заказ в бюджетном процессе

При рассмотрении вопросов организации муниципального заказа обращалось внимание на его связь с бюджетным процессом, а муниципальный заказ в широком понимании характеризовался как идеология формирования и исполнения расходной части бюджета. Переход на казначейское исполнение бюджета придает этой связи новый аспект. Действительно, при казначейском исполнении бюджета стоимость каждой позиции муниципального заказа уже внесена в базу данных бюджетной росписи. При заключении конкретного муниципального контракта осуществляется автоматизированная сверка суммы контракта с предусмотренной в бюджетной росписи и блокируется заключение контрактов, превышающих выделенные лимиты ассигнований.

Реализация такой схемы требует соответствующей доработки программного обеспечения казначейского исполнения бюджета, но позволяет установить надежный контроль за обоснованностью муниципальных контрактов и финансированием обязательств бюджета по их оплате.

Муниципальный кредит

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. Согласно Бюджетному кодексу РФ предельный объем муниципального долга не должен превышать объем, до ходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней

Краткосрочные муниципальные заимствования используются для покрытия временных дефицитов местных бюджетов. Вопрос о долгосрочных муниципальных займах, связанных с реализацией инвестиционных проектов. В условиях финансовой нестабильности доверие коммерческих банков к муниципальному образованию как заемщику невелико. Поэтому в муниципальной практике преобладают краткосрочные займы, необходимые для решения отдельных неотложных проблем.

Муниципальное образование обязано ежегодно разрабатывать программу заимствований, в которую включаются объемы заимствований на очередной финансовый год, общие объемы заимствований с учетом предыдущих лет и расходы Управление муниципальными финансами - student2.ru Управление муниципальными финансами - student2.ru на погашение долговых обязательств. Программа заимствований утверждается представительным органом местного самоуправления одновременно с утверждением бюджета.

Сводное финансовое планирование и финансовый баланс территории муниципального образования

Для комплексного решения задач развития местная власть должна иметь представление обо всех финансовых ресурсах, образующихся и используемых на территории муниципального образования. Этой цели служит территориальное сводное финансовое планирование, с помощью которого объединяются различные виды финансовых планов: финансовые планы хозяйствующих субъектов, местного бюджета, баланс денежных доходов и расходов населения. Эти планы отражают отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения части национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Для расчета абсолютной величины финансовых ресурсов территории муниципального образования составляется сводный баланс финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства бюджета, внебюджетных фондов, средства ведомств и предприятий. Этот баланс входит в систему сводного финансового баланса РФ и сводных финансовых балансов субъектов РФ.

Территориальный финансовый баланс муниципального образования обеспечивает последовательное и взаимосвязанное отображение движения финансовых ресурсов: процесса их образования, передачи в централизованные фонды государства и фонды субъекта РФ, получения ресурсов со стороны, формирования доходов и их использования. Сводный финансовый баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения их остатков на начало и конец года.

При разработке сводного финансового баланса территории используются данные местных экономических, финансовых, налоговых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов государственной власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития территории, данные местного бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории.

§9. Хозяйственная кооперация и внешние экономические связи муниципальных образований

Межмуниципальная хозяйственная кооперация

Муниципальные образования могут решать многие экономические проблемы совместно и более эффективно. Межмуниципальная хозяйственная кооперация позволяет снизить стоимость продукции для муниципальных нужд за счет сооружения и эксплуатации более крупных совместных объектов, получения одними муниципальными образованиями продукции и услуг с предприятий и учреждений, расположенных на территории близлежащих муниципальных образований, увеличения масштабов производства товаров и услуг.

В зарубежной практике межмуниципальная хозяйственная кооперация получила широкое развитие и осуществляется в различных формах (таблица 16).

При кооперации небольших муниципалитетов с крупным для координации сотрудничества создается единый орган, в который входят представители всех заинтересованных муниципалитетов. Государство не контролирует такую кооперацию.

Таблица 16.

Формы межмуниципальной кооперации в зарубежных странах

Способ кооперации Типичные сферы кооперации Способ финансирования
Кооперация небольших муниципалитетов с крупным Пожарная команда. Служба школьной психологической помощи. Лечебные учреждения. Дом для престарелых. Покупка услуг на договорных началах
Совместное решение общих вопросов Общественный транспорт Свалки и отстойники для сбора отходов нефтепродуктов Устройства контроля за пищевыми продуктами Долевое финансирование
Строительство и эксплуатация совместных объектов Службы спасения, пожарные службы Газоснабжающие компании Тепло- и электростанции Водохозяйственные объекты Водоочистные сооружения Аэропорты Полигоны для хранения и утилизации бытовых отходов Различные объекты социального назначения Создание совместных компаний на принципах самофинансирования с частичным бюджетным финансированием

При совместном решении общих вопросов создается руководящий орган с участием всех муниципалитетов. В некоторых случаях он обладает полномочиями по утверждению бюджета, тогда как в других случаях это делают местные органы участвующих в соглашении муниципалитетов- Совместное строительство и эксплуатация хозяйственных объектов и создание управляющих компаний особенно эффективны в сферах инфраструктуры, требующих крупных инвестиций.

В России правовая база для межмуниципальной хозяйственной кооперации отсутствует и почти нет практического опыта. Однако такие возможности открываются после вступления в силу Федерального закона 2003 г. Законом предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Для совместного решения социальных задач представительные органы муниципальных образований могут учреждать межмуниципальные некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

Все перечисленные общества и организации подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и функционируют в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Внешние экономические связи муниципальных образований

Многие города активно участвуют в международных экономических связях, как с целью закупок ряда необходимых товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций.

Для реализации внешних экономических связей в администрациях городов могут создаваться особые структурные подразделения.

Для содействия внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, местная администрация может организовать таможенный (консигнационный) склад и эффективно использовать его совместно с таможенными органами. Она может также оказывать помощь предпринимательским структурам муниципального образования в области внешнеэкономической деятельности.

В ряде городов разработаны целевые комплексные программы развития внешнеэкономических связей и созданы соответствующие структурные подразделения в местных администрациях.

Еще одно из направлений внешних экономических связей российских городов - создание совместных предприятий. Это позволяет привлекать инвестиции в создание или реконструкцию необходимого для города объекта, а зарубежным инвесторам получать выгодные заказы и долю в прибылях или часть производимой продукции. В ряде городов созданы представительства инофирм.

Опыт кооперационных и внешних экономических связей российских муниципальных образований еще невелик, но достигнутые результаты позволяют надеяться на расширение этой сферы деятельности и повышение ее эффективности.

§10. Организационные формы комплексного управления экономикой и финансами муниципального образования

Широкий круг экономических проблем, решаемых органами местного самоуправления, реализация муниципальной экономической политики требуют создания соответствующих организационных структур. Функции некоторых из подобных структур рассматривались в предыдущих разделах. Здесь излагается вопрос о системном руководстве и комплексном управлении муниципальной экономической политикой.

Как отмечалось, за последние годы для выполнения новых экономических функций в местных администрациях появились новые организационные структуры:

· по управлению имуществом;

· земельными ресурсами;

· по инвестиционной политике;

· по налоговой, ценовой и тарифной политике;

· по работе с промышленными и предпринимательскими структурами;

· по муниципальному заказу;

· по казначейскому исполнению бюджета;

· по внешним экономическим связям и т. п.

Реже встречаются такие новые структуры, как служба стратегического развития, единая служба управления недвижимостью, структурные подразделения, отвечающие за привлечение и эффективное использование заемных средств. Эти новые подразделения должны, так или иначе, сочетаться с прежними организационными структурами администраций.

В связи с развитием рыночной инфраструктуры на территории муниципальных образований возникают такие финансово-экономические институты различных форм собственности, как банки, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании, залоговые фонды, аудиторские, консалтинговые фирмы взаимодействие с которыми для местной администрации необходимо.

Функционирование в составе администрации и вне ее множества разнообразных (в т. ч. новых) организационных структур, так или иначе, воздействующих на формирование муниципальной экономической политики, поставило вопрос о том, кто отвечает за эту политику в целом, обеспечивая ее координацию, целенаправленность и эффективность.

В муниципальных образованиях этот вопрос решается по-разному. Немаловажную роль играют и личностные факторы, например профессиональная квалификация самого главы администрации и его заместителей. Из всего многообразия существующих структур местных администраций и методов координации экономической политики муниципального образования можно выделить четыре принципиальных схемы.

Децентрализованная. Планово-экономическая служба, финансовая служба, управление имуществом, управление инвестициями, работа с промышленностью и предпринимателями являются независимыми друг от друга структурными подразделениями и находятся в подчинении непосредственно главы администрации и разных его заместителей. Роль координатора экономической политики при этом неизбежно ложится на главу администрации.

В основном децентрализованная, но с усиленным комитетом (управлением, департаментом) экономики. В ведение последнего передаются некоторые дополнительные функции: инвестиционная политика, работа с предпринимательством, потребительский рынок и т. п.

Частично централизованная на уровне влиятельного заместителя главы администрации по экономике с координирующими функциями. В его ведении находятся вопросы собственно экономики, промышленности и т. п., иногда - весь блок вопросов перспективного развития муниципального образования. Использования земель, взаимодействия с банковскими и иными коммерческими структурами. Но управление имуществом и финансовый орган местного самоуправления этому заместителю не передаются.

Полностью централизованная. Первый заместитель главы администрации управляет всем экономическим блоком, включая экономику, финансы и недвижимость.

Большинство муниципальных образований используют вторую и третью из названных схем в различных модификациях. Однако наиболее рациональной представляется централизованная схема управления экономическим блоком, ибо только при этой схеме в муниципальном образовании создаются наилучшие условия для системного планирования и координации экономической политики, включая:

· целевую направленность муниципальной экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;

· концентрацию на решении этой задачи всех ресурсов территории, включая объекты муниципальной собственности и ресурсы хозяйствующих субъектов;

· обеспечение поддержки немуниципального сектора экономики;

· увязку экономического и финансового планирования;

· увязку решения текущих и перспективных задач.

Резюме

Муниципальная экономическая политика представляет собой систему целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества.

Экономическую основу МСУ в соответствии с Федеральным законом 2003 г. составляют имущественные и финансовые ресурсы муниципального образования. Функции органов МСУ по управлению экономическими ресурсами территорий сводятся к их преобразованию в жизненные блага для населения. В соответствии с функциями можно выделить следующие направления муниципальной экономической политики:

· управление муниципальным имуществом;

· взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами;

· налоговая, тарифная, ценовая политика, которая состоит в том, налоговым рычагом служат налоговые льготы, предоставление отсрочек по налоговым платежам, налоговые кредиты;

· финансовая политика – управление муниципальными финансами;

· управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «муниципальная экономика»?

2. Какие операции могут производить органы местного самоуправления с муниципальным имуществом?

3. Какие существуют организационно-правовые формы муниципальных хозяйствующих субъектов?

4. Как можно определить основную цель муниципальной промышленной политики?

5. Что такое муниципальный заказ и муниципальный контракт?

6. Каковы источники доходов местных бюджетов?

7. В чем основные преимущества межмуниципальной кооперации?

8. Какие организационные структуры участвуют в управлении муниципальной экономикой?

Заключение

С принятием нового Федерального закона от 06.10.2003 г.№131 – ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно изменилась концепция МСУ в России. Изменены территориальные основы МСУ, закреплены основные виды муниципальных образований, их вопросы местного значения, финансово-экономические полномочия каждого вида муниципального образования. Это позволяет разрабатывать и принимать планы и программы комплексного социально-экономического развития. При управление муниципальным хозяйством, в первую очередь, решаются вопросы управления градообслуживающей, социальной сферой и в целом управление всей экономики муниципального образования, что позволяет решать следующие основные вопросы:

· целевой направленности всей экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;

· концентрации на решение этой задачи всех ресурсов территории;

· обеспечения поддержки немуниципального сектора экономики;

· увязки экономического и финансового планирования;

· увязки решений текущих и перспективных задач.

Все это в целом позволит эффективно решать все задачи управления муниципальным хозяйством муниципального образования.

Практикум

Указания по подготовке семинарских занятий

Для рассмотрения на семинарах выносятся ключевые вопросы курса, имеющие наиболее важное значение для понимания механизма функционирования муниципального хозяйства.

Тема. 1 Правовые основы местного самоуправления.

Цель семинара: рассмотрение системы законодательных и иных нормативных актов, на основе которых функционирует местное самоуправление.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Каков состав правовой базы местного самоуправления?

2. Каковы важнейшие документы федерального уровня, регламентирующие деятельность МСУ?

3. Какие компоненты деятельности МСУ регулируются законодательством субъектов РФ?

4. Почему устав муниципального образования называют «конституцией» местного уровня?

Литература: нормативно-правовые акты: 1,2,17,23,30.

основная:31,34,35.

дополнительная:40,46.

Тема 2. Инфраструктура муниципального образования

Цель семинара: рассмотрение сложного комплекса различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Какие основные подотрасли муниципального хозяйства?

2. Каково значение инфраструктуры муниципального образования в его жизнеобеспечения?

3. Что входит в состав жилищно-коммунального комплекса?

4. Какое значение роботы системы инженерного обеспечения?

5. Что включает в себя социальная инфраструктура МО.

Литература: нормативно-правовые акты: 1,2,5,6,12,17.

основная: 31,32,33,34,35.

дополнительная: 36,40,41,42.

Тема 3. Стратегический подход к управлению муниципальным хозяйством

Цель семинара: изучения перехода от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на обращение к текущим задачам к ориентации на решение перспективных проблем.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Почему необходим стратегический подход к управлению муниципальным хозяйством?

2. В чем сущность стратегического подхода?

3. Какие блоки работ необходимо осуществить при реализации стратегического подхода?

4. Что должно измениться в принципах и технологиях управления при реализации стратегического подхода?

Литература: нормативно-правовые акты:1,2,17.

основная:31,32,33,34,35.

дополнительная:41,45,46,51.

Тема 4. Управление жилищно-коммунальным комплексом

Цель семинара: рассмотрение общих проблем управления ЖКК и его реформирования, а также вопросов управления жилищным хозяйством.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Каковы основные проблемы и направления в реформирование ЖКК?

2. Каковы задачи органов МСУ в связи с реформированием ЖКК?

3. Каковы задачи и функции органов МСУ как собственника муниципального жилищного фонда?

4. Что такое ТСЖ, кондоминимум?

5. Какие организационные структуры необходимы в муниципальном образовании для обеспечения управления жилищным фондом?

Литература: нормативно-правовые акты:1,2,5,6,7,8,12,17,28,29,30.

основная:31,32,33,34,35.

дополнительная:36,40,41,47,51.

Тема 5. Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством

Цель семинара: изучение проблем инженерного обеспечения, функции органов МСУ в данной сфере, а также муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Что понимается под системой инженерного обеспечения поселений?

2. Каковы основные направления реформирования коммунальной энергетики?

3. Какие задачи и функции органов МСУ по организации инженерного обеспечения поселений?

4. В чем особенности функционирования работ в сфере общегородского коммунального хозяйства?

5. Какие нормативы и стандарты могут быть использованы при оценке эффективности управления общегородским коммунальным хозяйством?

Литература: нормативно-правовые акты:1,2,5,6,7,17,28,29,30.

основная:31,32,33,34,35.

дополнительная:40,41,42,45,47,51.

Тема 6. Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения

Цель семинара: изучение реализации собственных и переданных государственных полномочий по организации мероприятий, направленных на оказание адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Какие содержания и цели муниципальной политики в области социальной поддержки населения?

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддержки населения в муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. В чем состоят основные особенности социальной поддержки населения на муниципальном уровне?

Литература: нормативно-правовые акты:1,2,5,6,7,8,9,10,16,17,18,19,

24,25,26.

основная:31,32,33,34,35.

дополнительная: 41,42.

Тема 7. Управление экономическими ресурсами муниципального образования

Цель семинара: изучение вопросов управления имущественными и финансовыми ресурсами.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Как разграничивается имущество между муниципальными образованиями различного типа?

2. Какие операции могут производить органы МСУ с муниципальным имуществом?

3. Кто принимает и реализует решения по приватизации объектов муниципального имущества?

4. Каковы источники расходов и доходов местных бюджетов?

5. Каковы причины образования и источники покрытия дефицита местных бюджетов?

Литература: нормативно-правовые акты:1,2,3,15,17,20,22,27.

основная:31,32,33,34,35.

дополнительная: 38,39,40,41,44,48.

Тема 8. Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов

Цель семинара: изучение вопросов форм землепользования, факторов, влияющих на стоимость земельных участков и размер арендной платы, а также вопросов регулирования природопользования и недропользования.

На семинар выносятся следующие вопросы:

1. Какие земли относятся к муниципальной собственности?

2. Какие существуют формы платы за использование земельных участков и кем они устанавливаются?

3. Какие факторы влияют на стоимость и ставки арендной платы земельных участков?

4. Каковы требования к условиям недропользования на территории муниципального образования?

Литература: нормативно-правовые акты:1,2,5,6,7,8,9,12,17,21.

основная: 31,32,33,34,35.

дополнительная:36,37,38,43,46,47,50.

Задания для контроля

Тесты для самоконтроля

1. Местное самоуправление – это:

1. Особая форма публичной власти (народовластия).

2. Способ самоорганизации жителей для решения общих дел.

3. Форма государственной власти на местах.

4. Деятельность жителей по решению вопросов местного значения.

(укажите все правильные варианты ответа)

2. Право на местное самоуправление:

1. Возникает в силу и на основании Конституции и закона, поэтому население не вправе отказаться от его реализации.

2. Возникает на основании волеизъявления населения, которое путем референдума может отказаться от данного права.

3. Отнесено Всеобщей декларацией к основным правам человека и гражданина.

3. Органы местного самоуправления есть:

1. Элемент системы государственной власти.

2. Обособлены от государственной власти.

4. Местное самоуправление отличается от территориального и иного общественно самоуправления тем, что:

1. Организуется на больших территориях.

2. В него вовлечено большее количество людей.

3. Вправе издавать общеобязательные правила и предписания.

4. Ничем.

5. Принцип законности в деятельности местного самоуправления состоит в том, что:

1. Местное самоуправление действует исключительно в рамках законов.

2. Местное самоуправление вправе издавать локальные нормативные акты и действовать в их соответствии.

3. Местное самоуправление действует в рамках законов и принятых в соответствии с ними уставов и иных муниципальных нормативных актов.

6. Европейская хартия местного самоуправления на территории РФ является:

1. Актом прямого действия.

2. Международно-правовым актом, который подлежит реализации в актах российского законодательства.

3. Актом рекомендательного характера, в котором содержатся стандарты-ориентиры.

7. Понятия «местное самоуправление» и «муниципальное управление»:

1. Идентичны по содержанию.

2. Различны по содержанию.

8. Муниципальное управление – это:

1. Особый тип управленческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, направленной на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения.

2. разновидность государственного управления.

3. То же, что и местное самоуправление.

9. Местное самоуправление осуществляется:

1. На всей территории РФ.

2. Только в поселениях и иных населенных пунктах.

3. В границах муниципальных образований.

4. Там, где живут люди.

(указать все правильные варианты ответа)

10.Муниципальное образование – это:

1. Территория, в границах которой осуществляется МСУ.

2. Базовая единица МСУ, включающая территорию, в границах которой осуществляется МСУ, и население, проживающее на этой территории.

3. Административно-территориальная единица управления.

11.Компетенция муниципального образования определяется:

1. Типом муниципального образования.

2. Объемом делегированных полномочий, установленных законами РФ и субъекта РФ.

3. Дополнительными полномочиями, установленными уставом МО в соответствии с требованиями Закона №131-ФЗ.

4. Совокупностью пп. а-в.

5. Все ответы неверны.

12.В систему правового регулирования местного самоуправления НЕ входят:

1. Конституция РФ.

2. Федеральные законы.

3. Законы субъекта РФ.

4. Муниципальные нормативные акты.

5. Распоряжения главы местной администрации по конкретным вопросам.

6. Все входят

7. Все не входят

13.Основными признаками местного самоуправления как государственного института являются:

Самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.

2. Право установления местных налогов.

3 Право на решение вопросов местного значения непосредственно населением.

4. Правотворческая инициатива населения

14.Нормы муниципального права могут содержаться:

1. Только в правовых актах по организации местного самоуправления.

2. В любых правовых актах

Наши рекомендации