Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами
Муниципальная промышленная политика
Муниципальная промышленная политика - это система целей, поставленных органами местного самоуправления в их взаимодействии с немуниципальными хозяйствующими субъектами, и механизмов их реализации. Главная задача муниципальной промышленной политики - повышение вклада предприятий в социально-экономическое развитие муниципального образования. Основные принципы муниципальной промышленной политики представлены на схеме 58.
Схема 58. Основные принципы муниципальной промышленной политики
Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, которые не являются муниципальной собственностью, строятся на основе договоров. Муниципальная власть не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Предприятия, действующие на территории муниципального образования, различаются:
· по формам собственности и организационно-правовым формам;
· по сферам деятельности;
· по значимости для жизни муниципального образования;
· по объемам производства;
· по численности работающих и т. п.
Для целей и задач муниципальной промышленной политики наиболее существенно разделение на крупные предприятия (как правило, градообразующие) и малые и средние предприятия, действующие в основном в градообслуживающей и социальной сфере. Для крупных предприятий эти цели и задачи состоят в максимальном использовании их потенциала для социально-экономического развития территории. По отношению к предприятиям малого бизнеса приоритетной задачей является поддержка и создание конкурентной среды в оказании муниципальных услуг.
Взаимодействие с крупными предприятиями
Переход к рыночной экономике и разнообразию форм собственности, передача жилищного фонда и объектов городской инфраструктуры в муниципальную собственность создали в этих вопросах качественно новую ситуацию. Город для людей, а не для производства, предприятия для людей и для города - вот та кардинальная смена парадигмы мышления, которая происходит сейчас. Эта новая парадигма требует и новых подходов во взаимоотношениях крупных предприятий и городов. Однако при реализации новых подходов возникли сложные проблемы.
Первая проблема состоит в отсутствии законодательных механизмов участия предприятий в социально-экономическом развитии поселений. Закон говорит только о добровольности. Типичный тезис современного хозяйственника: я плачу вам налоги, остальное - обязанность муниципалитета.
Вторая проблема - формирование вертикально ориентированных финансово-промышленных групп, головные структуры которых зарегистрированы в столице, а то и в какой-нибудь оффшорной зоне. Эти группы заинтересованы в подчинении местных экономических ресурсов своим корпоративным интересам. Им зачастую безразличны интересы территорий, иногда они напрямую ведут дело к обескровливанию, банкротству и распродаже градообразующих предприятий с целью скупки их активов по бросовым ценам. У муниципальной власти слишком мало рычагов для борьбы с этими тенденциями.
Третья проблема - криминализация экономики, также способствующая банкротству градообразующих предприятий. В городе появляется криминальный посредник, осуществляющий (часто в сговоре с директором или путем давлений на него) покупку сырья по заведомо завышенным и продажу готовой продукции явно заниженным ценам.
Органы государственной власти в последние годы усилили борьбу с этими негативными тенденциями. Муниципальная власть может оказывать содействие в восстановлении работоспособности градообразующих предприятий и реструктуризации с учетом местных нужд и стратегических целей развития муниципального образования. Возможные направления этой работы показаны в таблице 15.
Стратегическая задача всех уровней публичной власти, включая местную, состоит:
· в поддержке социально ответственного крупного бизнеса;
· во внедрении в жизнедеятельность предприятий принципов социального партнерства;
· в активном участии в социальном обустройстве тех территорий, где они оперируют;
· в строгом соблюдении природоохранного законодательства;
· в формировании нравственной культуры предпринимательской деятельности.
Механизмы реализации муниципальной промышленной политики
Муниципальная власть может проводить реальную промышленную политику только во взаимодействии с самими промышленными и финансовыми структура территории.
Таблица 15
Направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с градообразующими предприятиями
Направления деятельности | Механизмы и возможные результаты |
Мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий | Выявление тенденций развития предприятий, выявление предприятий, способных в результате оздоровления дать наибольший эффект для местной экономики, а также предприятий, подлежащих банкротству, при реализации мер по социальной защите их работников |
Разработка предложений по ориентации предприятий на местный рынок | Наличие незагруженных мощностей на многих предприятиях позволяет рассчитывать на осуществление такой переориентации при небольших затратах. Администрация должна обеспечить предприятия информацией о потребностях территории в определенной продукции и услугах |
Предотвращение необоснованного банкротства предприятий | Вхождение руководителей городов в состав комитетов кредиторов градообразующих предприятий — должников местных бюджетов |
Привлечение предприятий к участию в развитии территории | Разработка комплексных программ развития с определением роли отдельных предприятий в их реализации, совместное финансирование программ |
Такими структурами могут быть союзы промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, организации по поддержке бизнеса, банковские союзы и т. п. Эти структуры являются местными сообществами, представляющими собой второй сектор общества и заинтересованными в эффективном взаимодействии с муниципальной властью. Во многих городах при главах муниципальных образований созданы постоянно действующие консультативные советы из представителей промышленного и финансового секторов. Советы принимают согласованные решения по вопросам промышленной политики, оформляют взаимные обязательства власти и бизнеса. В ряде местных администраций созданы структурные подразделения, занимающиеся вопросами взаимодействия с промышленными предприятиями.