Особенности и виды психолого-педагогических исследований
Виды научного психолого-педагогического исследования. Фундаментальные исследования как исследования, направленные на получение теоретических знаний, обобщающих концепций, моделей развития педагогических процессов, систем на прогностической основе.
Прикладные исследования – углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса на основе практики.
Разработки – создание конкретных научно-практических рекомендаций по совершенствованию отдельных сторон образовательного процесса на основе известных теоретических положений.
Особенности психолого-педагогических исследований.
Типы исследования: теоретические, историко-методологические, историко-педагогические, экспериментальные, опытно-поисковые и др.
Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования
Методологический, теоретический, эмпирический уровни исследования. Вариативность построения педагогического исследования.
Взаимосвязь педагогической и психологической науки и практики. Единство и различия педагогической науки и практики.
Виды знаний в педагогике и психологии (эмпирические и теоретические). Особенности знания о деятельности (знания, отражающие действительность, и знания о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать деятельность).
Особенности теоретического и экспериментального исследования.
Объект, предмет, гипотеза, концепция исследования
Взаимосвязь исторического, логического и конкретно-эмпирического компонентов исследования.
Объект научного исследования как избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и проявляет свою отделенность от окружающей его среды.
Предмет исследования (познания) - зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Соотношение между объектом и предметом исследования как общего и частного. Алгоритм определения объекта и предмета исследования.
Взаимосвязь цели и задач исследования.
Гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении. Типы научных гипотез: описательные и объяснительные.
Концепция исследования как система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов. Требования к научной концепции: целостность и непротиворечивость; соответствие доказательств, обоснования концепции ведущим идеям науки, специфике объекта и предмета исследования; оптимальное соотношение теоретического и эмпирического уровней исследования; адекватность научного аппарата исследования (задач, гипотезы, методов исследования, цели исследования).
Общая логика и структура психолого-педагогических исследований
Содержание этапов исследования, их взаимосвязь и субординация.Эмпирический этап психолого-педагогического исследования. Получение функционального представления об объекте исследования. Выявление противоречий между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью в постижении сущности явления. Формулировка научной проблемы.
Гипотетический этап психолого-педагогического исследования. Разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте и необходимостью выявления его сущности как цель гипотетического этапа. Создание условий для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому уровню.
Теоретический этап психолого-педагогического исследования. Преодоление противоречий между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования. Создание теории.
Прогностический этап психолого-педагогического исследования – разрешение противоречий между полученными представлениями об объекте исследования как целостном явлении и необходимостью прогнозировать его развитие в новых исследованиях.