Последовательность морфемного разбора
1. Определить, какой частью речи является слово.
2. Выделить окончание и формообразующий суффикс (если есть).
3. Определить основу слова.
4. Определить, производная основа или непроизводная.
5. Выделить (если имеются) путем последовательного словообразовательного анализа приставки, суффиксы, интерфиксы, постфикс.
6. Выделить путем подбора однокоренных слов корень слова.
Образец письменного морфемного разбора
Глаз/н /ой, воз/вещ/ени[й /э], про/гре/ет/ся, сентябрь/о, дом/а (наречие), дома (существ.), по-/семей/н/ому.
2.2. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Объясните значение слов «морфемика», «словообразование ».
2. Почему морфема — это значимаячасть слова?
3. Какая морфема не может отсутствовать в слове?
4. Приведите примеры однокоренных слов и форм одного и того же слова.
5. Объясняет ли словообразовательный разбор слова «приставка» некоторые особенности морфемы, названной этим словом?
6. В чем специфика словообразовательных и формообразующих суффиксов? Какие суффиксы являются формообразующими?
7. Как происхождение слова «постфикс» объясняет специфику морфемы, названной данным словом?
8. Что такое интерфикс? Можно ли однозначно утверждать, что интерфикс — это соединительная гласная? Почему?
9. В каких частях речи могут быть: а) постфиксы; б) интерфиксы?
10.Что такое окончание и как оно выделяется в слове?
11.Какое окончание называется нулевым?
12.В каких частях речи и формах слов нет окончания?
13.Что такое основа слова?
14.Какие морфемы служат для выражения грамматического значения слова?
15. В зависимости от чего устанавливаются способы словообразования?
16. Охарактеризуйте основные способы морфемного словообразования.
17. Как сущность морфолого-синтаксического, лексико-синтаксического и лексико-семантического способов образования слов отражается в их названиях?
18. Чем сложение и слияние как способы образования слов отличаются друг от друга?
19. Как вы понимаете термины «производящее слово», «производное слово», «словообразовательные средства»?
20. Какова методика словообразовательного разбора?
21. Что такое словообразовательная цепочка?
22. Какова методика морфемного разбора?
Орфография
I. Орфография. Принципы русской орфографии
Орфография(от греч. orthos – прямой, правильный + grapho – пишу) – это 1) система правил, которые определяют единообразную передачу на письме звучащей речи – слов и их форм.
Основные правила орфографии устанавливают:
1) написание слов и их значимых частей;
2) слитное, дефисное, раздельное написание слов;
3) употребление прописных (больших) и строчных (маленьких) букв;
4) способы переноса слов с одной строки на другую.
Написание – это отдельный графический знак в написанном слове (буква, дефис, пробел, чёрточка): друг, по-дружески, наднях, во-да (при переносе). Одни написания являются орфограммами, другие – нет. Орфограмма – это такое написание,которое соответствует определенному орфографическому правилу. Кроме конкретных правил в орфографии есть общие принципы, которые объдиняют и обобщают правила, дают им единое направление и смысл.
Принципы русской орфографии
Выделяют четыре основных принципа:
1) морфематический (морфологический, фонематический),
2) фонетический,
3) традиционный,
4) дифференцирующие написания.
Основным в русской орфографии является морфематический принцип. Суть его заключается в единообразном написании морфем. Это значит, что в корнях, суффиксах, приставках и окончаниях пишутся одни и те же буквы независимо от произношения звуков, которые этими буквами обозначаются. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной позицией в той же морфеме. Гласные пишутся те же, что и под ударением, а слгласные – что перед гласными и перед сонорными согласными. Единообразное оформление слов на письме способствует формированию навыков грамотного письма, так какразвивает зрительную память.
Если слово или его часть пишется так, как слышится, то такое написание соответствует фонетическому принципу. Перечислим важнейшие фонетические написания:
1) написание приставок на З(без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-): безбрежный – бесплановый, возглавить – воскликнуть, взбежать – вскружить, избрать – исполнить, низводить – нисходить, раздать – растерять, розвальни – россыпи, чрезмерный – чересполосный;
2) написание приставок раз- (рас-), роз- (рос-): разыскать – розыск, расписать – роспись;
3) написание Ы вместо начального Ипосле русских приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, подыскать, предыстория, сыграть.
Традиционный принципимеет место в тех случаях, когда написание сохраняется таким, как было когда-то. Такие написания следует запомнить. Обычно они являются пережитками прошлого и не могут быть обоснованы, ни фонетически, ни морфологически. Сюда относятся:
1) написание буквы И после твердых шипящих Ж и Ш (жить, шить), которое объясняется тем, чтов древнерусском языке звуки [Ж] и [Ш] были мягкими и написание жи, шисоответствовало произношению;
2) написание мягкого знака после шипящих во 2 лице единственного числа глаголов (читаешь, строишь), в наречиях (настежь, наотмашь, вскачь), в частицах (вишь, лишь, бишь, ишь), что объясняется наличием когда-то конечного конечного гласного, воследствии редуцировавшегося;
3) написание окончаний родительного падежа прилагательных –ого, -его, произносящихся со звуком [в] на месте буквы Г (большого, синего);
4) написания безударных гласных в таких словах, как корова, собака, которые не поддерживаются современным произношением, или в таких словах, как калач, паром, славяне и др., которые появились в результате развития аканья и закрепления его на письме;
5) написания гласных в корнях слов с чередующимися гласными –ла-г // -лож-, -твар- // -твор-, -раст- // -рост- (-рос-) и др.
Дифференцирующими называются написания, которые пишутся по-разному в зависимости от значения (компания друзей – избирательная кампания, бал(танцевальный вечер) – балл(оценка) или от частеречной принадлежности: идти на встречу с писателем – идти навстречу опасности.Сравни также: туш – тушь, рож – рожь, поджог (имя существительное) – поджёг (глагол), орёл – Орёл (город).
Знание принципов русской орфографии способствует формированию навыков грамотного и осознанного письма, а также представления о системном характере орфографии.
Орфография связана с другими разделами лингвистики:
- с фонетикой,так как на письме фиксируем звуковую сторону речи;
- с графикой,которая изучает буквенную систему языка, соотношение звуков (их мы произносим и слышим) и букв (их мы пишем и видим);
- сословообразованием,так как правила русской орфографии касаются определенных морфем;
- с морфологией,ибо многие написания определяются частеречной принадлежностью слова;
- с синтаксисом,так как есть правила, которые обусловлены синтаксической конструкцией, наличием зависимых слов или противопоставления.