Состав слова. корень слова и аффиксы
Состав слова — это сочетание его значимых частей (морфем). Например, слово подземный состоит из четырех морфем: корня -зем-, приставки под-, суффикса -н-, окончания -ый.
Морфема (от греч. morphe— форма) — наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяются корни и аффиксы.
Корень(корневая морфема) — это обязательная часть слова, в которой заключается основной элемент его лексического значения. Слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением называются однокоренными: дом, домашний, надомный, бездомный, домой.
Однокоренные слова необходимо отличать от форм одного и того же слова, которые имеют одно и то же лексическое значение и образуются при словоизменении (например, при изменении существительного по числам и падежам, глагола — по лицам, числам, временам и т. п.). Так, писать, письмо, письменный, написав — однокоренные слова, так как они имеют разное лексическое значение. Написан, напишу, написанный, написав, написал — формы одного и того же слова «написать», здесь изменились только окончания и формообразующие суффиксы.
В корне слова может происходить чередование звуков, т. е. закономерная замена одного звука другим в разных формах одного и того же слова либо в родственных словах.
В корне слова могут чередоваться:
1) гласные:выберу — выбирать (е//и), загар – загореть (а // о), высохнуть высыхать (о//ы);
2) гласные с нулем звука («беглый» гласный): сон — сна (о//о), день — дня (е// о);
3) согласные: друг— дружить — друзья (г//ж//з), писать — пишу (с//ш), скука – скучать (к//ч);
4) согласные с сочетаниями согласных: доска – дощечка — досточка (ск//щ//ст), водитель – вождение (д//жд), лепить – леплю (п//пл), любить — влюбленный (б//бл);
5) гласный с сочетанием гласного и согласного: пожать — пожимать (а//им), примять — приминать (я//ин), бить – бой (и//ой) и т. д.
Корень может состоять и из одного звука: пошла. В сложном слове несколько корней: газосварщик, атомоход.
Необходимо различать омонимичные корни, т. е. такие, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение, например: вода, водяной, водичка –водить, водитель.
Остальные морфемы: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс — называются аффиксами. Аффиксы (от лат. affixus – прикрепленный) — это служебные морфемы, которые группируются вокруг корня, несут в слове дополнительное значение и служат для образования слов, форм слова или соединения морфем.
АФФИКСАЛЬНЫЕ МОРФЕМЫ
Приставка (или префикс, от лат.рrаеfiхит — прикрепленный перед чем-либо) – это значимая часть слова, стоящая перед корнем или перед другой приставкой и служащая для образования однокоренных слов: открыть, призадуматься.
Приставка обычно находится в начале слова, но в сложных словах она может быть и в середине: зернопогрузчик, густонаселенный.
Чаще всего приставки присоединяются к словам, обозначающим действия и признаки. При этом к основному значению слова добавляется определенный оттенок значения. Например, глаголы уехать, въехать, заехать, выехать, отъехать обозначают то же основное действие, что и глагол ехать, добавляя указание на направление движения, уточняя характер протекания действия и т. д.
Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный) — значимая часть слова, расположенная после корня или после другого суффикса и служащая для образования форм данного слова или однокоренных слов. Суффикс присоединяется только к производящей основе: кожа – кожаный, лев– львица.
Различают формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова и не входят в основу. Формообразующими суффиксами являются:
1) суффиксы -ть, -тинеопределенной формы глагола: писать, плести;
2) суффикс -л- (либо нулевой суффикс) прошедшего времени глагола: писал, плела, нес0;
3) суффикс -и- (либо нулевой суффикс) 2-го лица повелительного наклонения глагола: жди,несите, сядь0;
4) суффиксы особой формы глагола — причастия (-ащ-, -ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-, -т-): бегущий, опоздавший, подписанный, умытый;
5) суффиксы особой формы глагола — деепричастия (-а, -я, -в, -вши, -ши): обозначая, выступив, настроившись;
6) суффиксы степеней сравнения имен прилагательных и наречий (-ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-): добрее, короче, величайший, богатейший.
Словообразовательные суффиксы служат для образования однокоренных слов: учитель – учительница, роса – росистый.
Словообразовательные суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. Нулевые словообразовательные суффиксы выделяются, например, в словах типа зелень0(от зеленый; сравните: краснота – красный), бег0(от бежать; сравните: плавани[йэ] – плавать), безрог0ий (от рог; сравните: безошибочный – ошибка) и др., когда производное слово является иной частью речи по сравнению с производящим.
Суффиксы могут иметь самые различные значения. Например, суффиксы -еньк-, -икобычно имеют уменьшительно-ласкательное значение (реченька, домик); суффикс - ниц- –значение лица женского пола (воспитательница, домработница), суффикс - ну- значение однократности действия (прыгнуть, хлопнуть) и т. д. Некоторые суффиксы образуют разговорные слова-синонимы к нейтральным производящим словам: табурет – табуретка, рыба– рыбина и т. д.
Постфикс(от лат. post – после, fixus— прикрепленный) — значимая часть слова, находящаяся после формообразующих суффиксов или окончания.
Для образования слов используются следующие постфиксы:
1) возвратный глагольный постфикс -ся (-сь): умывать – умываться, завести –завестись;
2) постфиксы -то, -либо, -нибудь неопределенных местоимений: кто-то, кто-либо, что-нибудь.
Примечание.
1. Некоторые ученые называют постфиксами и -то,-либо, -нибудь в наречиях: где-то, как-нибудь.
Интерфикс (от лат. inter – между, fixus– прикрепленный) — аффикс, который соединяет части сложных слов.
Интерфиксы — это так называемые соединительные гласные в сложных словах: голубоглазый, пыленепроницаемый, нефтедобывающий. В отличие от других морфем, интерфиксы не имеют определенного значения, а служат только для объединения корней или корня и целого слова в единое слово.
В сложных порядковых числительных, а такжеесли начальные части сложных существительных и прилагательных образованы от числительного, в роли интерфикса выступают окончания родительного падежа: шестидесятый, двухлетний, пятидесятидневный, двадцатилетие.
В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.
Окончание— изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении и выражения грамматических значений слова: песня, песню, песней; ходишь, ходим, ходят.
Окончание выделяется только в изменяемых словах. Чаще всего оно оформляется каким-либо звуком или звуками: книга, красивый, пришла. Но в ряде случаев окончание звуком не обозначено. Такое окончание называется нулевым: стол0, уехал0, лисий0.
У сложных количественных числительных и некоторых сложных существительных два окончания: семидесяти, дивана-кровати.
Для того чтобы найти окончание, нужно просклонять или проспрягать слово: конфта, конфеты, конфетам, конфет0; люблю, любишь, любит, любим.
Нет окончаний:
1) в наречиях: далеко, здесь;
2) в инфинитиве: написать, нести;
3) в деепричастиях: написав, неся;
4) в неизменяемых существительных и прилагательных: такси, бюро, индиго, хаки:,
5) в форме простой сравнительной степени:сильнее, тише.
Окончания выражают различные грамматические значения: рода, числа и падежа – у существительных, прилагательных, причастий, порядковых числительных (яблоку— существительное среднего рода в форме единственного числа, дательного падежа; красивая— прилагательное в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа); лица и числа — у глаголов в форме настоящего и простого будущего времени (несет– глагол в форме 3 лица единственного числа) и т. д.
Окончания и формообразующие суффиксы являются формообразующими морфемами.
ОСНОВА СЛОВА
Основа слова — это часть слова, выражающая его лексическое значение. В основу не включаются окончания и формообразующие суффиксы: поле, удивительный, создавал, рисующий.
Основа может быть прерывистой, т. е. расчленяться окончаниями и формообразующими суффиксами: радуешься, какой-нибудь, обидеться, улыбаясь, разбежалась.
Основы бывают непроизводные и производные. Непроизводная основа состоит только из корня: дым,синий. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы: пушистый, пятнышко, межзональный.
Необходимо быть внимательным при выделении основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных или после мягкого знака, поскольку в словах типа делегация, пение, ружьё конечные гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой – к окончанию: делегаци[йа], пени[йэ], ружь[йо], (сравните: делегаци[йу], пени[йа], ружь[йа]. В словоформах типа делегацийо, ружейо(родительный падеж множественного числа) окончание нулевое, а основа предстает в полном виде.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
СПОСОБЫ МОРФЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для образования производных слов.
Ведущим способом русского словообразования является морфемный.
В зависимости от того, какие морфемы и как используются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования:
1. Приставочный – образование слова при помощи приставки: переписать – писать, сверхпрочный – прочный.
2. Суффиксальный – образование слова при помощи суффикса: картофельный – картофель, грибник– гриб.
Разновидностью суффиксального способа является нулевая суффиксация: синьо– синий, насыпьо – насыпать, четвертьо – четвертый.
Примечание.Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным, либо безаффиксным.
3. Постфиксальный– образование слова при помощи постфикса: расчесываться–расчесывать, кто-либо–кто.
4. Приставочно-суффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: проглотить – глотать, пододеяльник – одеяло.
5. Приставочно-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: вдуматься–думать, выспаться – спать.
6. Суффиксально-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения суффикса и постфикса: резвиться– резвый, холмиться– холм.
7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки, суффикса и постфикса: прицениться–цена, расщедриться– щедрый.
Примечание.Приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов.
8. Сложение – образование слова в результате объединения двух или более полных основ при помощи интерфиксов либо без них: лесостепь – лес + степь, диван-кровать – диван + кровать.
Путем сложения образуются сложные слова: водоустойчивый, плащ-палатка, юго-восток.
9. Сложение сокращенных основ (аббревиация) – образование слова в результате сложения:
а) нескольких сокращенных основ: завуч – заведующий учебной частью;
б) сокращенной основы с целым словом: турпоход – туристический поход.
Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. abreviare— сокращенно излагать).
Аббревиатуры бывают (основные виды):
а) слоговые– состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком – профсоюзный комитет;
б) слого-словные – состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт –агитационный пункт;
в) буквенные – состоящие из названий начальных букв: БГУ [бэ-гэ-у] – Белорусский государственный университет;
г) звуковые – состоящие из начальных звуков каждого слова: вуз – высшее учебное заведение.
Аббревиация характерна только для имен существительных.
Примечание.Некоторые ученые называют аббревиатурами только слова, состоящие из названий начальных букв или из начальных звуков: БГУ, ООН, МАЗ и т. п.
10. Сложно-суффиксальный – образование слова путем сложения с одновременным присоединением суффикса: ширококостный–широкий+ кость,скороварка – скоро + варить.
Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например:
а) чередование звуков: глушить –глухой (ш // х), продукци[йа] - продукт (ц // т);
б) усечение основы: дальо – далёкий, глубина – глубокий, самбист«- самбо,снижени[йэ] – снизить;
в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки:Минск + -ск- – минский (полное наложение суффикса -ск-),такси + -ист–таксист (частичное наложение суффикса -ист-), пальто + -ов- – пальтовый и т. д.
МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Морфолого-синтаксический способ словообразования – это образование слов путем перехода из одной части речи в другую, например: (хорошая) столовая (имя существительное) – столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) – (посмотреть) вокруг (наречие).
Принадлежность такого слова к той или иной части речи можно определить только в контексте (словосочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) – пообедать в столовой(существ.), благодаря за помощь друзей (дееприч.) – благодаря помощи друзей (предлог).
В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются существительные. Переход разных частей речи в имена существительные называется субстантивацией (от лат. substantivum— имя существительное): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.