Произношение сочетаний согласных
1. Сочетания cж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж:], [ш:]: сжать – [ж:]ать, везший — ве[ш:]ий, нёсший – не [ш:]ий, разжать – ра[ж:]ать.
2. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [ш':]: грузчик – гру[ш':]ик, переписчик – перепи[ш':]ик. Так же произносятся: 1) сочетание сч в словах счастье, считать ([ш':]астье, [ш':]итать) и однокоренных с ними; 2) сочетание жч(мужчина — му[ш':]ина).
3. Сочетания тс, тьс в возвратных глаголах произносятся как долгий твердый [ц:]: смеются — смею[ц:ъ], смеяться — смея[ц:ъ].
4. Сочетания тс, дс на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: флотский –фло[ц]кий, заводской — заво[ц]кой.
5. Сочетание чн в словах конечно, скучно, яичница, нарочно и некоторых других произносится как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, наро[шн]о.
6. Сочетание чт в словах что, чтобы, что-то, ничто и т. п. произносится как [шт]: [шт]о, [шт]обы, [шт]о-то, ни[шт]о.
7. В некоторых сочетаниях согласных существуют непроизносимые согласные,т.е. одна из трех находящихся рядом букв не имеет звукового значения. Например, не произносятся [т] в сочетании стн(радостный — радо[сн]ый), [д] в сочетании здн(праздновать — пра[зн]оватъ), [ф] (обозначается буквой в) в словах чувство, здравствуй (чу[ств]о, здра[ств]уй) и однокоренных с ними.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
Схема фонетического разбора
(в соответствии со школьной традицией)
1. Разделить слово на слоги, обозначить ударный.
2. Записать буквы и определить, какие звуки они обозначают.
3. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам: гласные — ударный/ безударный; согласные — мягкий/твердый, глухой/звонкий.
4. Определить количество букв и звуков.
5. Объяснить (при устном разборе) случаи несоответствия между буквой и звуком.
Образецустногоразбора
1 вариант
Поезд. В слове два слога: по-езд. Первый слог ударный. Буква побозначает твердый глухой согласный звук [п]. Буква ообозначает ударный гласный [о]. Буква енаходится после гласного и поэтому обозначает два звука: мягкий сонорный согласный [j] и безударный гласный [э]. Буква зобозначает твердый глухой согласный [с]. Буква добозначает твердый глухой согласный [т]. В данном слове происходит оглушение двух последних согласных. В слове «поезд» 5 букв и 6 звуков.
2 вариант
Поезд. В слове два слога: по-езд. Первый слог ударный. Звук [п] — твердый глухой согласный, обозначен буквой п. Звук [о] — ударный гласный, обозначен буквой о. Звук [j] — мягкий сонорный согласный, звук [э] — безударный гласный; звуки [j] и [э] обозначены буквой е. Звук [с] — твердый глухой согласный, обозначен буквой з. Звук [т] — твердый глухой согласный, обозначен буквой д. В слове 6 звуков и 5 букв.
Образецписьменногоразбора
1 вариант
В соответствии Со школьной традицией | С учетом редукции гласных |
Резвиться — ре-зви-ться | Резвиться — ре-зви-ться |
р— [р'] — согл., мягк., сонорн. | р— [р'] — согл., мягк.,сонорн. |
е — [э] — гласн., безударн. | е— [иэ] — гласн., безударн., редуц. |
з — [з] — согл., тверд., звонк. | з — [з] — согл., тверд., звонк. |
в — [в'] — согл., мягк., звонк. | в — [в'] — согл., мягк., звонк. |
и — [и] — гласн., ударн. | и — [и] — гласн., ударн. |
тьс[ц:] — согл., тверд., глух. | тьс[ц:] — согл., тверд., глух. |
я — [а] — гласн., безударн. | я — [ъ] — гласн., безударн., редуц. |
9 букв, 7 звуков | 9 букв, 7 звуков |
2вариант
Резвиться – ре-зви-ться
[р'] — согл., мягк.,сонорн., обозначен буквой «р»
[э] — гласи..безударн., обозначен буквой «е»
[з] — согл., тверд., звонк., обозначен буквой «з»
[в'] — согл., мягк., звонк., обозначен буквой «в»
[и] — гласи., ударн., обозначен буквой «и»
[ц:] — согл., тверд., глух., обозначен сочетанием букв «т», «с»
[а] — гласи., безударн., обозначен буквой «я»
___________________________________________________
7 звуков, 9 букв (буква «ь» звука не обозначает)
1.2. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что обозначают термины «фонетика», «графика»?
2. На основании чего звуки делятся на гласные и согласные?
3. Назовите гласные звуки, которые могут быть в сильной позиции.
4. В чем отличие сонорных согласных звуков от шумных глухих и шумных звонких звуков?
5. Назовите согласные звуки, которые не имеют пар: а) по глухости; б) по звонкости; в) по твердости; г) по мягкости.
6. Назовите слабые позиции: а) гласных звуков; б) парных звонких и глухих согласных звуков.
7. Назовите сильные позиции парных глухих и звонких согласных.
8. Какие согласные звуки: а) не оглушаются; б) не озвончаются?
9. Перечислите способы обозначения мягкости согласных на письме.
10.Подберите синонимы к словам «прописная», «строчная».
11.Назовите буквы, которые: а) не обозначают звуков; б) могут обозначать два звука.
12.Каковы функции твердого и мягкого знаков?
13.Приведите примеры слов, в которых один звук обозначается сочетанием букв.
14.В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают: а) два звука; б) один звук и мягкость предыдущего согласного; в) один звук?
15.Чем открытый слог отличается от закрытого?
16.С учетом чего осуществляется разделение слова на слоги?
17.Каковы характеристики русского словесного ударения?
18. Что такое транскрипция слова и чем она отличается от фонетического разбора?
[Савко, И.Э.Русский язык. От фонетики до текста / И. Э. Савко.— Мн.: 000 «Харвест», 2005.— С. 6-22].
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов. Кроме того, морфемикой называют и систему морфем языка.
Словообразование — раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Этим же термином называется и сам процесс образования слов.