Произношение сочетаний согласных

1. Сочетания cж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как дол­гие твердые согласные [ж:], [ш:]: сжать – [ж:]ать, везший — ве[ш:]ий, нёсший – не [ш:]ий, разжать – ра[ж:]ать.

2. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [ш':]: грузчик – гру[ш':]ик, переписчик – перепи[ш':]ик. Так же про­износятся: 1) сочетание сч в словах счастье, счи­тать ([ш':]астье, [ш':]итать) и однокоренных с ни­ми; 2) сочетание жч(мужчина — му[ш':]ина).

3. Сочетания тс, тьс в возвратных глаголах про­износятся как долгий твердый [ц:]: смеются — смею[ц:ъ], смеяться — смея[ц:ъ].

4. Сочетания тс, дс на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: флотский –фло[ц]кий, заводской — заво[ц]кой.

5. Сочетание чн в словах конечно, скучно, яични­ца, нарочно и некоторых других произносится как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, наро[шн]о.

6. Сочетание чт в словах что, чтобы, что-то, ни­что и т. п. произносится как [шт]: [шт]о, [шт]обы, [шт]о-то, ни[шт]о.

7. В некоторых сочетаниях согласных существу­ют непроизносимые согласные,т.е. одна из трех находящихся рядом букв не имеет зву­кового значения. Например, не произносятся [т] в со­четании стн(радостный — радо[сн]ый), [д] в соче­тании здн(праздновать — пра[зн]оватъ), [ф] (обо­значается буквой в) в словах чувство, здравствуй (чу[ств]о, здра[ств]уй) и однокоренных с ними.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Схема фонетического разбора

(в соответствии со школьной традицией)

1. Разделить слово на слоги, обозначить ударный.

2. Записать буквы и определить, какие звуки они обозначают.

3. Охарактеризовать звуки по следующим пара­метрам: гласные — ударный/ безударный; соглас­ные — мягкий/твердый, глухой/звонкий.

4. Определить количество букв и звуков.

5. Объяснить (при устном разборе) случаи несоот­ветствия между буквой и звуком.

Образецустногоразбора

1 вариант

Поезд. В слове два слога: по-езд. Первый слог ударный. Буква побозначает твердый глухой соглас­ный звук [п]. Буква ообозначает ударный глас­ный [о]. Буква енаходится после гласного и поэто­му обозначает два звука: мягкий сонорный соглас­ный [j] и безударный гласный [э]. Буква зобознача­ет твердый глухой согласный [с]. Буква добозначает твердый глухой согласный [т]. В данном слове про­исходит оглушение двух последних согласных. В слове «поезд» 5 букв и 6 звуков.

2 вариант

Поезд. В слове два слога: по-езд. Первый слог ударный. Звук [п] — твердый глухой согласный, обо­значен буквой п. Звук [о] — ударный гласный, обо­значен буквой о. Звук [j] — мягкий сонорный соглас­ный, звук [э] — безударный гласный; звуки [j] и [э] обозначены буквой е. Звук [с] — твердый глухой со­гласный, обозначен буквой з. Звук [т] — твердый глухой согласный, обозначен буквой д. В слове 6 зву­ков и 5 букв.

Образецписьменногоразбора

1 вариант

В соответствии Со школьной традицией С учетом редукции гласных
Резвиться — ре-зви-ться Резвиться — ре-зви-ться
р— [р'] — согл., мягк., сонорн. р— [р'] — согл., мягк.,сонорн.
е — [э] — гласн., безударн. е— [иэ] — гласн., безударн., редуц.
з — [з] — согл., тверд., звонк. з — [з] — согл., тверд., звонк.
в — [в'] — согл., мягк., звонк. в — [в'] — согл., мягк., звонк.
и — [и] — гласн., ударн. и — [и] — гласн., ударн.
тьс[ц:] — согл., тверд., глух. тьс[ц:] — согл., тверд., глух.
я — [а] — гласн., безударн. я — [ъ] — гласн., безударн., редуц.
9 букв, 7 звуков   9 букв, 7 звуков  

2вариант

Резвиться – ре-зви-ться

[р'] — согл., мягк.,сонорн., обозначен буквой «р»

[э] — гласи..безударн., обозначен буквой «е»

[з] — согл., тверд., звонк., обозначен буквой «з»

[в'] — согл., мягк., звонк., обозначен буквой «в»

[и] — гласи., ударн., обозначен буквой «и»

[ц:] — согл., тверд., глух., обозначен сочетанием букв «т», «с»

[а] — гласи., безударн., обозначен буквой «я»

___________________________________________________

7 звуков, 9 букв (буква «ь» звука не обозначает)

1.2. Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что обозначают термины «фонетика», «графика»?

2. На основании чего звуки делятся на гласные и согласные?

3. Назовите гласные звуки, которые могут быть в сильной позиции.

4. В чем отличие сонорных согласных звуков от шумных глухих и шумных звонких звуков?

5. Назовите согласные звуки, которые не имеют пар: а) по глухости; б) по звонкости; в) по твердости; г) по мягкости.

6. Назовите слабые позиции: а) гласных звуков; б) парных звонких и глухих согласных звуков.

7. Назовите сильные позиции парных глухих и звонких согласных.

8. Какие согласные звуки: а) не оглушаются; б) не озвончаются?

9. Перечислите способы обозначения мягкости со­гласных на письме.

10.Подберите синонимы к словам «прописная», «строчная».

11.Назовите буквы, которые: а) не обозначают звуков; б) могут обозначать два звука.

12.Каковы функции твердого и мягкого знаков?

13.Приведите примеры слов, в которых один звук обозначается сочетанием букв.

14.В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают: а) два звука; б) один звук и мягкость предыдущего согласного; в) один звук?

15.Чем открытый слог отличается от закрытого?

16.С учетом чего осуществляется разделение сло­ва на слоги?

17.Каковы характеристики русского словесного ударения?

18. Что такое транскрипция слова и чем она от­личается от фонетического разбора?

[Савко, И.Э.Русский язык. От фонетики до текста / И. Э. Савко.— Мн.: 000 «Харвест», 2005.— С. 6-22].

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов. Кроме того, морфемикой называют и систему морфем языка.

Словообразование — раздел языкознания, в ко­тором изучаются способы образования слов. Этим же термином называется и сам процесс образования слов.

Наши рекомендации