Ручной труд. 1 дополнительный класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология» и является базовым предметом в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.

В системе начального технологического специального образования в дополнительном первом классе, формирование устойчивого положительного отношения к ручному труду определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него интерес к трудовой деятельности и ее результатам; формировать мотивационно-потребностную сторону труда, влияющую на развитие у ребенка восприятия труда как деятельности доставляющей радость, желание трудиться и получать удовлетворение от результата своего труда.

Начиная с подготовительного первого класса в качестве определяющего начала формирования у школьников познавательных способностей, выступают знания о предмете,обеспечивающие ориентировку в воспринимаемом мире.Так, предмет (изделие) выступает источником недостающих детям знаний об окружающей предметной среде. Любой предмет оценивается с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), соответствия своему утилитарному назначению, художественной, операционно-исполнительской ценности, что, несомненно, обогатит сенсорный опыт учащихся с интеллектуальными нарушениями младшего возраста.

Знания о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей являются предпосылкой формирования у них основ понимания взаимосвязи предметного мира с жизнью, что обладает определенной ценностью с точки зрения социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Кроме этого предмет (изделие), которым оперирует ребенок, способен создавать устойчивую мотивацию трудовой деятельности. Обучающиеся должны четко осознавать ценность результата своей деятельности (чтобы научиться лепить из пластилина, складывать фигурки из бумаги и т.п.), и понимать полезность сделанной вещи, как для себя, так и для других людей (сделать подарок маме, другу и т.п.).

Начальное технологическое образование в дополнительном первом классе включает также предметно-практическую деятельностьшкольниковс умственной отсталостью младшего возраста. Оно предполагает овладение основами элементарной преобразовательной деятельности, в процессе которой формируются трудовые двигательные приемы. Трудности овладения двигательными приемами зачастую вызваны не пониманием и плохим запоминаем фронтального объяснения последовательности выполнения трудовых приемов, низким темпом овладения, затруднениями рационального их использования. Это объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрательно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д. Для формирования практических умений и навыков программой предусматриваются практические задания в процессе, которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, природных материалов, ниток.

Непосредственное обучение ручному труду в дополнительном первом классе представляет трудную и довольно сложную методическую задачу. Это обусловлено тем, что у умственно отсталых школьников имеет место комплексное нарушение развития, кроме этого с приходом в школу у умственно отсталых детей не пропадает интерес к игровой деятельности, но в условиях школьного обучения она является уже не ведущей, а дополнительной. В связи с этим адаптироваться в условиях школьного обучения детям с умственной отсталостью зачастую бывает трудно.

С учетом этих обстоятельств в методике руководства трудовой деятельностью школьников дополнительного первого класса необходимо, существенно сохранить игровую тенденцию деятельности, игровой способ действия, который понятен ребенку, он легче может им овладеть. До конца дополнительного первого года обучения умственно отсталых школьников желательно, чтобы игра составляла движущие силы детского ручного труда, чтобы не потерять интерес учащихся к трудовой деятельности.

Применение игровых форм и приемов в обучении и воспитании школьников дополнительного первого класса легко снимет с них усталость и напряжение, а процесс обучения будет, в сущности, продолжаться, но только легко и более интересно. Тем самым оказывается возможным решать и специфические задачи трудового обучения.

Наши рекомендации