Обновленного содержания дошкольного воспитания и обучения

Реализация содержания дошкольного воспитания и обучения требует выполнения задач, определенных ГПРОН и Стандартом.

Типовая программа в соответствии с требованиями Стандарта направлена на:

- формирование у детей знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями;

- воспитание общечеловеческих ценностей, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мәңгілік Ел».

- создание предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей охрану жизни и укрепление здоровья ребенка;

- обеспечение принципов преемственности и непрерывности дошкольного образования;

- интеграцию образовательных областей, направленных на физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, коммуникативное развитие детей;

- организацию мониторинга развития детей по усвоению ими содержания программного материала в разных возрастных группах;

- совместное сотрудничество дошкольной организации и семьи.

Реализация содержания Типовой программы осуществляется на основе интеграции образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», ориентированных на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.Интеграция содержания образовательных областей осуществляется методом объединения их задач согласно возрастным особенностям детей. Например, при проведении организованной учебной деятельности «Физкультура», а также во время режимных моментов педагог развивает разговорную речь детей, пополняет их словарный запас, учит считать, выполнять упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Обеспечение принципа интеграции позволит развить у детей познавательную активность и возможность целостно воспринимать окружающий мир.

Интеграцию содержания образовательных областей предусматривает Перспективное планирование, составленное на основе сквозных тем, которые обеспечивают преемственность и последовательность освоения содержания Типовой программы в соответствстии возрастными особенностями детей.

Перспективное планирование осуществляется по следующим сквозным темам:

1. «Детский сад» - направлена на формирование у детей чувства привязанности, любви к детскому саду, детям, взрослым и развитию интереса к совместной деятельности.

2. «Моя семья» - способствует расширению представлений о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата; об обязанностях членов семьи; воспитанию положительных взаимоотношений в семье, взаимовыручке, любви ко всем членам семьи.

3. «Растем здоровыми» - направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование навыков безопасного поведения в дошкольной организации, быту, на улице, в условиях природы, обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений, потребности у детей в активной деятельности с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.

4. «Мой Казахстан» - способствует формированию у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитанию общечеловеческих качеств, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее "Мәңгілік Ел".

5. «Мир природы» - направлена на расширение знаний детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, сезонных явлениях, растениях, животных; формирование представлений о необходимости сохранения всех видов животных, насекомых и растений; приобретение опыта, непосредственно связанного с природой; развитие бережного отношения к окружающей среде и понимание значения жизненной среды.

6. «Мир вокруг нас» - обеспечивает развитие личности ребенка, владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром; осмысление нравственных норм и воспитание терпимости и уважения к людям.

7. «Традиции и фольклор» - направлена на знакомство с традициями, обычаями казахского и других народов, проживающих на территории Республики Казахстан, формирование доброжелательного и уважительного отношения к людям.

8. «Трудимся вместе» - способствует формированию элементарных трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, чувства уважения к людям труда, бережного отношения ко всему, что сделано руками человека; развитию речи детей, внимания, воображения; формированию творческих способностей, мышления и воображения.

9. «Пусть всегда будет солнце» - предусматривает воспитание таких нравственных качеств, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них, чувство привязанности к своей родной земле, городу, селу, своей стране, интереса к ее истории.

В соответствии с Перспективным планом составляется Циклограммана неделю согласно сквозным темам, которая обеспечивает выполнение всех режимных процессов, начиная с приема детей, организованной учебной деятельности, прогулок и уходом детей домой.

Требования к планированию Циклограммы:

- темы организованной учебной деятельности (далее - ОУД) определяются в соответствии с целью, обозначенной в Перспективном плане;

- соблюдение принципа системности и последовательности при распределении программного материала в соответствии с содержанием сквозной темы;

- обеспечение условий для качественного и полноценного развития детей в соответствии с содержанием Программы;

- применение инновационных технологий, методов и приемов для обеспечения воспитания и обучения детей;

- формирование предметно-развивающей среды для качественного планирования структурных частей циклограммы.

В Циклограмме определяется продолжительность каждого режимного момента с учетом возрастных особенностей детей в соответствии с требованиями Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей» (приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 217).

Примерный режим дня для детей дошкольного возраста

Компонент режима     Возрастные группы, лет
2–3 3–4 4–5 5–6
Дома (подъем, туалет) 6.30 - 7.30 6.30 - 7.30 6.30 -7.30 6.30 - 7.30
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика 7.00 - 8.00 7.00 - 8.00 7.00 - 8.00 7.00 - 8.00
Завтрак 8.00 - 8.30 8.20 - 8.55 8.30 - 9.00 8.00 -8.30
Игры, подготовка к занятиям 8.30 - 9.00 8.55 - 9.20 9.00 - 9.15 8.30 -8.45
Занятия (включая перерывы) 9.00 - 9.30 9.20 -10.00 9.15 - 10.00 8.45 -10.20
Подготовка к прогулке 9.30 -9.50 10.00 - 10.20 10.00 - 10.20 10.20 -10.30
Прогулка 9.50 - 11.30 10.20 - 12.00 10.20 - 12.10 10.30 -12.00
Возвращение с прогулки 11.30 - 11.50 12.00 - 12.20 12.10 -12.30 12.00 -12.20
Обед 11.50 - 12.30 12.20 - 13.00 12.30 - 13.00 12.20 -13.00
Сон 12.30 - 15.00 13.00 - 15.10 13.00 - 15.10 13.00 -15.10
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.00 - 15.30 15.10 - 15.40 15.10 - 15.40 15.10 -15.40
Полдник 15.30 - 16.00 15.40 - 16.00 15.40 -16.00 15.40 -16.10
Игры, самостоятельная деятельность 16.00 - 16.20 16.00 -16.30 16.00 -16.30 16.10 - 16.40
Подготовка к прогулке 16.20 - 16.40 16.30 - 16.50 16.30 -16.50 16.40 -16.50
Прогулка 16.40 - 18.00 16.50 - 18.00 16.50 - 18.00 16.50 - 18.20
Возвращение с прогулки 18.00 - 18.20 18.00 - 18.20 18.00 - 18.20 18.20 - 18.30
Ужин 18.20 - 18.45 18.20 - 18.45 18.20 - 18.45 18.30 - 18.50
Уход детей домой 18.45 - 19.00 18.45 - 19.00 18.45 - 19.00 18.50 - 19.00
Дома        
Прогулка 19.00 - 19.50 19.00 - 20.00 19.00 - 20.10 19.00 - 20.15
Спокойные игры, гигиенические процедуры 19.50 - 20.20 20.00 - 20.30 20.10 - 20.40 20.15 - 20.45
Укладывание, ночной сон 20.00 - 6.30 (7.30) 20.30 - 6.30 (7.30) 20.40 - 6.30 (7.30) 20.45 - 6.30 (7.30)

Методические подходы к организации образовательного процесса

Образовательный процесс в дошкольных организациях основывается на соответствующих возрасту детей формах и методах работы. Выбор форм и методов осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от особенностей направления деятельности дошкольной организации, ее оснащенности (материально-технической базы), культурных и региональных особенностей.

Формы образовательной деятельности с детьми: индивидуальная, предусматривающая возможности отдельного ребенка; групповая – количество детей не менее трех человек; фронтальная – более шести человек.

Для эффективной организации образовательного процесса и обеспечения качественного воспитания и обучения детей в дошкольной организации предусматриваются следующие подходы и принципы:

- комплексный подход к формированию личности ребёнка и развитию его способностей всеми участниками воспитания и обучения – педагогами, психологами, родителями;

- деятельностный подход к развитию детей в соответствии с их возрастными особенностями;

- здоровьесберегающий подход к сохранению и укреплению здоровья детей;

- инновационный подход к мониторингу уровня развития ребенка и деятельности дошкольной организации (система автоматизации для проведения мониторинга развития детей дошкольного возраста);

- принцип единства, преемственности, непрерывности обучения как связь между разделами образовательных областей, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний;

- интерактивное построение образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий.

В содержание информационно-коммуникационных технологий входит интерактивное оборудование, включающее ресурсы, содержащие обучающие и развивающие программы для детей дошкольного возраста. Данные технологии синхронизируют дидактический раздаточный материал с ресурсами электронного контента, способствующих развитию у детей логики, мышления, сенсорных способностей.

Наши рекомендации