Лекция № 14: Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии.
План лекции:
1. Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа.
2. Методы ДО в вузе.
3. Основные типы организационных структур дистанционного образования.
Ключевые понятия: организационная структура, учебные заведения нового типа.
С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые «открытый», «дистанционный» университет; «электронный», «виртуальный» колледж. Они имеют оригинальную организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономических механизмов функционирования.
1. Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа.
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий.
Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:
· неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители);
· средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);
· видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.
Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В российских ВУЗах они активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты.
Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования.
Видеокассет - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.
Электронная почтаэкономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи студента с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.
Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.
Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.
Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу сиспользованиемвидеокомпресси совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ.
В конце 80-х гг. в России технологии необходимые для дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в ВУЗах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения. Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных доступных через глобальные компьютерные сети.
Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России экономическая и технологическая ситуация такова, что выбор средств зависит не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их распространенности.
Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в российских ВУЗах (Таблица 1).
Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий
Технология | Характеристики |
Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты). | Низкая коммуникационная интерактивность; Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых; Высокая долговечность. |
Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта. | Средняя степень интерактивности; Низкая стоимость. |
Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени. | Высокая степень интерактивности; Наиболее развитая в мире инфраструктура сети; Использование широко распространенных платформ компьютеров; Низкая стоимость. |
Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии. | Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения; Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом; Высокая стоимость. |
Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу. | Высокая степень интерактивности; Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука; Высокая стоимость. |
2. Методы дистанционного университетского образования.
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом:
1. Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого собразовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это, прежде всего:
· интерактивные базы данных;
· электронные журналы;
· компьютерные обучающие программы (электронные учебники).
В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы, разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерные сети быстро растет.
Так, в MurdochUniversity каталог библиотечных услуг, которые доступны через Internet, насчитывает более 70 страниц. Студенты и преподаватели Государственного университета Огайо имеют доступ покрайнем мере к 9 главным библиотекам и целому ряду баз данных через Internet. Пользователи CompuServe имеютдоступктакимбазамданных, как Academic American Encyclopedia, Dissertation Abstracts, ERIC, Magazine Database Plus, Peterson's College Database.
Электронные журналы представляют собой периодические издания, которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся все более важным источником получения информации и обучения. Как утверждалось в U.S.News&WorldReport (1994), более 2700 газет в 1994 году предпринимали ту или иную попытку издания электронных версий, в то время как в 1989 году таких газет было лишь 42. Strangelove составил в 1992 году справочник, который включал 35 электронных журнала и 90 информационных бюллетеней, доступных через Internet. Студенты подписываются на такие журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как дополнения к работе.
Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое может использоваться на удаленном компьютере через компьютерную сеть. Сеанс связи с удаленным компьютером может осуществляться при помощи, например, модемной связи или Telnet услуг в Internet.
2. Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества (система «тьюторов»), опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.
3. Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение «один ко многим»).
Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми «э-лекциями» (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетов («первых спикеров»).
4. Методы, для которых характерно активное взаимодействие междувсеми участниками учебного процесса (обучение «многие ко многим»). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.
Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы.
Так, метод «мозговой атаки» представляет собой стратегию взаимодействия, позволяющую группам студентов эффективно генерировать идеи. Этот метод поощряет членов группы мыслить творчески и развивать идеи других членов группы. Основной целью метода мозговой атаки является создать фонд идей по определенной теме. При мозговой атаке исключается критицизм, поощряются свободные ассоциациативные суждения.
Процедура Дельфипредставляет собой метод для выработки надежного консенсуса номинальной группы студентов посредством серии анкетных опросов. Термин номинальная группа происходит от того, что студенты только номинально представляют собой группу на первоначальной стадии генерации идей. Первоначально каждого участника такой группы просят сформулировать и проранжировать идеи. Затем составляется общий список идей обычно путем выявления идей, которые получили самый высокий приоритет у отдельных участников, затем вторые по значимости и т.д. до тех пор, пока список у каждого участника не будет исчерпан. После этого все приглашаются к обсуждению идей. После дискуссии проводится голосование, в ходе которого членов группы просят проранжировать идеи, которые были генерированы в ходе дикуссии. В UniversityofAuckland была разработана программная система для поддержки синхронных групповых занятий (groupwaresystem), которая применялась в курсе по менеджменту.
С целью классификации дистанционных университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы телематических систем образования:
· интерактивность учебного процесса;
· обучение как диалог;
· адаптивность обучения;
· гибкость учебного материала;
· «передаваемость» материала в дистанционном образовании;
· активность обучаемого.
Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее, обычно выделяются доминирующие.
3. Основные типы организационных структур дистанционного образования.
Основные типы организационных структур университетского дистанционного образования включают в себя:
· Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах;
· Консорциум университетов;
· Открытые университеты;
· Виртуальные университеты.
Характерной тенденцией дистанционного образования является объединение организационных структур университетов. Так, в последние годы стал развиваться новый тип организационной структуры дистанционного университетского образования -консорциум университетов. Дистанционные образовательные услуги оказывает специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум университетов предлагает набор курсов, разработанных в различных университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение ученых степеней. В 70-х и 80-х годах во многих странах были учрежденынациональные открытые университеты. Они использовали многие организационные принципы заочного обучения. Но в целом открытое образование привнесло много нового в образовательную систему. Принцип открытости образования означает свободу зачисления в число обучаемых и составления индивидуального учебного плана, а также свободу места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.
В основе новой системы образования лежит принципоткрытости, который применительно к высшему образованию означает:
· открытое поступлениев высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
· открытое планированиеобучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
· свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в ВУЗ в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
· свобода в выборе места обучения: студенты физически отсутствуют в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.
Проведение принципа открытости привело к значительным организационным новшествам, которые стали практически осуществимы именно благодаря внедрению новых технологий хранения, переработки и передачи информации. Так, например, в 90-х годах появилась новая модель дистанционного образования на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель называетсятелеобучениемилителеобразованием. В этом случае проведение телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной формой взаимодействия между учителем и обучающимся, расширяя это взаимодействие, ранее осуществляемое, главным образом, по почте. При этом телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.
Модель телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования. В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
Лекция № 17: Оценка качества образования с использованием дистанционных образовательных технологий.
План лекции:
1. Понятие дистанционного обучения и качества дистанционного образования.
2. Студент как результат образовательного процесса.
3. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Ключевые понятия: качество дистанционного образования, оценка качества.
Профессиональное образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.
Эффективность и качество являются ключевыми параметрами, по которым судят об общественно-экономической значимости сферы образования. Но если эффективность обычно рассматривается как экономическая или экономико-управленческая категория, то понятие качества, включающее в себя, наряду с экономическими, социальные, познавательные и культурные аспекты профессионального образования, воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов. Если эффективность образования определяется, в том числе и количественно - в зависимости от выбранного подхода (внутренняя или внешняя эффективность, стоимостная или статистико-параметрическая) или объекта исследований (учебное заведение или его подразделение, система образования в целом или ее конкретная ступень), то для его качества до настоящего времени общепринятого определения не найдено. Такое положение дел объясняется, во-первых, неоднозначностью самого понятия качества, различные аспекты которого и их взаимозависимости, как правило, не поддаются адекватному формализованному представлению. Во-вторых, тем, что основные общественные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе или оценивают и используют его результаты (студенты, преподаватели, руководители образования, работодатели), имеют разные представления о качестве образования и поэтому предъявляют к нему разные требования. В последние несколько лет все возрастающий интерес вызывает качество дистанционного образования, особенно в вопросах: что икак, т. е., что такое качество вдистанционном образовании и как его измерить и им управлять?
1. Понятие дистанционного обучения и качества дистанционного образования
Подход к пониманию качества дистанционного образования можно представить в виде следующей схемы
Система менеджмента качества в образовании строится на (следующих принципах:
· понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;
· ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;
· постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Система менеджмента качества должна:
1. способствовать повышению качества образовательных услуг;
2. определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг;
3. обеспечивать результативность процессов;
4. обеспечивать ресурсную и информационную поддержку;
5. осуществлять мониторинг образовательных процессов;
6. позволять выявлять отклонения достигнутых результатов и постоянно совершенствовать образовательные процессы.
Показатели качества образования
Исходя из подхода к пониманию качества образования можно выделить следующие блоки показателей качества:
1. Состояние материально технической базы дистанционного обучения;
2. качество учебных программ;
3. качество студентов;
4. качество инфраструктуры;
5. качество знаний;
6. внедрение процессных инноваций;
7. востребованность людей обучившихся по дистанционному обучению;
8. конкурентоспособность людей обучившихся по дистанционному обучению.
Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок, характеристики компьютеров и сетевого оборудования.
Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.
В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний -- студент.
Именно для него разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве студента. Студент является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество студента можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:знания, полученные при дистанционном обучении;знание компьютера;владение иностранным языком;желание учиться;интеллект;духовность;одаренность; память; настойчивость; работоспособность; наблюдательность; планирование карьеры.
Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика, они осознают, что в дистанционном образовании результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не корочек.
Таким образом, дистанционный вариант получения образования так же, как и заочный или экстерновый, выбирает сам студент.
Качество знаний определяется их фундаментальностью глубиной и востребованностью в работе обучения.
Все перечисленные показатели не поддаются количественной оценке и могут быть рассчитаны как альтернативные показатели, а также путем бальных оценок.
Применяемые технические средства также определяют качество образования. Технические средства, используемые студентом самостоятельно при изучении дисциплины в условиях отсутствия преподавателя, приобретают важное значение. Особенно мультимедийные технологии. Цена обучения в условиях экономического кризиса приобретает первостепенную важность. Это подтверждает "бум" приема в негосударственные вузы по низкой цене, в 2-3 раза дешевле, чем в государственных вузах. Цена обучения связана с уровнем жизни населения, региональным расположением учебного центра и объемом услуг. В условиях рыночного спроса и предложения она также влияет на качество обучения. Учиться дистанционно намного легче и комфортнее, чем на очной форме обучения что расслабляет. Учишься, когда захочешь и сколько захочешь. С точки зрения удобства и комфортности - да. Но это, скорее всего недостаток, особенно если сравнить с условиями, в которых проходят очные занятия во многих современных российских вузах. А вот учебная дисциплина при дистанционном обучении - понятие гораздо более конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что студент четко осознает следующее: его успехи в большой степени зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией программы. С другой стороны, вместо 5-6 предметов в семестр можно брать 2-3 и благодаря этому учиться не 4-5 лет, а 6-8.
2. Оценка качества дистанционного обучения
Хотя в концепции дистанционного обучения нет ничего нового, усовершенствования в технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к обучению. Существует некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий.
Во-первых, определить, насколько студенты удовлетворены учебным курсом, можно просто попросив их дать оценку эффективности программы. Хотя такой метод может показаться субъективным, на самом деле ничто не может заменить непосредственную реакцию. Кроме того, не меньшее значение имеет и выяснение того, в какой мере удалось добиться поставленных целей. К примеру, может ли студент после окончания курса продемонстрировать свое умение на практике? Еще один важный момент - объем учебного материала, который студенту требуется изучить во внеаудиторное время; сколько своего свободного времени придется потратить студентам на изучение курсовых материалов?
Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000.
Тестирование знаний путем проведения контрольных мероприятий является важным и необходимым элементом учебного процесса, однако в системе управления качеством результаты тестирования играют лишь вспомогательную роль. Действительно, тестирование непосредственно не указывает на причины и источники появления изъянов, оно является выборочным в отношении изучаемого материала и направлено преимущественно на оценку знаний и в меньшей мере на выявление умений обучаемых. Кроме того, на экзаменах и зачетах выявляется итоговый уровень полученных знаний и, если он недостаточен, то для соответствующих индивидов этот уровень оказывается окончательным, исправление возможно уже только по отношению к последующим поколениям студентов.
Поэтому интерес представляет вторая модель управления качеством образования на основе контроля не только знаний обучаемых, но и процессов обучения, их организации и применяемых средств. Другими словами, положения стандартов ISO 9000 при соответствующей интерпретации могут быть полезно использованы и в сфере образования. Поэтому в основу управления качеством в образовании целесообразно положить вторую модель.
3. Понимание качества людьми различных слоев общества и интересов
Традиционный вывод, по-видимому, такой: качество понимается по-разному людьми различных интересов. Любая система дистанционного образования включает в себя много разных элементов и процессов, и степень важности, придаваемой этим разным компонентам, зависит от того, люди какой группы интересов интерпретируют качество. В действительности, «качество» означает разное для разных обозревателей и групп интересов; и приоритеты всех разные (OECD, 1989).
Стьюарт-Смит (Stewart-Smith, 1994) считают, что качество стало предметом обсуждения для различных групп -- высокой политической материей. Основные группы, связанные с качеством в дистанционном образовании, -- это правительство (правительственные министерства и ведомства), профсоюзы, предприниматели, менеджеры в институтах дистанционного образования, педагоги (ученые, преподаватели) и студенты.
Правительство. У правительства двоякая роль. С одной стороны, правительство может законодательно создавать определенный базис для качества дистанционного образования, как это сделано, например, в Германии. С другой стороны, правительство, как замечает Стьюарт-Смит (Stewart-Smith, 1994), отвечает за обеспечение образования и должно быть уверено, что за вложенные деньги получит количество и качество. Более того, если правительственные учреждения собираются покупать образовательные продукты, им придется оценить качество продукта с точки зрения прибыли.
Предприниматели. Для предпринимателя как покупателя продукта дистанционного образования или как спонсора отдельного студента программа дистанционного образования -- это инвестиция вобучение. Следовательно, чем выше качество программы, тем больше организация имеет прибыли отсвоих инвестиций.
Профсоюзы. Профессиональные союзы и ассоциации стремятся поддерживать принятые профессиональные стандарты и могут также иметь отношение, по крайней мере, косвенное, к качеству дистанционного образования через системы аккредитации и через этические нормы или хорошую деловую практику.
Контролеры качества. Международные стандарты (ISQ 9000-04) создали новый подход к качеству в дистанционном образовании. В системе ISQ качество системы дистанционного образования (института) устанавливают и регламентируют внешние контролеры посредством документов и инструкций.
Критерии качества во всех упомянутых различных группах принадлежат к экзотерическим (внешним) факторам. Их трактовки качества особенно важны, когда возникает необходимость во всеобъемлющей структуре для принятия решений и выработки ряда инструкций по качеству для дистанционного образования, которые могут быть заказаны, например, правительством. Однако, поскольку образовательные институты действуют на разных учебных рынках ивразных условиях, очевидно, что «оптимальное качество» для конкретного института будет определяться больше эзотерическими (внутренними) факторами, обусловленными практиками от дистанционного образования. Последние имеют доступ кинформации «споля», создающей основу для тщательного, исчерпывающего и целенаправленного определения качества для своих институтов.
Администрация. С точки зрения администрации, качество представляет собой очень важные активы. Администрация (директорат, президент, группа управления) обычно измеряют качество обучения, основываясь начисле студентов, закончивших курс, средних оценках, прибыльности и тому подобных показателях. Внастоящий момент качество -один из основных объектов стратегии институтов дистанционного образования.
Педагоги. Обращает факт, что большинство исследований качества в дистанционном образовании фокусируется на мнениях менеджеров и консультантов, которые относятся к системе дистанционного образования как к предприятию. Чего не хватает в исследованиях качества в дистанционном образовании, так это представлений учителей о качестве. Их восприятие качества может быть сугубо академическим или узконаправленным, т. е. они рассматривают качество в свете отдельной дисциплины. Однако есть и общие факторы, влияющие на качество в дистанционном образовании, если вспомнить о работе, проделанной преподавателями или тьюторами дистанционного образования.
Потребители, студенты. Продукт становится качественным, когда он ценен для потребителя. Этот признак, по видимому, является универсальным для большинства подходов к определению слова «качество» и связан он с удовлетворением потребителя. В конечном счете, студенты в системах дистанционного образования находятся в самом лучшем положении для оценки качества любой программы дистанционного образования. Они покупают, используют и воспринимают не только физические продукты, но также осязаемые и неосязаемые услуги, такие, как маркетинг, консалтинг, поведение тьюторов и тому подобное. Их суждения о качестве индивидуальны и субъективны, основаны на их личных нуждах, потребностях, желаниях и опыте. У них может быть различный уровень собственного опыта, когда им приходится определять качество отдельной учебной программы. Тем не менее, их суждения -- решающие для будущего любой учебной программы, поскольку студент-потребитель -- это тот, кто делает инвестиции в виде денег, времени и сил. Согласно философии ТКМ целью любой успешной учебной программы является удовлетворение потребителя, который должен ощущать, что получил хорошее возмещение за свои инвестиции. Удовлетворенный потребитель продолжает учиться и платить за обучение и рекомендует программы своим коллегам и друзьям. Поскольку всегда будут существовать различия в оценке качества разными людьми, администрации следует быть особенно чуткой к коллективному мнению. Различные индивидуальные суждения могут быть причиной персональной обратной связи или корректирующих действий, но негативная или критическая оценка, данная группой, должна послужить толчком для более масштабных действий по улучшению качества.
Наиболее важные компонен