Отработка употребления кратких причастий

Д/и «Жадина»

103. Отработка употребления согласования прилагательных с другими частями речи в косвенных падежах:

с числительными: картинки 1 жираф, два жирафа и т.д. ; дети называют «Один длинноногий жираф, два длинноногих жирафа…»

Грамматическая категория Дидактические игры и упражнения
Тема: Уменьшительно-ласкательное значение имени существительных Игры: «Большой – маленький», «Назови ласково»
Тема: Именительный падеж имени существительного Игры: «Один – много», «Что растет в лесу?»,«У кого похожая картинка?», «Измени слово»
Тема: существительные «главенствующие» падежные окончания мн. числа -ов-, -ами- -ах- « У девочки жили»
Тема: 3 лицо единственного и множественного числа глагола настоящего времени Игры: «Догадайся, что делает девочка и что отвечает?», «Угадай и сделай так же», «Измени слово»
Тема: Родительный падеж единственного числа имени существительного Игры: «С какого дерева упал листок?», «Эрудит» Сказка «Колобок»
Тема: Дательный падеж единственного и множественного числа имени существительного Игры: «Кому, что нужно для работы?», «Гости»
Тема: Творительный падеж единственного и множественного числа имени существительного Игра: Кто, чем защищается?», «Чем делают?», «Когда это бывает?», «Кто за кем?»
Тема: Предложно-падежные конструкции Игры: «Забота», «Помоги животным найти свой домик», «Страшный зверь», «День рождения пуха»
Тема: Родительный падеж множественного числа имени существительного Игры: «Подбираем рифму», « Угадай, чего не стало?»
Тема: Относительные прилагательные Игры: «Заготовки на зиму», «Из чего сделано», «Какой лист?»
Тема: Притяжательные прилагательные Игра «Чьи, чья, чье?»
Часть речи. Название игры.
1. Существительные.   «Кто это?», «Что это?» (Названия лиц, предметов в именительном падеже)
«Кого я вижу? Что?» (Употребление винительного падежа с окончанием -у)
Продолжи по образцу (с демонстрацией картинок!). Это кошка, а это кошки. Это стол, а это столы. (Употребление именительного падежа мн. числа с окончанием –ы, -и.)
«Я мечтаю о ком? О чём?» (Употребление предложного падежа с окончанием -е.)
«Назови ласково», «Большой-маленький» (Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов)
«Подарю кому?» (Употребление дательного падежа)
«Доволен кем? Чем?» (Употребление творительного падежа)
«Чего не стало?» «Без чего?» (Употребление родительного падежа)
Продолжи по образцу. Цветок – много цветов – комната украшена цветами – мечтаю о красивых цветах. (Употребление «главенствующих падежных окончаний мн. числа: -ов, -ами, -ах.)
«Сосчитай». (Согласование числительного с существительным.) «Посчитай по порядку» (Согласование порядкового числительного с существительным.) «Измени слово по образцу». Одна чашка – две чашки. (Согласование числительного «два» с существительными.)
2. Прилагательные. «Какой? Какая? Какие?» (согласование прилагательных с существительными) «Какой по размеру?», «Какой по цвету?», «Какой по вкусу?» и т.д. ВАРИАНТ для старших детей: «Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся самому придумать новое слово. На улице мороз. Значит, день какой? (морозный) Весь день идёт дождь. Значит, день какой? (дождливый) (Образование качественных прилагательных.)
«Правильно назови листья». «Скажите, как называется сок?» «Как называется варенье?» (Образование относительных прилагательных.)
«Чьи хвосты?». (Образование притяжательных прилагательных.)
«Сравни предметы и закончи предложение». Апельсин большой, а арбуз ещё больше. Груша вкусная, а ананас ещё … (вкуснее). Миша сильный, а его брат ещё … (сильнее). (Образование сравнительной степени прилагательных.)
3. Глаголы.    
«Скажи наоборот». Ушёл – пришёл. Отошёл - …(подошёл) Отъехал - …(подъехал). (Образование глаголов движения при помощи приставок.)
«Измени слово по образцу». Скажу – подскажу. Мету - … (подмету). Несу - … (поднесу). (Образование глаголов при помощи приставок –под- и –по-.)
«Измени слово, ответив на вопрос: что сделали?» Птицы: летают – что сделали? - … (прилетели, улетели…) клюют – что сделали? - …(склевали …) (Образование глаголов совершенного вида.)
«Измени слово, ответив на вопрос: что делает?» Сшил – что делает? - … (шьёт). Положил – что делает? - … (кладёт). Построил – что делает? - … (строит). (Образование глаголов несовершенного вида.)
«Выбери правильную картинку». Мыла - вымыла. Умывается - умылся. Рисует – нарисовал. Догоняет – догнала. (Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.)   «Чем отличаются слова?» Умывает – умывается. Прячет – прячется Одевает – одевается (Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.)
4. Местоимения. «Жадина» (согласование местоимений с существительными)
 
 
5. Наречия. «Наоборот»
«Сравни»
 
6. Служебные слова. «Где спрятался котёнок?». (Употребление предлогов.)
  «Продолжи предложение». Мальчик сначала моет руки, а потом… . (Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а.)
  «Почемучкины вопросы». 1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему зимой нельзя купаться в реке? (Употребление в самостоятельной речи детей сложных предложений.)






Категория Существительные
Младший возраст Средний возраст Старший возраст
Название лиц «Кто в домике живет?» мама, папа, мальчик, девочка, кошка, собака «Кто живет в лесу?» медведь, еж, лиса, белка, заяц, кабан «Кто живет в жарких странах?» слон, лев, верблюд, обезьяна, бегемот, кенгуру
Название предметов «Назови игрушки» мяч, лопатка, кукла, мишка, машинка, пирамидка «Назови фрукты» банан, яблоко, груша, киви, апельсин, лимон «Назови предметы, которые понадобятся в школе» тетрадь, ручка, карандаш, книга, пенал, портфель
Несклоняемые существительные «Посмотри на картинку» такси, кино, радио… «Посмотри на картинку и закончи фразу…» Мама пьет вкусный….(кофе) Повар приготовил вкусное….(пюре) Мой дедушка слушал …. (радио) «Исправь ошибку» Я люблю ездить на метрЕ. Мы с Катей были в кинЕ. Я люблю играть на пианинЕ. Я пришёл в пальтЕ. Костя облил себя кофеМ.
В винительном падеже с окончанием -у «Кого я вижу?» корову, козу, утку, курицу, собаку, кошку «Кого мы посадим в автобус?» мишку, куклу, Петрушку «Какие овощи мы положим в суп?» картошку, морковку, капусту, свеклу
Множественное число с окончанием «-ы», «-и». «Что я вижу?» коробки, кубики, карандаши, груши, ложки «Что лежит на столе?» Овощи, фрукты, тарелки, чашки, ложки, вилки «Закончи фразу» Одна картина, две……(картины) Одна стрела, две…...(стрелы) Одна рука, две … (руки) Одна буква, две … (буквы) Одна подушка, две …. (подушки)
В дательном и творительном падежах «Кому помогает Петя?» маме, папе, бабушке, дедушке «Чем накормим мы детей?» Кашей, соком, супом, конфетой, печеньем «Кому это нужно?» Мед нужен….. (медведю) Морковь нужна ….. (зайцу) Косточки нужны….. (собаке) Рыба нужна … (кошке)     «Кем мечтает стать Катя?» Поваром, продавцом, учителем, врачом «Кому не хватило яблок?» Волку, лисе, ежу, белке «Чем похожи?» Формой, цветом, размером  
«Главенствующие» падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах «Посмотри, с чем играют ребята?» С машинками, с кубиками, с куклами, с пирамидками «Посмотри о чем эти книги?» О грибах, о цветах, о деревьях «Мало-много» Цветы-цветов, подарки-подарков, грибы-грибов
С суффиксами увеличительности, принадлежности     «Продолжи по образцу» Нос-носище, рука-ручище, зуб-зубище, дом-домище, рыба-рыбища,
Согласование числительных с существительными в косвенных падежах. «Сколько игрушек на полке?» Одна кукла, два кубика, три машинки «Посчитай колечки» Одно колечко, два колечка, три колечка….. «Посмотри и посчитай» Две рыбки, три медведя, один волк……

Наши рекомендации