Критерии и показатели при оценке результатов тестирования
Тестирование учебных достижений студентов является одним из элементов системы оценки качества образования. За выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы. Указывается тип используемой шкалы оценивания.
За правильный ответ по каждому заданию выставляется один балл, за не правильный - ноль. В соответствии с порядковой шкалой оценивается каждая дидактическая единица теста и анализируется результат ее освоения. В тестировании используются задания с выбором нескольких верных ответов, задания на установление правильной последовательности, задания на установление соответствия. В соответствии с оценочной шкалой за каждое правильно выполненное задание дается один балл, ноль - за полностью неверный ответ.
Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например 48 баллов. Устанавливается также диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.
В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах:
"2"- менее 50% "3"- 50%-65% "4"- 65%-85% "5"-85%-100%
При тестировании используется банк контрольных тестовых материалов. Вам могут быть представлены тестовые задания в одной из стандартизованных форм:
1. Закрытой (с выбором одного или нескольких заключений)
2. На установление правильной последовательности
3. На установление соответствия
Выбор формы ТЗ зависит от того, какой вид знаний следует проверить. Так, для оценки фактологических знаний (знаний конкретных фактов, названий, имён, дат, понятий) использованы тестовые задания закрытой формы. Ассоциативных знаний (знаний о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их теорий, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, законами, датами) - заданий на установление соответствия. Процессуальных знаний (знаний правильной последовательности различных действий, процессов) - заданий на определение правильной последовательности.
Форма предъявления ТЗ влияет на его уровень трудности. Самые легкие - задания закрытого типа с единичным выбором, так как направлены на воспроизведение имеющихся знаний. Самая трудная форма ТЗ - на упорядочение и на соответствие.
Тестовое задание закрытой формы
1. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания называются заданиями с выбором одного правильного ответа или с единичным выбором. При использовании этой формы руководствуемся правилом: в каждом задании с выбором одного правильного ответа правильный ответ присутствует.
2. Бывают задания с выбором нескольких правильных ответов или с множественным выбором. Подобная форма заданий не допускает наличия в общем перечне ответов следующих вариантов: «все ответы верны» или «нет правильного ответа».
Тестовые задания на установление правильной последовательности
Такое задание состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.
Задание начинается со слова: "Последовательность..."
Тестовые задания на установление соответствия
Такое задание состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними.
Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы).
Задание начинается со слова: "Соответствие..." Номера и буквы используются как идентификаторы (метки) элементов.
Компьютерное тестирование учебных достижений студентов является одним из элементов системы оценки качества образования. Система компьютерного тестирования - универсальный инструмент определения уровня обученности студентов на всех этапах образовательного процесса, в том числе для оценки уровня остаточных знаний.
Помимо уровня знаний с помощью компьютерного теста можно оценить структуру знаний, то есть установить наличие последовательности в усвоенных обучающимися знаниях, отсутствие пробелов. Компьютерный тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты компьютерного тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т. д.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7.1. Основная литература
- Бим-Бад, Б. М. История и теория педагогики. Очерки: учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 272 с. - (Авторский учебник). - ISBN 978-5-9916-8423-1. https://www.biblio-online.ru/book/FB228F76-AA71-40CF-BAEC-9E88A7125285
- Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 398 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7675-5. https://www.biblio-online.ru/book/ECB67957-CFB7-4243-9513-432A965F0B38
- Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 282 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7677-9. https://www.biblio-online.ru/book/D07B147D-13CC-4126-875A-86A00A4A4D4E
- История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).
7.2. Дополнительная литература
1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века). Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. / Сост. А.В. Овчинников и др. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 384 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. Вступ. статья Д.С. Лихачёва, Г.М. Прохорова. - М., 1985. - 367 с.
3. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Вступ. статья И.А. Соловкова. - М., 1985. - 479 с.
4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Вступ. статья П.А. Лебедева. - М., 1987. - 558 с.
5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ вв. / Вступ. статья и сост. П.А. Лебедева. - М., 1990. - 603 с.
6. Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. - М., 1988. - Т. 1. - 447 с.
7. Антология педагогической мысли: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. / Сост. Н.Н. Кузьмин. - М., 1989. - Т. 2. - 463 с.
8. Бессонов Б.Н. Философия и история образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Н. Бессонов.– М.: Издательство Юрайт, 2015.– 354 с.
9. Бестужев-Лада, И.В. Современная российская школа / И.В. Бестужев-Лада // Народное образование. - 2016. - №1. - С. 28-31. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/46673333
10. Государственная программа «Развитие образования» на 2013 -2020 г.г. – Режим доступа: http://ipk74.ru/virtualcab/norm/gosudarstvennaya-programma-rossijskoj-federacii-razvitie-obrazovaniya-na-2013-2020-gody
11. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. — 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательство Юрайт, 2012.– 675 с. – Серия : Бакалавр.Базовый курс.
12. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. В 3т. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007
13. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
14. История педагогики и образования: электронное учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений /Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012. Рег., «Информрегистр» 03212902146 от 14.06.2012 г
15. Каптерев, П.Ф. Педагогическая литература/ П.Ф. Каптерев. - М.: Директ-Медиа, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=96247
16. Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студ.педагогических специальностей вузов/ М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.- 333с
17. Коменский Я.А. Избранные пед. сочинения.:в 2-х томах. – М., 1982
18. Ушинский, К.Д. Педагогическая литература/ К.Д. Ушинский. - М.: Директ-Медиа, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=97502
19. Макаренко, А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды / А. С. Макаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2016. - 249 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-9916-8467-5. https://www.biblio-online.ru/book/08E1D23A-5258-4078-B470-218ECA54B302
20. Философия и история образования: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение» / Кувырталова М.А., Брешковская К.Ю., Малий Д.В., Тарасова Ю.А. – North Carolina: Lulu Press, 2015.- 168 с.
21. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.1-3. Новое время. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера 2006..
22. Шацкий, С.Т. Мой педагогический путь/С.Т. Шацкий. – М.: Директ-Медиа, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=97387
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] : информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://window.edu.ru
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] : информационный портал / ООО "РУНЭБ", Санкт-Петербургский государственный университет. - М : [б. и.], 2010. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.eLibrary.ru
3. Научно-информационный портал ВИНИТИ [Электронный ресурс] : информационный ресурс / ВИНИТИ РАН. - М : [б. и.], 2004. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://science.viniti.ru
4. Педагогика.ру [Электронный ресурс] : справочный сайт. - М : [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru
5. Российское образование [Электронный ресурс] : федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.edu.ru
6. Руконт [Электронный ресурс] : национальный цифровой ресурс / ООО «Агентство Книга-Сервис». - М : [б. и.], 2011. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://www.rucont.ru
7. Статистика Российского образования [Электронный ресурс] : сайт / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М. : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://stat.edu.ru/
8. Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс] : информационный ресурс / East View . - М : [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.ebiblioteka.ru
9. Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа" . - М : [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.biblioclub.ru
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основная цель аудиторных занятий состоит в глубоком усвоении наиболее сложных вопросов учебной дисциплины; оказание помощи студенту в изучении основных категорий и понятий философии и истории образования, в овладении педагогическими концепциями и теориями, формирование и развитие у них педагогического мышления.
Готовясь к практическим занятиям, студенту необходимо изучить основную и дополнительную литературу по теме занятия, произвести самостоятельно сбор литературы и учебно-методических материалов, подвергнуть их анализу, систематизации и обобщению и подготовить ответ на поставленные вопросы, вынесенные на обсуждение; выполнить задания для самостоятельной работы. Все студенты готовятся к каждому семинарскому (практическому) занятию и участвуют в обсуждении рассматриваемых проблем.
На практическом занятии заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщения, содержащие дополнительную информацию по теме занятия. Студент по предварительному согласованию с преподавателем может взять написание реферата по теме семинара. Выступление с сообщением не должно превышать 10-12 минут. Если на занятии студент выступает с докладом или рефератом, то остальные студенты выступают в качестве содокладчиков.
Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:
1) Проведение лекций с использованием презентаций на основе мультимедийных технологий;
2) Обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы по усвоению материалов учебного курса;
3) Применение задачных и проблемно-поисковых технологий по изучаемому курсу;
4) Использование диалоговых технологий.
Примерная тематика семинарских занятий
Практическое занятие № 1.
Истории образования как наука.
Цель: анализ различных теоретических подходов к философии и истории образования, педагогической мысли как отрасли научного знания.
Задание:
Дайте сравнительный анализ основных концепций всемирного историко-педагогического процесса, сложившихся в XIX – XX вв.