Трудоемкость: 2 зачетные единицы
Трудоемкость: 2 зачетные единицы
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Рассмотрена на заседании кафедры педагогики
протокол № 5 от «28» ноября 2016 г.
Заведующий кафедрой _____________А.А.Орлов
Одобрена на заседании Ученого совета факультета ИиП
протокол № __ от «___» _________ 2016г.
Декан ____________________Лебединец Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата. 4
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 4
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 7
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 8
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 8
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 9
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 17
Посещение занятий. 21
Самостоятельная работа студента в течение семестра. 21
Посещение занятий. 22
Самостоятельная работа студента в течение семестра. 22
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 21
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 25
7.1. Основная литература. 25
7.2. Дополнительная литература. 25
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 26
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 26
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 37
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 38
12. Аннотация рабочей программы дисциплины. 39
13. Лист регистрации изменений к рабочей программе дисциплины.. 40
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Достижение планируемых результатов обучения, соотнесенных с общими целями и задачами ОПОП,является целью освоения дисциплины (модуля).
Планируемые результаты освоения образовательной программы(код и название компетенции) | Планируемые результаты обучения | Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы |
ОК-1: способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения); | Выпускник знает: философско-педагогические идеи, концепции и теории выдающихся философов, педагогов, общественных деятелей как необходимое условие более цельного понимания истории мировой педагогической науки и путей развития практики образования. Умеет: применять знания на основе интегративного подхода из философии образования, истории педагогической мысли и школьной практики для осмысления современных педагогических проблем. Владеет и (или) имеет опыт:основными методами, историко-педагогического анализа, способами и средствами выделения в изучаемой педагогической системе (теории) основных положений, главных педагогических категорий, особенностей педагогических взглядов различных философов и педагогов; | |
ОК-5: способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Выпускник знает: историю практики образования, воспитания и педагогической мысли на основе сочетания общечеловеческих и национальных начал, соотношения мировых достижений с национальными ценностями данной страны и региона. Умеет: обеспечить сочетание гносеологического, теоретического подхода к историческим явлениям и фактам в сфере образования с эмоционально-личностным отношением к ним. Владеет и (или) имеет опыт деятельности: способами оценки значимости философско-педагогических идей и концепций в истории педагогической мысли и школьной практике с учетом особенностей социокультурной среды. |
2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Дисциплина «Философия и история образования» относится к дисциплинам базовой части образовательной программы бакалавриата (прикладной) по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям), направленность «Правоведение и правоохранительная деятельность» и изучается в 5 семестре. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин «История», «Философия», «Общая и профессиональная педагогика», «Психология профессионального образования».
К началу изучения дисциплины студенты должны владеть
- знанием основных категорий и понятий философии, истории, педагогической науки, закономерностей развития педагогической теории и практики образования, методологией и методами научного гуманитарного исследования;
- умениями выявлять и интерпретировать актуальные проблемы в образовании;
- навыками решения профессионально-педагогических задач, навыками профессиональной коммуникации.
Дисциплина ориентирована на формирование у студентов научного мировоззрения, готовности применять знания из философии образования, истории педагогической мысли и школьной практики для осмысления современных педагогических проблем в контексте социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Объем зачетных единиц / часов по формам обучения |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 2/ 72 |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе: | |
лекции | |
лабораторные занятия (включая защиту отчета по лабораторным работам) | - |
семинарские занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | - |
другие виды контактной работы (кср) | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лекционным занятиям | - |
внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лабораторным занятиям и защите отчета | - |
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и/или практическим занятиям | |
подготовка учебного проекта | - |
подготовка к контрольной работе | |
выполнение заданий для самостоятельной работы в системе управления обучением MOODLE | |
выполнение курсового проекта (работы) | |
подготовка к зачету | |
подготовка к экзамену | - |
другие виды самостоятельной работы студента | |
Промежуточная аттестация в форме зачета | |
4. Содержаниедисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Очная форма обучения
Наименование тем (разделов). | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Другие виды учебных занятий | Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 1. Философия и история образования как наука и учебный предмет. | ||||
Тема 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и философско-педагогическая мысль Античного мира. | ||||
Тема 3.Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве( IV – XVII вв.) | ||||
Тема 4. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в Новое время. Образование и педагогика эпохи Просвещения. | ||||
Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России в XIX веке. | ||||
Тема 6. Реформаторская педагогика конца XIX – нач. XX в | ||||
Тема 7. История педагогики и образования в Новейшее время. | ||||
Тема 8. Развитие школьного образования в мире на рубеже XX-XXI веков. Актуальные проблемы философии образования. | ||||
Контроль самостоятельной работы студентов | ||||
Другие виды самостоятельной работы студентов | ||||
Подготовка к зачету | ||||
ИТОГО: 72 часа |
Тема 1. Философия и история образования как наука и учебный предмет.
Становление истории образования как области научного знания, ее философские основы. Философские аспекты образования. Объект, предмет, функции истории педагогики. Цель, задачи истории педагогики. Структура истории педагогики. Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса Источники изучения истории педагогики. Основные категории и понятия философии и истории образования.
Тема 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и философско-педагогическая мысль Античного мира.
Воспитание в первобытном обществе. Появление организованных форм воспитания. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации. Воспитательные системы Античного мира. Зарождение философско-педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире.
Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (IV – XVII вв.)
Просвещение и образование в Византии. Школа в Западной Европе в Средние века. Средневековые университеты. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Особенности развития воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время. Образование и педагогика эпохи Просвещения.
Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XVII - XVIII веков. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А.
Коменского. Концепция Дж. Локка о воспитании нового человека. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Просветительские реформы в России XVIII века.
Вопросы к зачету
1. Философия и история педагогики как отрасль научного знания и учебный предмет. Основные категории и понятия истории педагогики.
2. Научные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Источники знаний по философии и истории образования. Методы научного исследования проблем философии и истории образования.
3. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.
4. Воспитание и школа в государствах Древневосточной цивилизации. Философско-педагогические взгляды Конфуция.
5. Системы воспитания в античном мире. Зарождение педагогических знаний и их философские предпосылки в наследии античных мыслителей Греции и Рима.
6. Образование, просвещение и педагогическая мысль в Византии.
7. Религиозное и светское направления в воспитании и образовании в средневековой Западной Европе. Философско-педагогическая мысль эпохи средневековья.
8. Гуманистическая педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
9. Предпосылки зарождения педагогики как науки. Философско-педагогические взгляды и деятельность Я.А. Коменского.
10. Дидактическое учение Я.А. Коменского. Работа Коменского «Великая дидактика».
11. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. Работа Локка «Мысли о воспитании».
12. Концепция Ж.-Ж. Руссо о естественном и свободном воспитании человека. Роман Руссо «Эмиль, или О воспитании».
13. Теория «элементарного образования» и практическая педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.
14. Разработка научных основ педагогики И.Ф. Гербартом.
15. Теория народной школы и концепция развивающего обучения Ф.А.В. Дистервега. Труд Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».
16. Вопросы воспитания и образования в европейских социальных учениях XIX века (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
17. Школа и педагогическая мысль США XIX века (до 90-х годов).
18. Идеи и концепции трудового воспитания в педагогическом наследии зарубежных педагогов XVII-XIX веков.
19. Революционно-демократическое направление в истории западноевропейской и русской педагогической мысли.
20. Сущность реформаторской педагогики и её основные представители в странах Западной Европы и США (конец XIX – середина XX вв.).
21. Опыт организации школ в странах Западной Европы и США на основе идей экспериментальной педагогики (конец XIX – середина XX вв.).
22. Инновационные процессы в современной зарубежной школе.
23. Воспитание и обучение у древних славян и в Русском государстве (до XVI в.).
24. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Русском государстве XVII в.
25. Просвещение в России в первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I по развитию школы.
26. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
27. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (вторая половина XVIII в.). Просветительская деятельность И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича.
28. Становление школьной системы и общественно-педагогическая мысль в России первой половины XIX в.
29. К.Д. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Статья Ушинского «О народности в общественном воспитании».
30. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы научной педагогики. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы».
31. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности. Статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».
32. Концепция свободного воспитания и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
33. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Яснополянская школа Толстого и её современные традиции.
34. Проблемы воспитания и образования в трудах русских религиозных философов (В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).
35. Основные направления в общественно-педагогической мысли России XIX в.
36. П.Ф. Каптерев и его вклад в развитие русской педагогики.
37. Образование и школа в России во второй половине XIX – начале XX вв.
38. Проблемы трудового воспитания и обучения в истории русской педагогической мысли и школьной практике.
39. Политико-идеологическая направленность реформ образования в России после 1917 года. Концепция единой трудовой политехнической школы.
40. Философско-педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен).
41. Особенности содержания, организации и методов обучения в советской школе 20-х – 30-х годов. Педагогические дискуссии.
42. Педагогическая деятельность и взгляды П.П. Блонского.
43. С.Т. Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде.
44. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.
45. Школа и педагогика в годы Великой отечественной войны.
46. Основные направления педагогических исследований в странах Запада и России второй половины XX в.
47. Развитие школьного образования в России во второй половине XX века.
48. Российская система образования и школа в 90-е годы XX столетия. Модернизационные процессы в образовании начала XX века.
49. Требования к учителю, его подготовке в истории педагогической мысли.
50. Современные проблемы философии образования. Международная интеграция в сфере образования.
Примерная тематика семинарских занятий
Практическое занятие № 1.
Истории образования как наука.
Цель: анализ различных теоретических подходов к философии и истории образования, педагогической мысли как отрасли научного знания.
Задание:
Дайте сравнительный анализ основных концепций всемирного историко-педагогического процесса, сложившихся в XIX – XX вв.
Вопросы для самоконтроля.
♦ Как учёные понимали сущность истории педагогики?
♦ Какие сложились концептуальные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса, его периодизации?
♦ Что предполагает цивилизационный подход?
♦ Каковы связи истории педагогики с другими отраслями научного знания?
♦ Какие источники являются основанием для историко-педагогического знания?
♦ Для чего необходимо изучать историю педагогики и образования?
Основная литература
- Бим-Бад, Б. М. История и теория педагогики. Очерки: учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 272 с. - (Авторский учебник). - ISBN 978-5-9916-8423-1. https://www.biblio-online.ru/book/FB228F76-AA71-40CF-BAEC-9E88A7125285
- История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
2. История педагогики и образования: электронное учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений /Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012. Рег., «Информрегистр» 03212902146 от 14.06.2012 г
Практическое занятие № 2.
Философско-педагогическая мысль и основные типы школ в
государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
Цель: формирование представления об истоках, развитии философско-педагогической мысли, практики образования на примере государств Древнего Востока, Греции, Рима.
План:
1. Основные типы школ в государствах Древнего Востока.
2. Воспитательно-образовательные системы Древней Греции (афинская, спартанская).
3. Особенности образовательной практики в Древнем Риме.
4. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания (на примере наиболее значительных её представителей).
Основная литература
- Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 398 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7675-5. https://www.biblio-online.ru/book/ECB67957-CFB7-4243-9513-432A965F0B38
2.История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
Практическое занятие №3
Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
Цель: проследить развитие духовного и светского направлений в практике средневекового образования, педагогических идей западноевропейского гуманизма эпохи Возрождения, становление педагогических традиций в Древней Руси и Русском государстве.
План:
1. Педагогическая мысль в Византии и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
2. Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения.
3. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования.
4. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
Основная литература
1.Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 398 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7675-5. https://www.biblio-online.ru/book/ECB67957-CFB7-4243-9513-432A965F0B38
2.История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
Практическое занятие №4
Практическое занятие №5
Практическое занятие №6
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время
Цель: проследить традиции и углубить представления об особенностях развития образования и педагогической мысли в Новое время путём изучения учебной литературы и анализа первоисточников, позволяющих охарактеризовать авторские педагогические концепции, идеи по проблемам обучения, воспитания, деятельности школы и учителя.
План:
1. Реформы образования и школа в странах Западной Европы XIX века.
3. Разработка научных основ педагогики И.Ф. Гербартом.
4. Педагогическая система А. Дистервега.
Основная литература
1. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
2. История педагогики и образования: электронное учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений /Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012. Рег., «Информрегистр» 03212902146 от 14.06.2012
Практическое занятие № 7.
Зарубежная педагогика и философия в конце XIX – начале XX вв. Реформаторская педагогика.
Цель:сформировать представления о том, что реформаторская педагогика явилась закономерным этапом в развитии теории и практики образования, который обусловлен потребностями научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов, необходимостью формирования активности и самостоятельности мышления в деятельности человека.
Основные понятия:
Реформаторская педагогика (“новое воспитание”); “свободное воспитание”, “школа действия”, “трудовая школа”, «социальная педагогика», “функциональная педагогика”, “прогрессивное воспитание”; педоцентризм в воспитании, “педагогика личности”.
Главные представители реформаторской педагогики: Э.Кей, Ф.Гансберг. М.Монтессори; Э.Мейман, В.Лай, Э.Торндайк, Д.Дьюи, У. Кершенштейтнер, П.Наторп, Э. Клапаред, А.Ферьер, О. Декроли, Э.Вебер, Г.Шаррельман, Г.Гаудиг, Э.Линде.
Новые (“экспериментальные”) школы; метод проектов, обучение на основе “центров интересов”, “воспитание посредствам искусства”, система индивидуального обучения “Виннетка-план”, “Дальтон-план”, “Говард-план”, метод свободной групповой работы Р.Кузинэ и др.
План:
1. Сущность “реформаторской педагогики” и ее отличие от традиционной.
2. Основные течения реформаторской педагогики.
3. Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и США.
Основная литература
1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 282 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7677-9. https://www.biblio-online.ru/book/D07B147D-13CC-4126-875A-86A00A4A4D4E
2. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
Практическое занятие № 8.
Теория и практика свободного воспитания в истории
западноевропейской и отечественной педагогики.
Цель: раскрыть сущность и показать значение свободного воспитания как одного из прогрессивных гуманистических направлений в истории педагогической мысли и образования, предполагавшего обеспечение наиболее благоприятных условий для естественного творческого развития личности каждого ребёнка
План:
1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. и её внедрение в практику (М. Монтессори).
3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Основная литература
1. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
2. . История педагогики и образования: электронное учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений /Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012. Рег., «Информрегистр» 03212902146 от 14.06.2012 г
Практическое занятие №9.
Отечественная школа и педагогика советского периода
(1920-30-е гг.).
Цель: сформировать представление об основных тенденциях и особенностях развития отечественной школы и педагогической мысли в условиях становления тоталитарного государства и распространения коммунистической идеологии после революции Октября 1917 г.
План:
1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен).
4. Педагогическая система А.С. Макаренко.
Основная литература
1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 282 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7677-9. https://www.biblio-online.ru/book/D07B147D-13CC-4126-875A-86A00A4A4D4E
2. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).им. Л.Н. Толстого,
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
Практическое занятие №10
План.
1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).
3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
Основная литература
1. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).
Дополнительная литература
1. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
2. История педагогики и образования: электронное учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений /Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012. Рег., «Информрегистр» 03212902146 от 14.06.2012 г
Практическое занятие №11.
Развитие школьного образования в мире в конце XX века. Процесс интеграции национальных систем образования. Общая характеристика современной образовательной системы России и Тульского региона.
Цель: сформировать знания о современных процессах в развитии мирового образовательного пространства, характерных чертах современных школьных систем образования, в том числе, в России и Тульском регионе44 актуальных проблемах философии образования.
План:
1. Проблемы демократизации современной школы.
2. Школьные системы образования. Инновации в образовании.
3. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
4. Актуальные проблемы философии образования.
Основная литература
1. Бим-Бад, Б. М. История и теория педагогики. Очерки: учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 272 с. - (Авторский учебник). - ISBN 978-5-9916-8423-1. https://www.biblio-online.ru/book/FB228F76-AA71-40CF-BAEC-9E88A7125285
2. . Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 282 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7677-9. https://www.biblio-online.ru/book/D07B147D-13CC-4126-875A-86A00A4A4D4E
3. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / А.И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А.И. Пискунова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 452 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8284-8. - http://www.biblio-online.ru/book/C23F9D9F-CD9A-4F4C-AED0-669A293A77C6 (7.09.2016).им. Л.Н. Толстого,
Дополнительная литература
1. Бестужев-Лада, И.В. Современная российская школа / И.В. Бестужев-Лада // Народное образование. - 2016. - №1. - С. 28-31. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/46673333
2. Государственная программа «Развитие образования» на 2013 -2020 г.г. – Режим доступа: http://ipk74.ru/virtualcab/norm/gosudarstvennaya-programma-rossijskoj-federacii-razvitie-obrazovaniya-na-2013-2020-gody
3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А.Тарасова.- Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2009.- 241с.
Задания для самостоятельной работы по дисциплине
Задание №1.
Познакомиться с основными типами школ в их историческом развитии в государствах Древнего Востока, Греции, Риме.
Методические указания.
Самостоятельная работа над данной темой позволяет обратиться к истокам истории школы, воспитания, педагогической мысли как особым сферам общественной и культурной деятельности цивилизаций Востока и Западной Европы; проследить развитие практики обучения и воспитания в государствах Древнего Востока (Междуречье, Египет, Индия, Китай), Греции, Риме.
! Заполните таблицу:
Таблица 1.
“Типы древних восточных и греко-римских школ”.
страна | название учебного заведения | Время возникновения | цели школы | особенности организации и содержания учебного процесса |
L Вопросы для самоконтроля:
1. Почему появилась потребность в школах?
2. Какие факторы обусловили специфику школ в эпоху античности?
3. Какие педагогические традиции прослеживаются в развитии школьной практики цивилизаций Востока и Западной Европы?
Задание №2.
Проследить зарождение педагогической мысли в контексте философского знания на примере наиболее значительных её представителей.
L Задания для самоконтроля.
I. Назовите авторов следующих педагогических высказываний.
1. «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня».
2. «В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное».
3. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».
4. «Прекрасное постигается путём изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».
5. «Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей».
6. «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
7. «Я знаю, что я ничего не знаю».
8. «Для начала всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени».
9. «Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие».
10. «Настоящим очагом красноречия служит душа».
11. «Я не родился со знаниями».
12. «Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи».
13. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть Учителем».
14. «Многие многознайки не имеют ума».
15. «Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи, т.к. в тех государст