Становление системы общественного воспитания и проблемы развития детей раннего возраста
Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты. Ясли и детские сады стали организовываться в XXвв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания специальных образовательных программ. В России первые образовательные программы воспитания детей раннего возраста создавались в 30—50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Программа воспитания в детском саду», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики. В нашей стране первые шаги по открытию учреждений общественного дошкольного воспитания относятся к началу XIX века. Оно было представлено детскими приютами и воспитательными домами малюток. В 1802г. был открыт воспитательный детский дом на 28 мест в Могилеве,в 1804г. - в Гродно, в 1808г. - в Витебске. С этого времени в нашей странеи начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции.В 80—90-е годы в связи с реформой образования произошел поворот к личностно ориентированной педагогике, предполагающей вариативность образования.
4.Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования
Основными понятиями педагогики являются объект и предмет педагогики, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс. Главными целями образования в раннем возрасте выступают охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка. Личностно-ориентированная педагогика предполагает следование принципам самоценности возраста, единства воспитания и обучения, индивидуализации и вариативности образования. Основными задачами образования детей в раннем возрасте являются: обеспечение их эмоционального благополучия; приобщение к ценностям здорового образа жизни; создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка; поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого. Содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по направлениям развития, в которых происходит развитие ребенка: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое и эстетическое. Педагогические методы подразделяются на исследовательские методы и методывоспитания и обучения. Исследовательские: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, изучение документации, анализ процесса и результатов детской деятельности. Методы обучения и воспитания: словесные, наглядные, практические, методы прямого и косвенного воздействия, проблемного воспитания и обучения. Существуют разнообразные организационные формы образования детей раннего возраста: группы для детей младенческого и раннего возраста в учреждениях дошкольного образования, в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; учреждения, специально предназначенные для детей раннего возраста (ясли).Большое распространение получили разные модели кратковременного пребывания детей раннего возраста в учреждении дошкольного образования. Современная педагогическая наука утверждает, что для ребенка раннего возраста оптимальным является интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную форму. В семье ребенок приобретает опыт родственных отношений внутри группы близких ему людей. Общаясь со сверстниками и более широким кругом людей в учреждении дошкольного образования, ребенок приобретает социальный опыт общения в окружающем его мире. Семейно-общественная форма взаимодействия, органично сочетающая в себе институт семьи и статус общества, наиболее полно отвечает задачам образования детей раннего возраста. В Республике Беларусь широкое распространение получили адаптационные, прогулочные группы, группы выходного дня, «Материнские школы», функционирующие в режиме кратковременного пребывания детей.
Задача современной педагогики —реализовать в образовательном процессе самоценность раннего детского возраста как базисной основы всего последующего развития.