Речевой материал для проверки

Языковых способностей и навыков письменной речи

Младших школьников

I. Тексты для изложений (Т. В. Шклярова, 2005)

1 класс (второе полугодие)

Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым оде­ялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок. (27 слов)

Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она уви­дела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака броси­лась в воду и вытащила малыша. (33 слова)

Класс

Осень

Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий до­ждик. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава вянет. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. В полях заканчиваются работы. На огородах копают овощи, в садах собирают плоды. Дети по­шли в школу. (51 слово)

Зима в лесу

Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки дере­вьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут тем­ные деревья. Вдруг стук раздался по сонному лесу. Это дятел добывает себе завтрак. Пушистая белка весело перепрыгивает с ветки на ветку. А под деревом сидит зайчик и умывает забавную мордашку. (52 слова)

Класс

Осень

Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Кареглазые каштаны стали ронять на землю свои орешки. А за каштанами стали опадать и листья.

Птицы заговорили о перелете на юг. И в одно холодное утро они подня­лись и улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами. Наступила осень. (61 слово)

Хитрый осел

На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел еле выбрался на берег. (64 слова)

Класс

Осень

С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают и заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дожди не похожи на летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают жел­теть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими мокрую землю. Поля пустеют. Цветы ис­чезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднима­ется ровным зеленым бархатом. (84 слова)

Белые мыши

Многие боятся мышей. Но маленькие белые мышки наверняка по­нравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост - голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть. (84 слова)

II. Тексты для диктантов и списывания (Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, 2003, 2005)

Класс

Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Он учит стихи. Маль­чик любит читать.

На реке

Лёва и Сёма удили рыбу. Они поймали окуня. Бабушка сварит уху

Норка

Вот норка. Там сидит мышка. Кошка у норки ждёт мышку

Дома

Мама устала. Она спит. Я мою посуду. Брат Сёма играет с сестрой.

Змей

Дима пускал змея. Змей упал за сарай. Дима заплакал

Наши собаки

У нас живёт собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегут за нами. (28 слов)

Класс

Грачи

Конец апреля. Лес пахнет корой и соком берёз. Под ногами шуршит ветхий лист. Дуб спит. Шумно кричат грачи у своих гнёзд. Они долго ждали весну. (25 слов)

Цветы

Мы живём в городе. Летом едем на дачу. Там много цветов. Вот астры, флоксы, розы. Радуга цветов радует глаз. Во дворе стоит кадка с водой. Вечером мы поливаем цветы. Наш двор всегда красив. (34 слова)

Зайчик и белочка

Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мёрзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый. (41 слово)

Ёжик в яме

Мы живем на берегу реки Пахры. Дед Илья вырыл большую яму. Туда мы кидали сухие ветки в траву. Раз я заметил в яме серый комок. Это был ёж. Я вытащил ежа. Он громко фыркал. Как он упал в яму? Что там делал? (45 слов)

Елочка

Шли последние деньки весны. На краю леса в траве пряталась ма­ленькая ёлочка. Ветки ёлочки были пушистые и нежные. Макушка все время тянулась к свету. Тёплый дождь поил её чистой водой. Лучи сол­нышка ласкали малышку. Все любили и берегли ёлочку. (40 слов)

Класс

Ночью на озере

Мы подъехали к озеру порыбачить. Местность нам хорошо знакома. Мы готовились коротать ночь у костра. Мой товарищ набрал сухих сучьев, кореньев. Костёр жарко пылал. Много звуков в ночном лесу. Вот лёгкими прыжками пробежала в темноту зверушка. Это ласка. По­дала голос утка. Шмыгнула под валежник мышь. От тепла съёжился лист клёна. Я долго не мог уснуть. Наступило туманное утро. Пора за дело, удочки уже готовы.

Поездка в Москву

Закончился учебный год. Наступили летние каникулы, их так все ждали. Ребята мечтали побывать в Москве. И вот мечта сбылась.

Перед ними открылась Красная площадь. От ее простора и торже­ственности у всех дух перехватило. Ребята разглядывали во все глаза строгую Кремлёвскую стену, Спасскую башню. Куранты на башне про­играли светлую хрустальную мелодию и мерно отбили полдень. Ма­ленькая группа экскурсантов вошла в Кремль.

Птичьи дома

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

III. Примерные тексты для проверки навыка чтения(Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, 2003, 2005)

Разбитая чашка

Я разбил чашку. Я сказал:

— Чашку разбил Бобик.

Бобика выгнали во двор. Во дворе шел дождь. Бобик заплакал. Я тоже заплакал.

— Мама! Пусти Бобика, чашку разбил я! Л. Толстой (27 слов)

Вопросы и задания:

1. Что произошло, пока мамы не было дома? Расскажи.

2. Почему мальчик заплакал?

3. Что ты можешь сказать о таком мальчике?

4. Подумай, кто рассказывает нам эту историю.

Лиса и рак

Лиса говорит раку:

— Давай пе-ре-го-нять-ся!

— Что же, лиса, давай.

Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за квост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом рак отцепился и говорит:

— А я уж давно тут тебе жду. Русская народная сказка (38 слов)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, как рак перехитрил лису.

2. «Перегоняться» - скажи по-другому.

3. О ком - о лисе или о раке - можно сказать: хитрый, сообразитель­ный, смышлёный, смекалистый?

Как Никита играл в доктора

Стал Никита играть в доктора. Он говорит Томке:

— Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить. Надел Никита на себя халат из простыни, взял докторскую трубку - просто жестяную дудочку.

Поклонился щенку Томке и говорит:

— Здравствуйте, молодой человек! Вы опять хвораете, я вижу. Что же у вас болит? Б. Чарушин (46 слов)

Вопросы и задания

1. Расскажи, как играл Никита с маленьким щенком.

2. Из чего он сделал себе халат?

3. Как Никита назвал щенка? Подчеркни в тексте.

4. Каким словом можно заменить слово хворать? А слово доктор?

5. Докажи словами из текста, что Никита очень хорошо играл роль доктора.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал ве­ник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь, вас всякий легко-.! погубит». Л. Толстой (66 слов)

Вопросы и задания:

1. Перескажи басню.

2. Какой совет тебе в жизни пригодится?

Русачок

Жил-был маленький зайчик по имени Русачок, и был у него зна­комый Головастик. Зайчик жил на лесной опушке, а Головастик – в пруду.

Бывало, встретятся - Головастик хвостом виляет, Русачок лапками барабанит. Русачок ему - про морковку, а Головастик - про водоросли. Весело!

Вот как-то приходит Русачок к пруду — глядь-поглядь, а Голова­стика нет. Как в воду канул! А на берегу какой-то Лягушонок сидит.

— Эй, Лягушонок, — говорит Русачок, — не видал знакомого Голо­вастика?

— Нет, не видал, — отвечает Лягушонок, а сам хохочет: — Хва-хва-хва!

— Чего же ты смеёшься? — обиделся Русачок. — У меня приятель пропал, а ты хохочешь! Эхты!

— Да не я «эх», — говорит Лягушонок, — а ты «эх»! Своих не узна­ёшь! Это и и есть! Б. Заходер (110 слов)

Вопросы:

1. Расскажи, как дружили Зайчик и Головастик.

2. Почему однажды Русачок не нашёл своего друга?

3. Какой герой сказки тебе особенно понравился?

Дядя Фёдор, пёс и кот По Э. Успенскому.

Дядя Фёдор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Автобусы в это время за город совсем пустые едут. И никто не мешал разговари­вать. Дядя Фёдор спрашивает: — Как тебя зовут?

Кот говорит: — И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис-Кисычем я был. Только мне всё это не нравит­ся. Я хочу фамилию иметь.

— Какую?

— Какую-нибудь серьёзную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. У меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

— А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, — говорит Дядя Федор. — И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии. (119 слов)

Вопросы:

1. Какие клички были у кота? Почему?

2. О чём кот мечтает? Расскажи.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева ВВ. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям- М., 1994.

2 Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М, 1972.

3. Волков B.C., Волкова Н.В. Подготовка ребенка в школе: Задачи, упраж­нения, диагностика. - М, 1994.

4 Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. -1995. -№ 1.-С.88-94.

5.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению
речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи //
Дефектология. - 1988. - №2. - С. 60-66.

6.Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. - М., 1992.

7.Гаркуша Ю.Ф Система коррекционных занятий воспитателя в детском
саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.

8.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Вен­гер и ВВ. Холмовской. - М., 1978.

9.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -2-е изд., перераб.-М., 1990.

10.Жукова НС. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.

11.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего не­доразвития речи у дошкольников. - 2-е изд., перераб. - М., 1990.

12.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

13.Коррекционная работа в дошкольных учреждениях / Сост. Е.Ф. Авру-
тина, НА. Ткачева. - Сб.№ 4. - М., 1994.

14.Крапухин А.В., Шаховская С.Н., Ишимова О.А. «Учись думать и гово­рить!»: Пособие для педагогов и родителей по развитию речемыслительной деятельности детей 4-8 лет.-М., 1992.

13.Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. - 1985 -№2 - £62-68.

14.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989

15.Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных трудов АПН СССР/Отв. ред. ТА Власова, И Т. Власенко, Г.В. Чиркина. -М., 1982.

16.Примерное положение о психолого-медико-педагогической консуль­тации / Бюллетень Госкомитета СССР по нар. Образованию. - 1991.-№11.- С.3-8.

17.Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим не­доразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.

18.Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) / Сост. ГА. Каше, Т.Б. Филичева. -М.,1978.

19.Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. - М , 1983

20.Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми
нарушениями: Межвуз. Сб. науч. тр./ Под ред. Л.И. Белякова,

Г.С. Гуменная, Е.В. Лаврова - М , 1991.

21 .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского
сада): Учеб.пособие. - М, 1993.

Наши рекомендации