Особенности развития ребёнка младенческого возраста
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от общего времени новорожденный проводит во сне. Иногда бывает трудно отделить сон от бодрствования. Главной особенностью сна новорожденного является его полифазный характер, когда короткие периоды сна чередуются островками бодрствования.
Одним из важных показателей будущего развития младенца является наличие у него врожденных безусловных рефлексов: сосательного, ориентировочно-пищевого, хватательного и др. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для формирования новых социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.
Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью.
Аффективная сфера младенца характеризуется достаточно бурными изменениями. Важной потребностью младенца является потребность в эмоциональных отношениях с окружающими. Об этом свидетельствует появление на 2-м месяце жизни так называемого «комплекса оживления». Это положительная эмоционально-двигательная реакция младенца, возникающая при появлении взрослого, включающая зрительное сосредоточение на лице взрослого, вокализации (голосовые реакции), движения ручками и ножками и улыбку.
Ведущие виды деятельности в младенчестве:
· непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
· переход к предметно-манипулятивной деятельности.
Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы».
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).
1.Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку (пространство вытянутой руки). Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки. Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – ситуативно-деловое.
2. Ходьба (к 9-ти месяцам). Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
3. Появление первого слова (речи).
Младенческий возраст заканчивается кризисом 1 года. Эта стадия называется – «выходим из младенчества», девиз которой – Я ЕСТЬ!
Возникновение кризиса 1 года обусловлено следующими фактами:
- «ребёнок пошёл» – освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребёнка, с другой – порождает ощущение самостоятельности;
- «ребёнок заговорил» – ребёнок с интересом узнаёт, что каждый объект имеет своё название;
- «ребёнок ощутил своё «Я» – первые достижения ребёнка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т.д.) формируют у него первые ощущения «Я» и усиливают потребность в расширении «зон самостоятельности».
Кризис 1 года может вызвать ряд неприятных последствий:
- нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование);
- нарушение удовлетворения ряда простейших потребностей;
- эмоциональные нарушения (угрюмость, плаксивость, обидчивость ребёнка).
Таким образом, ведущими достижениями в младенческом возрасте являются:
складываются первые две формы общения со взрослым (ситуативно-личностное и ситуативно-деловое);
начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование – активность;
в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; появляются зачатки мышления, возникают предпосылки для освоения речи.