Выдающиеся педагоги прошлого

Ян Амос Коменский (1592 – 1670).

Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.
2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852).

Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».
Мария Монтессори (1870 – 1952).Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания, самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей. Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.
Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детская производственность труда является важным компонентом воспитания и обучения детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870). Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939). Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1.материальные потребности - на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке
2.потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.
3.потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Говорил о важности веры педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о важности физического труда ребенка не только для блага общества, но и что очень важно для личного познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.
Джон Дьюи (1859–1952) – американский философ, социолог, психолог. Основоположник прагматизма. Автор книги "Школа и общество" (1899). Основная идея: "Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него". Идеи Дьюи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу. Позже, при Сталине, утвердилась авторитарная модель школы. В 2000 году был издан полный перевод труда Дьюи "Демократия и общество" (1936). Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь. Для этого школьную жизнь нужно приблизить к повседневной. Образование по Дьюи – не ограничение, налагаемое на ребенка, а содействие его развитию. В обычной школе ребенок получает знания, а потом учится их применять. У Дьюи ребенок, сталкиваясь с проблемами, решает их, получая нужные знания и навыки. Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель – научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.





Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых – "Как любить ребенка" (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру. Книга "Право ребенка на уважение", написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.

Эллен Кей (1849–1926) – шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания, автор книги "Век ребенка" (1899). Эллен Кей считала, что изменения в мировоззрении человека приводят к изменениям в обществе. Ребенку необходим мир, в котором он сможет свободно развиваться. Нужно предоставить природе ребенка "спокойно и медленно помогать самой себе". Лозунг "Жить ради детей" Кей заменила новым: "Дайте жить детям". Педагогика, по ее мнению, должна не подстраивать ребенка под окружающий мир, а помогать ему раскрываться. Свободная личность будет отстаивать свои права и идеалы, встречаясь со злом и несправедливостью. Это направление педагогики опиралось на теорию Льва Толстого о свободном образовании.

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский ученый-эволюционист. Критиковал книжное образование и механическую зубрежку. "Образование должно приносить практическую пользу, – писал он, – обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка". От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Спенсер говорил о необходимости "развивать всего человека". Автор книги "Воспитание: умственное, нравственное, физическое" (1861). Сторонник нравственного воспитания, применял принцип естественных последствий. Дети на своем опыте должны ощущать, к чему ведут их поступки. Поскольку хороший поступок приносит радость, а плохой приводит к неприятностям, нравственный человек стремится к хорошим поступкам и избегает дурных. Такой подход развивает внутреннюю дисциплину и формирует характер ребенка. Педагогическая цель Спенсера – создать такую личность, которая будет управлять собой, а не такую, которой будут управлять другие.

Адольф Ферьер(30.8.1879, Женева,16.6.1960, там же), швейцарский педагог, теоретик и деятель т. н. новоговоспитания – одного из направлений буржуазно реформаторской педагогики, возникшего в конце 19 – начале20 вв. С 1900 Ф. преподавал в «новых школах» Германии и Франции, с 1909 читал лекции в Женевскомуниверситете; в 1912–22 профессор института Ж. Ж. Руссо в Женеве, в 1912-14 один из основателей ипредседатель Международного бюро новых школ; в 1921–33 основатель и активный деятель Международнойлиги нового воспитания и её секций во Франции, Бельгии, Испании и др. странах, участвовал в создании иработе Международного бюро по воспитанию (1925).

Обобщая работу «новых школ» и развивая идеи нового воспитания, Ф.,как и многие др. представителиэтого направления (Дж. Бэдли, Г. Винекен, О. Декроли, Э. Демолен, Г. Литц, С. Редди и др.), подвергалкритике официальную школу с её словесно-схоластическим и догматическим характером обучения, формальным отношением к детям и призывал к преобразованию её на иных педагогических началах. Ф. сформулировал обязательные признаки нового типа средней школы. Она должна быть интернатом ирасположена за городом; число воспитанников в группах для занятий – 10–12 чел. Большое внимание, кромеизучения наук, в школе должно уделяться искусству, гимнастике, играм и спорту, прогулкам и дальнимэкскурсиям, с.-х. и ремесленному труду; преподавание в ней должно основываться на фактах, наблюдениимира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребёнка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.

«Новые школы» были частными платными заведениями, доступными детям из состоятельных семей, ислужили задачам воспитания «капитанов промышленности», предпринимателей. «По сравнению собычными средними школами, – отмечала Н. К. Крупская в 1915, – «новые» школы являются громаднымшагом вперед. Но это совсем не те школы, каких хочет рабочий класс... Склад жизни в “новых” школахсовершенно буржуазный»

И сотворили школу так, как повелел дьявол.
Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

Адольф Ферьер

Список литературы

1. Агафонова А. С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустр.-пед. техникумов. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. – 344 с.

3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 283 с.: ил.- (Высшее образование)

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.

5. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.

6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

7. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. об-во России, 1998. – 640 с.

8. Подласый И.П. Педагогика: Учебн. для студентов высших пед. уч. завед. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

9. Педагогика: Учебн. Пособие для студентов пед. уч. завед. / В.А. Сластенин идр. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, уч. пособия» Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

Наши рекомендации