Изменение темпа чтения у школьников (среднее количество слов в минуту)

за период с 1920-х по 1960-е годы*

Периоды обучения в школе Возраст детей, в годах
7-8 8-9 9-10 10-11
1920-е гг. (данные П. П. Блонского)
1927-1928 гг. (данные П. Л. Загоровского)
1964-1968 гг. (данные А. В. Скрипченко): в условиях экспериментального обучения в обычных условиях обучения в школе        

* Источник: Скрипченко А. В. Умственное развитие младших школьников / Дисс.... докт. психол. наук-19.00.07.-Л., 1971.-С. 413.

Вместе с тем автором приводятся материалы тех исследований, в которых нет одно­значной положительной связи между физическим и психическим развитием.

В случае взаимодействия психического и физического компонентов в этом фено­мене гетерогенные связи могут иметь различный смысл и проявляться тогда, когда задержка в развитии одного компонента (психического) происходит за счет усиле­ния другого компонента (физического) и когда психическое развитие стимулирует фи­зическое. При таком подходе акселерация может рассматриваться как модель прояв­ления целостности человеческого развития. В этой связи возникает комплекс вопро­сов о ведущих компонентах гетерогенного взаимодействия, о его динамике и типологии в конкретных условиях воспитания, образования и на разных возрастных этапах ин­дивидуального развития. Феномены акселерации важны потому, что в них отражает­ся жизнедеятельность целого поколения, больших групп населения в конкретных ис­торических условиях, которые определяют общие черты стиля и образа жизни в период роста, созревания и в другие периоды жизни человека. К числу проблем относятся так­же дальнейшая дифференциация явлений физического и интеллектуального взаимо­действия, учет динамики различных разноуровневых характеристик индивидной орга­низации, интеллекта и других подструктур развития человека. Одной из главных про­блем является усиление роли психической детерминации в изменении временной структуры развития в целом, как в период роста, так и в периоды зрелости и старения.

Акселерация умственного развития, его интенсификация является одной из ос­новных проблем изменения временной структуры целостного развития человека. В диссертационном исследовании А. В. Скрипченко [61] приводится таблица, где по­казаны значительные изменения темпа чтения детей 7-11 лет за период примерно в 40 лет (см. табл. 3.1).

Независимо от содержания и методов обучения дети 1960-х гг. читали в гораздо более быстром темпе, чем дети 1920-х гг. Сопоставляя данные П. Л. Загоровского с собственными, А. В. Скрипченко пришел к заключению о том, что за указанный пе­риод увеличилась и скорость письма. В возрасте 8-9 лет дети стали писать в 2,9-3,5 раза быстрее, а в возрасте 9-10 лет темп их письма увеличился в 2,9-5,9 раза. Пока­затель относительного прогресса в чтении, по мнению А. В. Скрипченко, характеризует не только развитие речи, но и умственное развитие детей, если судить по струк­турным критериям и результатам корреляционного и факторного анализов, где ре­чевая функция оказывается в центре корреляционных плеяд интеллекта школьника.

Изменения в скоростных характеристиках умственной деятельности являются выражением ее интенсификации за счет увеличения объема школьных программ, расширения информационных возможностей человека путем использования средств массовой коммуникации (телевидение, кино, радио, научно-периодические издания). Немногочисленные данные, полученные экспериментальным путем и приведенные в работах Т. В. Карсаевской и В. Г. Властовского, свидетельствуют о проявлении акселерации в развитии интеллекта и различных психофизиологических функций. Акселерация носит также качественнный характер, выражаясь в особенностях пре­образования психического склада молодежи, в возрастании интеллектуальности, снижении фантазии. Как пишет Т. В. Карсаевская, «общественный прогресс создает предпосылки активизации нервно-психической деятельности целых поколений, что становится важным фактором развития и жизнедеятельности каждого индивида. Растущий объем информации и ускоренное развитие всех процессов общественного производства будут усиливать этот фактор» [30, с. 172]. Важное значение при этом имеет нравственное развитие личности, формирование системы ценностей и отноше­ний самого человека к различным сферам жизни, к разнообразному потоку инфор­мации.

Действие целого комплекса тех же самых факторов приводит в позднем онтоге­незе к противоположному эффекту, к расширению диапазона зрелости и замедлению процессов старения. В процессе индивидуального развития в современном обществе усиливается роль личностного фактора, меры активности самого человека в ходе его онтогенетической эволюции. Б. Г. Ананьев подчеркивал усиление роли в средние и поздние фазы человеческой жизни: именно социально-психологических факторов. «Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и твор­чество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития» [6, с. 123]. Это означает, что видовые изменения временной структуры развития все более опосредуются возрастающей индивидуальной измен­чивостью по мере увеличения роли психологического, человеческого фактора в про­грессивном развитии общества. Индивидуально-типологические особенности чело­века как личности, субъекта деятельности и индивидуальности усиливаются в сред­ние и поздние фазы человеческой жизни, что приводит и к индивидуализации временной структуры развития.

Наряду с этим, в самом органическом развитии встречаются типы, различающиеся по темпам развития. Изучение В. Г. Властовским [16] внутригрупповой акселерации как проявления индивидуально-типологических особенностей процесса физического развития детей и подростков путем лонгитюдинального исследования выявило 9 типов физического развития по показателям полового созревания и роста. Описание типов свидетельствует о том, что наряду с синхронной динамикой этих показателей (30 % случаев), в большинстве случаев складываются противоречивые отношения меж­ду темпами полового созревания и роста, где акселерация одного из компонентов фи­зического развития сочетается с ретардацией другого. Можно предположить, что в периоды зрелости и старения также имеет место многовариантность органического развития в плане соотношения акселерации и ретардации процессов старения. На сложную динамику органического развития все большее влияние оказывает жизнен­ный путь человека, что усиливает вариантность видовой изменчивости временной структуры развития человека и его психики. Как считал Б. Г. Ананьев, характерологи­ческие особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека. «Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетичес­кую эволюцию является возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью» [6, с. 123].

Феномены акселерации имеют принципиальное значение для понимания внут­ренних механизмов развития человека в результате действия разнородного комплек­са факторов. В качестве внутренних условий, опосредующих действие внешних при­чин, выступают гомогенные и гетерогенные связи между разными элементами и уров­нями индивидуального развития как целостного динамического, структурного образования. Характер этих связей может иметь как положительный, так и отрица­тельный смысл; они могут выполнять роль как стимуляторов, способствующих рос­ту и созреванию, так и механизмов, задерживающих эти процессы. Секулярный тренд в физическом и общесоматическом развитии свидетельствует о всевозрастающей роли гетерогенных механизмов, об усиления влияния социальных условий по отно­шению к генетическому фактору.

Вопросы для повторения и размышлений

1. Какие хронологические закономерности характеризуют возрастную динамику индивидных и личностных свойств?

2. Что нового вносит микровозрастной анализ в понимание характера развития пси­хофизиологических функций в дошкольный, школьный и взрослый периоды жизни?

3. Каковы факторы средней и индивидуальной продолжительности жизни чело­века?

4. В чем проявляются феномены изменения временной структуры психического и физического развития человека в историческом плане? В чем заключается роль самого человека в увеличении продолжительности жизни и в изменении времен­ной структуры своего развития?

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М.Д. Очерки психологии старения. — Л., 1965.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, — Л., 1968.

4. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузьми­ной. - Л., 1974. - Вып. 2.

5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

6. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.

7. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1965.

8. Андреев Л. А. Физиология органов чувств. — М., 1941.

9. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

10. Бабак О. М. Возрастное развитие коры головного мозга человека // Известия АПН РСФСР. - М., - 1958. - Вып. 97.

11. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. — М., 1985.

12. БердышевГ.Д. Проблема долголетия в Сибири и на Дальнем Востоке. — Новоси­бирск, 1963.

13. Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. — М., 1941.

14. Бурлъер Ф. Старение и старость. — М., 1962.

15. Верхутина-Васютина А. И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. - М., 1958. - Вып. 97.

16. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. — М., 1976.

17. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Редколл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. — М., 1984.

18. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых / Под ред. Е. И. Сте­пановой. — Л., 1974.

19. Вопросы геронтологии и гериатрии / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. — Киев, 1962.

20. Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1958.

21./шекель Л. Б., Зимина А. В. Изменения высшей нервной деятельности у людей в возрасте свыше 60 лет // Физиологический журнал СССР, 1953. — Вып. 5. — Т. 39.

22. Гольбина Л. Н., Панферов В. Н. Возрастные особенности функциональной струк­туры категориального восприятия // Возрастная психология взрослых: В 4 вып. / Под общ. ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1971. — Вып. 1.

23. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М., 1967.

24. Грмек М. Д. Геронтология — учение о старости и долголетии. — М., 1964.

25. Давыдовский И. П. Геронтология. — М., 1966.

26. Дворяшина М. Д. Онтогенетические изменения перцептивной константности че­ловека // Дисс.... канд. наук. — Л., 1965.

27. Запорожец А. В., Ветер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и дей­ствие. - М., 1967.

28. Игнатенко А. М. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста // Дисс.... канд. наук. — Л., 1972.

29. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Извес­тия АПН РСФСР. - М., Л., 1948. - Вып. 14,

30. Карсаевская Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в фи­зическом развитии человека. — Л., 1970.

31. Кауфман В. И. Восприятие малых высотных разностей // Труды ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. - Л., 1940. Т. 13.

32.Кравков С. В. Глаз и его работа. — М., 1950. •-'

33. Крогиус В. В. Возрастная характеристика динамики шахматного творчества: Воз­растная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1971. Вып. 2.

34. Комфорт А. Биология старения. — М., 1967.

35. Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики, — М., 1945.

36. Лес и долголетие человека / Под общ. ред. В. Г. Нестерова. — М., 1964.

37. Лннгарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

38. Лукомская С. А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характе­ристика // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.02. — Л., 1979.

39. Малиновский А. А. Некоторые биологические предпосылки долголетия у млеко­питающих и человека: Проблемы долголетия / Под ред. В. В. Алпатова — М 1962.

40. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике: В 3 ч. — СПб , 1909-1910 — 4.1.

41. Механизм старения / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. — Киев, 1963.

42. Мечников И. И. Этюды о природе человека. — М., 1961. АЗ.Михайлова-ЛукашеваВ.Д. Биология старения. — Минск, 1968.

44. Нагорный А. В., Никитин В. Я., БуланкинИ. Н. Проблемы старения и долголе­тия. - М., 1963.

45. Нечаев А. П. Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрас­те. - СПб., 1901.

46. Образ жизни и старение человека / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. — Киев, 1964.

47. Пако С. Старение психологических особенностей человека// Основы геронтоло­гии / Под ред. А. Бинэ. — М., 1960.

48. ПевзнерМ. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М„ 1963. 49.ПельцД., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. — М., 1973.

50. Петров Я. И., Игнатенко А. М. О некоторых особенностях памяти у взрослых и де­тей: Возрастная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Ананьева. —Л., 1971. —Вып. 2.

51. Петрова М. К. О роли функционально ослабленной коры головного мозга в воз­никновении различных патологических процессов в организме. — Л., 1946.

52. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. — М., 1969. > ,:

53. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1987.

54. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ана­ньева и Е. И. Степановой. — М., 1972.

55. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрос­лость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. — М., 1977.

56. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника // Известия АПН РСФСР. - 1948. Вып. 17.

57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

58. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление: Социальная психология лич­ности / Научи, ред. А. А. Бодалев. — Л., 1974.

59. Рыбалко Е. Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функ­ций //Дисс.... докт. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1970.

60. Рыбалко Е. Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе // Вести. Ленингр. ун-та. — Сер. Экономика. Философия. Право. — Л., 1979. — Вып. 3. -№17.

61. Скрипченко А. В. Умственное развитие младших школьников // Дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.07. - Л., 1971.

62. Смирнов А. А. Избр. психол. труды: В 2 т, —М., 1987, — Т. 2.

63. Старость / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. —; Киев, 1940.

64. Усов А. Г. Об особенностях выработки и одновременного осуществления различ­ных двигательных рефлексов у престарелых людей // Журн. высш. нервной дея­тельности, 1960. — Вып. 3. — Т. 10.

65. Устинова А. И. Зрительные функции и возраст пилотов: Пятое совещание по фи­зиологической оптике / Под ред. А. И. Богословской, В. Д. Глезера, В. С. Самсо-нова (отв. ред.). — М., Л., 1966.

66. Фонарев М. И. Физическое воспитание детей раннего возраста в комплексе про­филактических мероприятий // Дисс.... канд. наук. — Л., 1961.

67. Френкель 3. Г. Удлинение жизни и активная старость. — Л., 1945.

68. Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма. — М., 1975.

69.ХаррисонДж. Биология человека. — М., 1968.

70 .Шмалыаузен И. И. Проблемы дарвинизма. — Л., 1969.

71. Шмалъгаузен И. И. Избр. труды. — М., 1982.

72. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — СПб., 1915.

73. Экспериментальная психология / Ред.-составит. С. С. Стивене. — М., 1960.

Глава 4

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Структурно-генетический подход широко применяется в современных научных ис­следованиях в целях более глубокого понимания сущности явлений и процессов. Хо­рошо известно, что изучение связей и отношений в объективном мире представляет собой один из основных вопросов, рассматриваемых диалектическим материализ­мом. «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю чело­вечества или нашу собственную духовную деятельность, — писал Ф. Энгельс, — то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодей­ствий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, из­меняется, возникает и исчезает» [1, с. 20]. При разработке концепции антропогенеза, учитывая открытый Ч. Дарвиным закон соотношения роста, Ф. Энгельс обратил вни­мание на то, что «согласно этому закону известные формы отдельных частей органи­ческого существа всегда связаны с определенными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся» [3, с. 488]. В психологии, имеющей дело со сложным и динамичным объектом исследования, важно подойти к изучению психического развития как к целостному феномену, где отдельные функции, свойства, процессы определенным образом связаны между собой и оказывают влия­ние друг на друга.

Наши рекомендации