Системы уравнений в базисной форме

Рассмотрим произвольную систему

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (4.1)

когда Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Для нахождения общего метода исследования и решения такой системы введем в рассмотрение ее частный случай. Система вида

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (4.2)

называется системой в базисной форме.

Неизвестные Системы уравнений в базисной форме - student2.ru называются свободными, а Системы уравнений в базисной форме - student2.ru – несвободными, или базисными, неизвестными. Выбор базисных и свободных переменных может быть различным в общем случае.

Перенесем все свободные неизвестные в правые части уравнений системы (4.2). Тогда получим

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (4.3)

Если свободным неизвестным Системы уравнений в базисной форме - student2.ru придать конкретные числовые значения, то по формулам (4.3) можно вычислить базисные неизвестные. Таким образом, базисная система (4.2) всегда имеет решение. Причем возможны следующие варианты:

1. Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , то есть число уравнений равно числу неизвестных. В этом случае все переменные базисные. Система имеет вид

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

и является определенной, так как имеет единственное, очевидное решение. Матрицей такой системы является единичная матрица

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

2. Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Тогда система с расширенной матрицей вида

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (4.4)

имеет бесконечно много решений, так как при каждом числовом наборе свободных неизвестных базисные неизвестные получают определенные значения по формулам (4.3).

Совокупность Системы уравнений в базисной форме - student2.ru значений неизвестных Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , связанных соотношениями (4.3), где неизвестные Системы уравнений в базисной форме - student2.ru могут принимать любые числовые значения, называется общим решением системы (4.2) или решением в базисной форме. Частным решением называется всякое решение, полученное из общего при конкретных числовых значениях свободных неизвестных.

Вывод. Система с базисом всегда совместна. При этом она определенная, если все ее неизвестные базисные, и неопределенная, если кроме базисных неизвестных есть хотя бы одна свободная.

Система (4.1) имеет решение в том и только том случае, когда ее можно записать в базисной форме (4.2), где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

1.5.Метод Гаусса

Рассмотрим теперь общий метод исследования и решения систем вида (4.1), который называется методом Гаусса. Он заключается в том, чтобы преобразовать эту систему к равносильной системе с базисом, для которой вопрос о решениях рассмотрен в предыдущем пункте 1.4.

Метод Гаусса сводится к последовательному исключению неизвестных и основан на применении элементарных преобразований системы, которые приводят к равносильной системе. К элементарным преобразованиям системы уравнений относятся:

1) обмен местами уравнений в системе;

2) умножение уравнения на постоянное число, отличное от нуля;

3) прибавление к уравнению другого уравнения, умноженного предварительно на произвольное число;

4) отбрасывание или добавление уравнения вида Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (такое уравнение назовем лишним уравнением).

Уравнение вида Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , назовем противоречивым уравнением. Если в результате элементарных преобразований получилось противоречивое уравнение, то система несовместна.

Для простоты записи вместо всей системы уравнений (4.1) будем записывать только расширенную матрицу коэффициентов, отделяя вертикальной чертой столбец правых частей,

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . (5.1)

Элементарные преобразования для равносильных систем порождают допустимые преобразования для матриц. Таким образом, в матрице можно:

1) менять местами строки;

2) умножать любую строку на число, отличное от нуля;

3) прибавлять к строке любую другую строку, умноженную на любое число;

4) отбрасывать нулевую строку Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , то есть строку коэффициентов лишнего уравнения. Такую строку будем называть лишней.

Получение строки вида Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , позволяет сделать вывод о несовместности системы. Назовем такую строку противоречивой.

Универсальный метод Гаусса имеет несколько вычислительных схем. Рассмотрим здесь схему единственного деления. Ее идея заключается в том, чтобы с помощью элементарных преобразований привести матрицу (5.1) к виду

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (5.2)

или получить противоречивую строку Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , то есть убедиться в том, что система несовместна. Если противоречий не получено, то система совместная и можно искать ее решения. Метод состоит из двух этапов.

Первый этап – это так называемый «прямой ход». Его цель – преобразовать матрицу к такому виду, когда на главной диагонали стоят 1, а под главной диагональю – 0. Для этого последовательно выполняем следующие шаги.

1-й шаг. Назовем элемент в левом верхнем углу матрицы ведущим, а строку (столбец), содержащую ведущий элемент, ведущей строкой (столбцом). Преобразуем матрицу так, чтобы ведущий элемент равнялся 1. Если в левом столбце есть 1, то меняем местами строки. Если нет, то меняем строки так, чтобы ведущий элемент был отличен от нуля, и делим ведущую строку на ведущий элемент. Получаем матрицу

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

2-й шаг – «размножение нулей» в ведущем столбце под ведущим элементом, равным 1. Для этого к каждой Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -й строке прибавляем ведущую строку, предварительно умноженную на первый элемент Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -й строки, взятый с противоположным знаком. Например, умножаем первую строку на число ( Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ) и складываем со второй строкой. Получаем:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Если в ходе этих преобразований получили нулевую строку, то ее следует отбросить. Если получена противоречивая строка, то система решений не имеет. Если противоречий нет, то в результате получим матрицу, в которой, возможно, будет меньше строк, чем в исходной. Она имеет вид

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ,

где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

3-й шаг. Мысленно отделим строку и столбец, содержащие ведущий элемент. В них «прямой ход» завершен. В оставшейся внутри пунктирных линий матрице снова выделим ведущий элемент и повторим всю процедуру, начиная с 1-го шага.

Если новый ведущий элемент и все элементы под ним – нули, то можно поменять местами столбцы всей матрицы так, чтобы новый ведущий элемент был равен 1 или, по крайней мере, был отличен от нуля. Это всегда можно сделать (иначе ведущая строка либо лишняя, либо противоречивая). Однако это приводит к замене переменных, которую следует обязательно пометить в схеме.

Получаем матрицу

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , (5.3)

если Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , или при Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . (5.4)

Второй этап – «обратный ход». На этом этапе размножают нули над главной диагональю матриц (5.3) или (5.4), продвигаясь вдоль нее в обратном направлении: вверх и влево. При этом получается матрица вида (4.4) или единичная матрица. Решение системы с такой матрицей рассмотрено в 1.4.

Несложным оказывается решение систем и с матрицей вида (5.3) или (5.4), которые получаются в результате «прямого хода». Решаем такую систему, начиная с последнего уравнения и подставляя найденные неизвестные в предыдущие уравнения.

Пример 5.1. Решить методом Гаусса систему уравнений

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение. Выпишем расширенную матрицу коэффициентов заданной системы уравнений и начнем «прямой ход»: переставим четвёртую строку на место первой строки и выделим ведущий элемент.

Первый шаг завершен.

Затем под ведущей единицей размножим нули. Для этого проделаем следующие операции. Умножим первую строку на (–3) и прибавим ко второй строке. Умножим первую строку на (–2) и прибавим к третьей строке. Умножим первую строку на (–3) и прибавим к четвертой строке.

Получим

Второй шаг завершен. Мысленно отбросим первую строку и первый столбец – это третий шаг. В оставшейся внутри пунктирных линий матрице снова начнем с первого шага. Вторую строку поделим на 3. Выделим ведущий элемент.

Размножим нули под ведущей единицей. Для этого умножим вторую строку на (–3) и прибавим к третьей строке. Умножим вторую строку на (–2) и прибавим к четвертой строке.

В полученной матрице отбросим лишнюю нулевую строку. Последнюю строку поделим на Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Получим

«Прямой ход» завершен.

«Обратный ход»: полученную расширенную матрицу запишем в виде системы уравнений

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Будем решать эту систему, начиная с последнего уравнения. Значение Системы уравнений в базисной форме - student2.ru из последнего уравнения системы подставим во второе уравнение: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Получим Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Теперь найденные значения переменных Системы уравнений в базисной форме - student2.ru подставим в первое уравнение для нахождения Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Тогда Системы уравнений в базисной форме - student2.ru и Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Найденные значения неизвестных Системы уравнений в базисной форме - student2.ru подставим в заданную систему уравнений, чтобы убедиться в правильности решения.

Проверка:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Заметим здесь, что жестко фиксированную последовательность шагов, удобную при реализации алгоритма вычисления на компьютере, можно не соблюдать при вычислениях вручную. Например, возможна такая последовательность вычислений:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Обратный ход можно также записать в матричной форме. Для этого размножают нули над 1, начиная с нижнего правого угла и перемещаясь вдоль главной диагонали вверх.

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Вид полученной матрицы позволяет сделать вывод о том, что заданная в этом примере система совместна и определенна.

Ответ: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Приведем теперь пример несовместной системы.

Пример 5.2.Решить систему Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение. Выпишем расширенную матрицу этой системы. В левом верхнем ее углу на месте ведущего элемента стоит 1. Для «размножения нулей» под ведущей 1 умножим первую строку на Системы уравнений в базисной форме - student2.ru и прибавим ко второй строке. Затем умножим первую строку на Системы уравнений в базисной форме - student2.ru и прибавим к третьей строке. Получим:

Размножив нули в первом столбце, мы мысленно отбросили первую строку и первый столбец и продолжили прямой ход в матрице, расположенной внутри пунктирной линии. Вторую строку прибавили к третьей строке. В результате этих преобразований получена противоречивая строка

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ,

а следовательно, система несовместна и решения не имеет.

Ответ: нет решения.

Следует отметить, что с помощью схемы Гаусса можно решать одновременно несколько систем с одинаковыми левыми частями и различными правыми. Приведем такой пример.

Пример 5.3: Решить одновременно две системы с одинаковыми левыми частями и различными правыми

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение.«Прямой ход». Запишем расширенную матрицу коэффициентов, отделив столбцы правых частей каждой системы вертикальной чертой. Поделим первое уравнение на 2. Затем умножим первое уравнение на (–3) и прибавим ко второму уравнению. Умножим первое уравнение на (–4) и прибавим к третьему уравнению. Таким образом

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Умножим третью строку на (–1) и поменяем местами со второй строкой. Затем умножим вторую строку на Системы уравнений в базисной форме - student2.ru и прибавим к третьей строке.

Третью строку поделим на Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

«Прямой ход» завершён.

«Обратный ход»: Решим обе системы, начиная с последнего уравнения и последовательно подставляя найденные значения в предыдущие уравнения.

Решение первой системы: Решение второй системы:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Ответ: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Проверка:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

1.6.Нахождение решения в базисной форме

Схема Гаусса позволяет на первом этапе определить, является ли система совместной. И если система совместна (нет противоречивых строк), то по виду матрицы в конце «прямого хода» можно судить о том, является ли она определенной (квадратная матрица) или неопределенной (число строк меньше, чем число столбцов).

Пример 6.1. Методом Гаусса решить систему

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

и представить ее решение в базисной форме.

Решение. Выпишем расширенную матрицу системы и выполним первый этап схемы Гаусса – «прямой ход». Умножим первую строку на (–2) и прибавим ко второй строке. Затем вторую строку умножим на (–1).

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

«Прямой ход» завершен. Число строк меньше, чем число столбцов, а значит, система неопределенная и имеет бесконечное множество решений.

«Обратный ход». Выпишем теперь эквивалентную систему с новой матрицей.

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Перенесем слагаемые с переменной Системы уравнений в базисной форме - student2.ru в правую часть равенств. Получим

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Подставляя значение Системы уравнений в базисной форме - student2.ru из последнего уравнения в предыдущее, получим

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

и

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Следовательно, решением системы является совокупность

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru – свободная переменная, а Системы уравнений в базисной форме - student2.ru – базисные переменные.

Ответ: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Проверка:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Пример 6.2.Методом Гаусса решить однородную систему

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

и представить ее решение в базисной форме.

Решение. Для однородной системы столбец свободных членов нулевой, поэтому выписывают не расширенную, а обычную матрицу системы.

«Прямой ход»: умножим первую строку на Системы уравнений в базисной форме - student2.ru и прибавим ко второй строке. Затем вторую строку умножим на Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Тогда:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

«Прямой ход» завершен. «Обратный ход»: перейдем от матрицы к системе

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Перенесем переменную Системы уравнений в базисной форме - student2.ru в правую часть каждого уравнения. Получим

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Подставим значение Системы уравнений в базисной форме - student2.ru из второго уравнения в первое. Тогда

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

или

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru – свободная переменная, Системы уравнений в базисной форме - student2.ru – базисные переменные.

Ответ: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Проверка. Подставим найденное решение в исходную систему. Получим

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Тогда имеем

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Наши рекомендации