Тема: Синтаксический оборот «Винительный падеж с неопределенной формой»

Теория: §§ 158, 189, 205, 219, 221, 222, 336, 338–348 в учебнике лат. яз.В. Ярхо, уроки 82—85 в учебнике лат. яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева); раздел I в пособии «Неличные формы латинского глагола» (А.М. Брагова), материалы в MOODLE

1. Состав оборота “Accusatīvus cum infinitīvo”

а) существительное/местоимение/прилагательное/числительное в accusatīvus в роли логического подлежащего (ЛП) (повторение окончаний в accusatīvus всех пяти склонений)

б) infinitīvi в роли логического сказуемого (ЛС) (6 форм, их образование и значение)

– infinitīvus praesentis actīvi

– infinitīvus praesentis passīvi

– infinitīvus perfecti actīvi

– infinitīvus perfecti passīvi

– infinitīvus futuri actīvi

– infinitīvus futuri passīvi.

2. Глаголы и безличные выражения, от которых зависит оборот.

3. Определение оборота.

4. Примеры предложений с оборотом.

5. Способы перевода оборота на русский язык.

6. Особенности употребления оборота (случаи пропуска ЛС, употребление “se” в качестве ЛП и др.).

7. Функции латинского инфинитива:

а) подлежащее (Vivere est cogitare);

б) дополнение (Amo legĕre);

в) определение (Dat posse moveri. Дает возможность двигаться);

г) сказуемое (Vivĕre est cogitāre.Viri pro patriapugnāredebent);

д) логическое сказуемое в обороте Acc.c.inf. (Scio me nihil scire).

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 15-го раздела (с. 268–269).

2. В разделе I («Неопределенная форма глагола») пособия «Неличные формы латинского глагола» (см. методичку в MOODLE, в библиотеке или у маркетолога) письменно сделайте упр. 2 (№ 1—10), упр. 8 (прочитайте и переведите текст, охарактеризуйте предложения с оборотом acc. c. inf.).

3. В учебнике делайте упр. 1, с. 266 (defendo 3).

4. В учебнике читайте и переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), охарактеризуйте предложения (образец: Scio me nihil scire – простое предложение, осложненное синтаксическим оборотом acc. c. inf. ‘me nihil scire’, который зависит от глагола scio (verbum sentiendi). Логическое подлежащее – me, логическое сказуемое – scire (infinitivus praesentis activi). Перевод: «Я знаю, что я ничего не знаю»).

5. Учите крылатые выражения:

1) Scio me nihil scire.Я знаю, что я ничего не знаю (Сократ).

2)Legem brevem esse oportet.Закон должен быть кратким (юридический афоризм Сенеки).

3) Homo sum: humāni nihil a me aliēnum puto. Я человек и полагаю, что ничто человеческое мне не чуждо (Теренций, римский комедиограф, 195—159 гг. до н.э.).

4) Vim vi repellĕre licet. Насилие позволяется отражать силой (положение римского гражданского права).

5) Vita brevis, ars longa. Жизнь коротка, искусство вечно (Гиппократ, древнегреческий врач, 460—377/356 гг. до н.э.).

Задание №15

Тема: 4—5 склонение существительных. Система латинского склонения

Теория: §§ 65–73, 282 (-us), 484 в учебнике лат. яз. В. Ярхо, уроки 43—45 в учебнике лат. яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Declinatio quarta – признаки склонения, историческая и практическая основы, сигматический и асигматический номинатив, образование большинства существительных мужского рода от основы супина однокоренных глаголов, падежные окончания, исключения.

2. Declinatio quinta – признаки склонения, историческая и практическая основы, сигматический номинатив, падежные окончания.

3. Суффиксы существительных 4–5 склонений.

4. Общие черты и различия в системе латинского склонения.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 16-го раздела (с. 271–273).

2. Упр. 1 (3-е словосочетание без местоимения) (письменно), с. 270.

3. Читайте и переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте морфолого-синтаксический анализ существительных 4–5 склонений (по одному из каждого предложения), охарактеризуйте предложения с оборотом accusativus cum infinitivo.

4. Учите крылатые выражения:

1)Manus manum lavat.Рука руку моет (Эпихарм, древнегреческий комедиограф, V в. до н.э.).

2) Dies diem docet. День учит день (Публий Сир, римский поэт, I в. до н.э.).

3) Nulla dies sine linea. Ни дня без штриха (Плиний Старший, римский писатель, 23—79 гг. н.э.) о придворном художнике Александра Македонского Апеллéсе, жившем в IV в. до н.э.).

4) Amīcus certus in re incerta cernĭtur. Истинный друг познается в беде (из трагедии Квинта Энния, римского поэта, 239—169 гг. до н.э.).

5) Amīcus cognoscĭtur amōre, more, ore, re.Друг познается по любви, нраву, речам, делам (поговорка).

5. Подготовьтесь к лексической работе(повторите слова из лексических минимумов 9-16).

Задание №16

Тема: Лексическая работа. Чтение и разбор студенческого гимна «Gaudeāmus». Повторение пройденного материала. Подготовка к контрольной работе

Теория:

1. Повторите все грамматические темы.

2. Повторите всю лексику.

Практика

Выполните тренировочные задания (вопросы к контрольной работе есть в MOODLE):

1. Напишите 4 основные формы глагола, выделите основы, образуйте все временные формы инфинитива (оба залога) и все причастия; образуйте p.1, pl. во временах системы перфекта индикатива актива и пассива от глаголов moneo 2 и conspicio 3.

2. Укажите тип предложения (простое или сложное), подчеркните подлежащее и сказуемое. Выделите и назовите синтаксический оборот (acc. c. inf.), охарактеризуйте предложение, сделайте морфолого-синтаксический анализ каждого слова оборота, переведите предложение на русский язык. Предложения: А № 4–6, 7, 13, с. 266.

3. Просклоняйте словосочетание: iste homo nobilior, aliud tempus clarissimum, illa virgo notior

Обратите внимание на алгоритм морфолого-синтаксического анализа слова:

1. Укажите часть речи.

2. Напишите начальные формы слова (формы слова, которые указаны в словаре).

3. Назовите все категории слова (у существительных, причастий, притяжательных, указательных местоимений – род, число, падеж, склонение; у прилагательных – род, число, падеж, склонение, степени сравнения; у личных и возвратного местоимений – падеж и число; у глагола – время, наклонение, залог, лицо, число; у инфинитивов – ничего, кроме форм основных глагола и номера спряжения, т. е. словарной статьи; у предлогов – падеж, с которым они употребляются; у наречий, союзов – ничего не указываем).

4. Укажите синтаксическую роль (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

5. Дайте перевод слова.

Задание № 17

Тема: Контрольная работа

Домашнее задание:

1. Выучите наизусть студенческий гимн «Gaudeāmus»;

2. Подготовьте индивидуальное чтение (тексты из учебника лат. яз. В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой раздает преподаватель). В тонкой тетради или на отдельных листах выполните 6 видов анализа текста и переведите текст на русский язык.

Виды анализов:

1) фонетический анализ (выпишите примеры из текста на основные правила чтения и ударения; при устном ответе – подготовьте правильное чтение текста);

2) морфологический анализ (сделайте морфологический анализ всех слов);

3) синтаксический анализ (укажите синтаксическую функцию каждого слова, изученные функции падежей (см. §§ 100, 299—303, 308, 315, 316, 319, 322, 325, 326, 333-335 в учеб. В.Н. Ярхо), если имеются, охарактеризуйте обороты, если имеются);

4) семантический анализ (укажите значение изученных суффиксов существительных и прилагательных: см. §§ 280—284 в учеб. В.Н. Ярхо);

5) стилистический анализ (укажите на наличие вокатива и императива в тексте, если имеются);

6) историко-культурологический комментарий (в зависимости от текста опишите исторические события текста или явления / предметы культуры – предметы искусства (архитектуры, скульптуры, вазописи, живописи), мифы, факты об Олимпийских играх, факты о музыке, философии, литературе, зарождающихся науках и т.д.);

Задание №18

Тема: Анализ ошибок контрольной работы. Опрос индивидуального чтения и студенческого гимна «Gaudeāmus»

Домашнее задание:подготовьтесь к письменному тесту по античной культуре и устному опросу крылатых выражений.

Задание № 19

Наши рекомендации