Педагогическая психология в системе наук
Педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др.
Педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.
Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно связаны между собой общим объектом, которым является развивающийся человек.
По мнению Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область знания, которая «... заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.
Профессия педагога, вероятно, наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей деятельности получает психологический опыт! Важно то, что психологический опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятельности.
Педагогическая психология | Возрастная психология |
· изучает механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образова-тельном процессе. · изучает процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. · все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особен-ностей человека, находящегося в образовательном процессе | · изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека |
Педагогическая психология | Педагогика |
-факты и механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса | -исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. -исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разраба-тывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы Педагогика исследует следующие проблемы: · изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание; · определение целей воспитания; · разработка содержания воспитания; · исследование и разработка методов воспитания. |
Материалы к теме 2.
Психология учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента)
I. Психология учебной деятельности
Учебная Д.- деятельность по:
усвоению знаний,
Овладению способами учебных действий
саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных педагогом, на основе его контроля и оценки,
переходящим в самооценку.
Главное в учебной деятельности—оценка собственных изменений
Зачем нужно учиться? На что направлена учебная деятельность?
Уч. Д. направлена на:
· овладение учебным материалом и решение учебных задач
· освоение научных понятий
· подготовку к решению более сложных задач—от общего к частному
· личностные изменения
· изменения психических свойств
Структура учебной Д.
II. Психология обучающегося
Человек, получающий знания в любой образовательной системе является обучающимся. Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными, познавательными особенностями. Каждый обладает своим стилем учебной деятельности., отношением к ней и обучаемостью.
Обучаемость является одним из показателей готовности к учению, к усвоению знаний. Обучаемость психофизиологически соотносится со свойством ЦНС-динамичностью (скоростью образования временной связи).