Характеристика согласных звуков
ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
N раздела | N темы | Стр. | |
1. | Фонетика и графика. | ||
2. | Морфемика и словообразование. | 2-3 | |
3. | 1. 2. 3. | Морфология: - части речи - морфологическая норма: теория - морфологическая норма: практическая работа | 4-8 9-11 12-24 |
4. | 1. 2. 3. 4. 5. | Лексика и фразеология: - значение слова - лексическая норма - словарь паронимов - лексические средства изобразительности - фразеология | 26-28 29-40 41-42 |
5. | 1. | Орфоэпия: - орфоэпический словарик |
ФОНЕТИКА
Изучает звуковой состав языка, способы образования и акустические свойства звуков, структуру слога, правила слогоделения, ударение.
В русском языке количество букв и звуков не совпадает
33 буквы (10 обозначают гласные звуки, 21 – согласные).
42звука (6 гласных и 36 согласных)
Характеристика согласных звуков
парные | непарные | |
звонкие | [б б, в в, г г, д д, ж з з] | [л л, м м, н н, р р, й] |
глухие | [п п, ф ф, к к, т т, ш с с, ] | [х ц ч щ] |
парные | непарные | |
твердые | [б в д з л м н п р с т ф г к х ] | [ж ш ц ] |
мягкие | [б, в, д, з, л, м, н, п, р, с, т, ф, г, к, х, ] | [ ч, щ, й, ] |
Характеристика гласных звуков
- ударные [и ы а э о а]
- безударные (редуцированные)[ие ыэ ь ъ ^]
- Не редуцируются! и,ы,у
Двойная роль букв е,ю,я,ё
обозначают мягкость предшествующего согласного и гласный звук * мел [мэл] | обозначают два звука: гласный + й в позиции 1) начала слова * юрта [йуртъ] 2) после гласной, *каюта 3) после разделительных ъ,ь * вьюга |
Основные фонетические процессы
- оглушение *столб [столп], подтолкнуть
- озвончение * молотьба [мът дба]
- ассимиляция (уподобление) * учиться [учицъ]
- редукция гласных * колобок [къл бок]
Примечание 1
Характеристика слога
- Открытый (оканчивается на гласный) *по-ро-да или закрытый (оканчивается на согласный) * кар-кас
- Прикрытый (начинается с согласного) * ре-ка или неприкрытый (начинается с гласного) * у-ха
Основная закономерность строения слога – закон восходящей звучности (второй слог начинается с наименее звучного) *ме-тла, о-гня, те-сьма, па-ста, ка-рман,мар-ка, вой-на.
!!! Правила слогоделения не совпадают с правилами переноса. *ра-зыс-кать – ра-зы-скать
Русское ударениеразноместное, подвижное.
Примечание 2
Фонема – звук, служащий для различения смысла слова. * дам-там, том – там.
Образец фонетического разбора
Ящик [й а ш и к]
я – щик – два слога, (1- ударный, открытый, прикрытый; 2 – безударный, закрытый, прикрытый)
Я - [й ] (согласный, непарный мягкий, непарный звонкий);
[a ] (гласный ударный);
Щ – [ш ] (согласный, непарный глухой, мягкий долгий);
И – [и ] (гласный безударный);
К – [к ] (согласный, парный глухой, парный твердый);
_______________________________
4 буквы, 5 звуков 1
МОРФЕМИКА (состав слова)
Основа + формообразовательные суффиксы + окончание
выражает лексическое образуют разные формы данного слова
значение слова
Морфемы(минимальные значимые части слова)
Корень – общая часть родственных слов: * разгадать, загадка, загадочный
!! чередование гласных * касаться – коснуться
согласных * друг - дружить, любить – влюбленный
* образ – разный - изображать
беглая гласная * сон - снится
!! связанные корни *об-у-ть, раз-у-ть
Словообразовательные морфемы (аффиксы)
Приставка – значимая часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов
( в слове может быть несколько приставок: * подзаработать, преподавать)
с-, в-, до-, над-, за-, об-, от-, на-, из-*сжимать
воз-, вос-, раз-, рас- ; при-, пре- * возмущаться !!! возомнить
(беглая гласная)
сверх-, меж-, двух-, трех-, четырех- * трехъярусный, сверхъестественный
иностранные приставки:
контр-, суб-, транс-, пан-, а-, анти- * контратака, асимметрия
антонимичные * войти – выйти
синонимичные * прадедушка - предшественник
Суффикс– значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов
( в слове может быть несколько суффиксов: * жемчужинка, студенческий)
Существитель-ные | Прилагатель-ные | Числи-тельные | Место-имения | глаголы | наречия |
-от-, -отн-, -овн-,-ость-, -ет-, -еств-, -есть-, -ин-, -итс-, -изн-, -инство-, чик-(щик-), -ик-(-ек-) -ник-,тель-,-ок-(к-), еньк-, -онок-, -енок- -ушк-(ышк-), -иц-(-ец-), -ни-, -ени- | -ов(-ев), -чив-, -лив-, -ист-, -чат-, -к-, -ск-, -н-, -ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн- | -дцать, -надцать | -то, -либо, -нибудь, | -ива(-ыва-), -ева(-ова-), -ва-, -а-, -и-, -изирова-, -е- * камень - каме- неть, * полемика-полемизитровать | -о, -е, -а, жды, -и, -ски, -то, -либо, - нибудь |
Формообразовательные морфемы (флексии)
1. Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова.
- глаголов: -л-, -ть, -ти, -и * учить, учил, учи!
- причастий: - ащ, (-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -ом-(-ем-), -нн-, -енн-, -т-
- деепричастий –а, -я, -в, -вш, -вши, -учи.
- сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий -е, -ее, ей,-ше, -же.
2. Окончаниевыражает грамматическое значение слова, образует не новое слово, а только форму исходного * уроки – уроков, учились – учился 2
словообразование
Морфологические способы словообразования | ||||
способы словообразования | Части речи | |||
существительные | прилагательные | глагол | наречия | |
Приставочный | Привкус Правнук соавтор | Премудрый Сверхскоростной небольшой | Прислать Перечитать сделать | Негде Вверх задаром |
Суффиксальный | Человечность Звучание окружение | Отзывчивый Тюлевый Истинный матросский | советовать вставать | как-то куда-либо где-нибудь досрочно |
Пиставочно-суффиксальный | Сотрудник побережье (j) | Наземный приволье (j) | разбежаться | Издавна наглухо |
Бессуффиксный | Взрыв Взлёт наплыв синь | Румяный олений | ||
Сложение | вагон-ресторан стенгазета вуз ФСБ | пятиэтажный бледно-зелёный | еле-еле крест-накрест волей-неволей |
Неморфологические способы словообразования | |
Переход из одной части речи в другую | дежурный (какой?) ученик => дежурный (кто?) закрыл окно командующий армией => командующий (кто?) приказал в течение ( в чём?) реки => в течение года (предлог) |
Слияние частей словосочетания в одно слово | тот час => тотчас сего дня => сегодня ума лишённый => умалишённый |
Распад многозначного слова на омонимы | долг(задолженность) долг (обязанность) |
Морфология. Самостоятельные части речи
Именные части речи | |||||
Характеристика | Примечания | Способы образования | |||
Имя существительное (кто? что?) Обозначает предмет или лицо 1.Разряд по значению: - конкретное * пень - вещественное * песок - отвлеченное * сияние - собирательное * народ Собственное * Мария нарицательное *дочь Одушевленное * человек неодушевленное * удар Род: муж., жен., средн., общий Склонение: 1-е, 2-е, 3-е, несклонямые, разносклоняемые 2.Число: един./ множ. , падеж 3.Синтаксическая роль: может быть любым членом предложения. * Сентябрь - начало осени в Подмосковье. | Род: муж.* жен.* сред.* общий* Число: ед.* мн.* только ед.* только мн.* Склонение: 1ск. -муж., жен. р.-а,я; 2ск. -муж., ср. - - ,-о,е; 3ск.– жен.р. - разносклоняемые: 10 на – мя:бремя, вымя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и «путь» несклоняемые * И.п.кто? что? Р.п. кого? чего? (нет) Д.п. кому? чему? (дать) В.п. кого? что? (вижу) Тв.п.кем? чем? (горжусь) Пр.п. о ком? о чем? (думаю) | 1.*высотник садик 2.*сверхпроводник 3.* безрукавка 4.* пароход 5.бессуффиксный *промах * глушь 6. переход из др. частейречи * мороженое * дежурный | |||
Имя прилагательное (какой? чей?) Обозначает признак предмета 1. Разряд по значению: качественное * относительное * притяжательное * 2. Форма: полное (какой?) * краткое (каков, -а,-ы,-о)* Степень сравнения: простая сравнительн.(-ей, -ее) * составная сравнительн.(более) * простая превосходн.(наи-, -айш-) * составная превосходн.(всех) Изменяется: род, число, падеж 3. Синтаксическая роль: в полной форме - определение; в краткой – сказуемое. *Хорош лес в багряном уборе. | притяжательное обозначает принадлежность *охотничий (чей?) качественное имеет краткую форму и степень сравнения * яркий – ярок - ярче более яркий ярчайший самый яркий относительное можно заменить сущ. *серебряный = из серебра | 1.*горный * майский * ежовый * удачливый * стенной * утренний * лосиный * песчаный * нефтяной 2. * олений 3.* безропотный * настольный *приморский- 4.* горько-солёный * краснощекий 6. * невкусный * аморальный * предпраздничный | |||
Имя числительное (сколько? который?) Обозначает количество, порядок предметов при счете. 1. Разряд по структуре: простое* составное* Разряд по значению: количественное дробное собирательное порядковое 2. Падеж Род (дробные, порядковые) 3. Синтаксическая роль: * На столе лежало пять книг. Он закончил вторую главу. Дважды два – четыре. | разряды по значению: количественные * два дробные * одна вторая собирательные * двое порядковые * второй | 1. * двадцать 2. *одиннадцать | |||
Местоимение (кто? что? какой? сколько?) Указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их. 1. разряд по значению 2. Падеж, + род, + число. 3.Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, оп- ределение, обстоятельство * Никто сам не скажет вам всей правды о нем. | 1) Личные 1 л. – я, мы; 2 л. - ты, вы; 3 л. - он, она, оно, они. 2) Возвратное: себя. 3) Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой. 4)Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей, оный. 5)Определительные: весь, всякий, каждый, самый, иной, другой, любой. 6) Вопросительно-относительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. 7)Неопределенные: кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто., некто, и т.п. 8) Отрицательные: никто, ничто и т.д. | ||||
Глагол и особые формы глагола | |||||
Характеристика | Примечания | Образование | |||
Глагол (что делать? что сделать?) Обозначает действие как процесс 1.Вид: несовершенный (длительное действие) * совершенный (законченное действие) * Возвратность (-ся) * Переходность * Спряжение (изменение по лицам и числам): 1 спряжение (Е) 2 спряжение (И) разноспрягаемые 2.Наклонение: изъявительное ( есть время), * условное (сделал бы) * повелительное ( сделай!) * Число, + время, + лицо, + род 3.Синтаксическая роль: * Встретить любовь – это обрести способность жертвовать. | Переходность -способность иметь зависимое слово в В.п. без предлога * Спряжение (по Н.ф.) 1 спр. ( - АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -ЧЬ, -ЯТЬ, односложные + БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) 2 спр. (- ИТЬ + 11 исключений) Безличные глаголы обозначают действие, которое происходит само по себе, без действующего лица, состояние природы или человека *холодает, мне нездоровится | 1.* солить * важничать * кивнуть * заливать 2.* прилететь 3.* обнародовать * размечтаться | |||
Причастие (какой? что сделано (кем-то, чем-то?) Обозначает признак по действию. 1. Разряд по значению: действительное страдательное 2. Признаки глаг.: вид, время, переходность, возвратность. Признаки прилаг.: форма (полная / краткая), род, число, падеж. 3. Синтаксическая роль: * Сеяные травы скошены. | Действительные причастия (признак по действию предмета, выполняющего действие) настоящее время от гл. 1 спр. -ущ- (-ющ-) * от гл. 2 спр. – ащ- (-ящ-) * прошедшее время Н.ф.гл. -ш-,-вш- * Страдательные причастия (признак по действию предмета, над которым выполняют действие) настоящее время от гл. 1 спр. - ом- (-ем-) * от гл. 2 спр. – им * прошедшее время Н.ф.гл. -нн-, -енн-, -т- * | ||||
Деепричастие (что делая? что сделав?) Обозначает добавочное действие. 1.Вид, переходность, возвратность. 2. НЕ изменяется! 3. Синтаксическая роль: * Пошумев, река успокоилась. | Несовершенный вид: Н.ф.гл. –а-, -я- * Совершенный вид: Н.ф.гл. -в- , -вши- * | ||||
Неизменяемые части речи | |||||
Характеристика | Примечания | Образование | |||
Наречие (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) Обозначает признак действия, признак признака, признак предмета. 1. Разряд по значению: определительные, обстоятельственные. 2. Степень сравнения (у наречий на – о): простая сравнит.(-ее, -ше, -е) * сост. сравнит. (более) * простая превосх.(-ейш-, -айш-) * сост. превосх.(всех, всего, наиболее) * 3. Синтаксическая роль: * В квартире напротив громко смеются. | Разряд по значению 1.определительные (характеризуют качество, количество, образ действия) * 2.обстоятельственные (характеризуют время, цель, место, причину ) * Степень сравнения наречия НЕ ПУТАТЬ со степенью сравнения прилагательного * брат выше (высокий) прыгнул выше (высоко) | 1.* правдиво * где-то * дважды 2.* навсегда * отчего * позавчера 3. * издали * по-моему * попусту * вкрутую * вдалеке 4. * еле-еле | |||
Слова категории состояния (как?) Обозначает состояние природы или человека. 1. НЕ изменяется! | Это сказуемое в безличном предлож. *Тихо в комнате просторной. | ||||
Служебные части речи
Части речи | Для чего служат | На какие группы делятся |
Предлоги | Не изменяются, не член предложен., служат для связи слов в предложении и словосочетании. | 1. Непроизводные / производные * 2. Простые / составные. * |
Союзы | Для связи однород-ных членов, частей предложения или отдельных предложе-ний в тексте. | Сочинительные 1) соединительные: и; да (=и); ни..ни; тоже; также; как..так и; не только… но и 2) противительные: а; но; да (=но); однако; зато 3) разделительные: или; либо; то..то; не то.. не то Подчинительные: изъяснительные (что, чтобы), временные (когда, едва, пока, после того как…), причинные (потому что, оттого что, ибо, так как…), целевые (чтобы, дабы, для того чтобы…), условные (если, ежели..), уступительные (хотя, несмотря на то что..),сравнительные (как, словно, будто, как будто), следствия (так что). |
Частицы | Для выражения смы- словых, эмоциональ-ных, модально-воле-вых оттенков значе-ний слов, словосо-сочетаний и предло-жений; для образо-вания форм слов | 1.Формообразующие: бы, пусть, пускай, давай. 2. Смысловые : отрицательные: не, ни, вовсе не , далеко не, отнюдь не; вопросительные: неужели, разве, ли указательные:вот, вон, это; уточняющие:именно, как раз, прямо, точь-в-точь; ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно; восклицательные:что за, куда как; усилительные:даже, же, ни; со значением сомнения:едва ли, вряд ли. |
Междометия
Общая характеристика | Морфологические признаки | Разряды |
Часть речи, включающая в себя слова, которые выражают эмоции и волеизъявление, не называя их. | 1.лишены номинативной функции; 2.не склоняются, не спря- гаются, не являются чле-нами предложения; 3.обладают особой интонацией и экспрессив-ной окрашенностью | по значению 1.Эмоциональные : браво, увы, беда! 2.Побудительные: Эй!, Вон! Караул! 3.Формулы вежливости спасибо, пожалуйста. по способу образования: 1.Производные : батюшки, господи 2. Непроизводные : ох. |
НЕ путать!
1. Союзы и местоимения или местоименные наречия (союзные слова).
- На союзные слова падает логическое ударение, это слово является членом предложения, при помощи его можно образовать вопросительное предложение. ( *Я не знаю, что вам предложить взамен. => Что вам предложить взамен?)
- Союзы этими свойствами Не обладают. (* Я знал, что все пройдет. )
2. Наречия и прилагательные в сравнительной степени различаются по вопросам:
- Это дерево выше. (То дерево высокое =>какое? =>прилагательное)
- Второй спортсмен прыгнул выше. (Первый спортсмен прыгнул высоко =>как? =>наречие).
3. Наречия и существительные.
- Осенней ночью на реке холодно. (У существительного есть зависимое слово) ó На станцию вернулись ночью. (наречие)
4. Наречия, предлоги, союзы, частицы.
- Поезд шёл мимо (где? =>наречие)ó Поезд шёл мимо станции (шёл мимо чего? =>предлог).
- Точно такой узор был на платке. ó Солнце осветило землю, точно пыль золотая упала.(Возможна замена на другой союз «..как пыль..»).
- И как это ты ошибся! (частица) ó И ты, и я - оба ошибались. (союз связывает однородные члены). 8
Морфологические нормы
Имя существительное
1. Роднесклоняемых существительных определяется по синониму, родовому наименованию; у сложносокращенных – по ключевому слову
* кольраби = капуста – жен. р.; Сочи = город – муж. р; ФСБ= служба – жен. р.
Традиционное деление
мужской род | женский род | средний род |
Слова, обозначающие 1) лиц муж. пола * маэстро 2) живые существа *какаду !!!банкнот, ботинок, довесок, зал, занавес, картофель, корректив, санаторий, кофе, погон, рельс, рояль, табель, эполет, тюль, черед. | Слова, обозначающие лиц женского пола * пожилая леди !!!бакенбарда, бандероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, тапка, туфля, кроссовка. | Слова, обозначающие неодушевленные предметы * московскоеметро !!повидло, щупальце, монисто, депо, интервью, мочало. !!!шотландское виски старинное бра |
2. Число.Большинство отвлеченных и вещественных существительных не имеют мн. ч. * природная среда, горный хрусталь
НО! возможно при 1) конкретизации отвлеченных * красоты природы, 2) перечислении сортов смазочные масла
Падежные окончания
Предложный падеж ед.ч. (в, на + …… е у )
различия | - у | - е |
смысловые | где? – обстоятельство * в саду, на ходу | в чем? -- дополнение * в «Вишневом саде» |
стилистические | книжные* в цехе, в отпуске | разговорные *в цеху, в отпуску |
Окончания именительного падежа множественного числа некоторых существительных.
-а | -ы,-и |
Адреса, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря. | Авторы, аптекари, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, конструкторы, офицеры, приговоры, ревизоры, редакторы, снайперы, стажёры, торты, шофёры |
Имя прилагательное
Краткая форма
- Обозначает временный признак (Ср. потолок низкий / вообще/ <=> потолок низок / для данной мебели/)
- Может управлять существительным * он способен к музыке !!!НЕ употреблять: способный к чему-либо
- От слов с безударным -енн образуется форма на –ен * бессмысленный – бессмыслен, безбоязненный – безбоязнен, бездейственный – бездействен, величественный – величествен, естественный – естествен.
- Полная и краткая форма НЕ употребляются в качестве О.Ч.П. *бледный и унылый; бледен и уныл !!!НЕ употреблять: бледен и унылый.
Степени сравнения
Высокий=>сравнительная степень - выше (простая) – более, менее высокий (составная)
=> превосходная степень - высочайший (простая) – самый высокий (составная)
- НЕ соединять в одной конструкции простую и составную форму *худший вариант, более плохой вариант !!!НЕ употреблять: более худший, более лучший.
- Принятые формы: бойкий – бойче, звонкий – звонче, ловкий – ловче, сладкий - слаще, хлесткий – хлестче !!!НЕ употреблять: бойчее, звончее и т.п.
Имя числительное
1. В составных количественных числительном склоняются все части:
2. В порядковых склоняется только последнее слово
И. четыре сорок четыреста две тысячи восьмой
Р.четырёх сорока четырехсот две тысячи восьмого
Тв. Четырьмя сорока четырьмястами две тысячи восьмым
** –Тв.п =>5 445 = пятью тысячами четырьмястами сорока пятью
11/2 = одной целой и одной второй или полутора
150 = ста пятьюдесятью или полутораста
С существительными
* преподаватель проэкзаменовал 25 студентов
НО! в сочетаниях составных числительных на два, три, четыре зависимое слово – числительное
*преподаватель проэкзаменовал 22 студента
В дробных существительным управляет дробь, а не целое число
* 451/2 сорок пять и две десятых страницы
12,6 % -двенадцать и шесть десятых процента
3. Собирательные числительные
употребляются | Не употребляются |
1) при обозначении лиц муж. пола* двое юношей 2) со словами «дети», «ребята», « люди», «лица», «волчата», «котята» и т.п. *трое ребят 3) с сущ., имеющим только мн. Ч. * двое суток 4) с личными местоимениями * нас четверо | 1. при обозначении лиц женского пола * три девушки |
муж. родОба (обоих)* оба студента, обоих студентов; обоих дней жен. род Обе (обеих) * обе студентки, обеих студенток; обеих улиц !!НЕ употреблять с сущ., имеющими только мн. ч. *у обоих ворот (надо: у тех и др.) |
Местоимение
1. Личное местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное
*Душевной связи с сестрой не было: Валерия уехала из дома, когда она (?) была еще младенцем.
2. К местоимениям 3 лица начальное «н» не прибавляется
- после производных предлогов *благодаря, согласно, вопреки ему
- после предложных сочетаний *не в пример ей
- после сравнительной степени прилагательных *старше ее, лучше его
3. Возвратные местоимения «себя», «свой» относятся к лицу, производящему действие.
* Вечером гость ушел к себе.
4. Собирательные существительные (крестьянство, студенчество) НЕ заменять местоимением 3 лица НЕ употреблять: Студенчество разъехалось на каникулы. Они сдали экзамены.(нужно: ВСЕ студенты сдали экзамены)
Глагол
Образование некоторых форм глагола
НЕ образуют 1л. ед.ч.
победить => я сумеюпобедить убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить
ПРИЧАСТИЕ
1. При образовании причастий от возвратных глаголов – СЯ – сохраняется
* трудиться => трудящийся (ошибочно: трудящий)
2. НЕ образуются причастия
- от глаголов совершенного вида с –УЩ- (ошибочно: Мы рады гостям, приехающим к нам).
- от глаголов в сослагательном наклонении. (ошибочно: Доклад, вызвавший бы споры)
3. При образовании причастного оборота
- сохранять соотношение форм вида и времени глагола и причастия. * Ученые, приехавшие на конференцию, были размещены в гостинице при университете. (ошибочно: Ученые, приезжающие на конференцию, были размещены в гостинице при университете.)
- согласовывать причастие с определяемым словом. *В офисе, принадлежащем фирме, недавно сделан ремонт. (ошибочно: ….принадлежащим фирме)
не объединять в качестве однородных членов причастный оборот и придаточное определительное. * Ученики, написавшие диктант и выполнившие задание, сдали тетради. (ошибочно: Ученики, написавшие диктант и которые выполнили задание, сдали тетради).
- не разрывать причастный оборот определяемым словом. *Яхта, плывущая вдоль берега, освещена огнями. Плывущая вдоль берега яхта освещена огнями. (ошибочно: Плывущая яхта вдоль берега освещена огнями).
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
1. Рекомендуемые формы: положить => положив, скрепить =>скрепив, сломить => сломив, решить => решив, сделать => сделав. (ошибочно: положа, скрепя, решивши, сделавши т.п.)
2. При построении предложений с деепричастными оборотами сохранять соотношение форм вида и времени глагола и деепричастия.(ошибочно: Читая статью и отметив нужное, я делаю выписки).
3. Деепричастный оборот не употребляется
- если действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся к разным лицам. (ошибочно: Проезжая через мост, у меня закружилась голова.)
- в страдательной конструкции (ошибочно: Достигнув порта, баржа будет выгружена)
- в безличном предложении (ошибочно: Прочитав сочинение, мне кажется, что оно нуждается в доработке).
НО! В инфинитивных предложениях деепричастный оборот допустим:
* Закончив работу, следует ее тщательно проверить.
Морфологические нормы
(практическая работа)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
теория практика | ||
1.РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО а). СКЛОНЯЕМЫЕ: - мужской род лица мужского пола, живые существа, неживые предметы - женский род лица женского пола, живые существа, неживые предметы - средний род предметы, явления б).НЕСКЛОНЯЕМЫЕ род определяется по синониму, указыва-ющему на родовую принадлежность - мужской род (!! животные) -женский род -средний род в).СЛОЖНОСОКРА-ЩЕННЫЕ род определяется по ключевому слову г).ОБЩЕГО РОДА род определяется по контексту ГКЧ N 150 2.ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО большинство отвлеченных и вещественных сущ.-х не имеют множественного числа (ГЧК N 151,152,153) | банкнот, ботинок, выхухоль, довесок, зал, занавес, карто-фель, корректив, са-наторий, погон, эпо-лет, рельс, рояль, табель, черед, тюль, толь, георгин, шам-пунь....... бакенбарда, банде-роль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, кроссовка, просека, туфля, тапка ... повидло, шупальце, мочало, перило …… какаду (попугай – м.р.) пони (конь – м.р.) боа (удав – м.р.) шимпанзе ( - м.р.) хинди (язык – м.р.) сити (город –м.р.) рантье(арендодатель – м.р.) пенальти (удар - м.р. и ср.р) маэстро (…………….…..) конферансье(……………) кофе(……………………) Сочи(……………………..) импресарио(……………..) рефери(………………….) денди(…………………..) атташе (………………) леди (женщина – ж.р.) мисс (девушка – ж.р.) иваси (сельдь – ж.р.) цеце (…………………..) гоби (……………………) Миссисипи (……………) кольраби (…………….) салями (…………………) депо, такси, бра, какао, кашне, интервью, лото, метро, боржоми, эсперанто, факсимиле, харчо…………… Онтарио (озеро – ср.р.) боа ( меховой шарф – ср.р.) ФСБ (служба –ж.р.) МВД (министерство) РАО ЕЭС (общество) ЦНК (…………………….) РФ (……………………..) Маша...................... зануда Миша........................ сирота природная среда, горный хрусталь НО! красоты природы (конкретизация) смазочные масла (сорта) | порванный банкнот, тяжелый рельс, гипюровый тюль, золотой эполет, ……………………….. табель, ………………………… черед, …………………………. зал, …………………… занавес, ……………………. толь, ……………………… тюль, ……………………… шампунь …………………… маэстро легкая вуаль, чужая туфля, новая тапочка, ..................................бандероль …………………………манжета, …………………………...мозоль, ……………………………просека, …………………………кроссовка цыганское монисто, …………………………..мочало, ……………………щупальце, ……………………. повидло, !! пирог с повидл… африканский какаду, маленький пони, ……………………….Тбилиси, ……………………….портье, ……………………….кенгуру, ………………………….виски, ………………………..бренди, ……………………кабальеро, ………………………..крупье, …………………………..кюре, …………………....фламинго, ………………………..буржуа, ……………………….. цунами, ……………………..…..авеню, ……………………………пани, ………………..……….авеню, ……………………..эмансипе ………………………колибри, Позднее рандеву ……………………....жалюзи, …………………..……..купе, ………………………..жюри, …………………..…….алоэ, …………………..……досье, …………………….……какао, …………………………клише, …………………………..рагу, …………………….……ралли, ………………………..резюме, …………………………..табу, ………………………….харчо, ……………………….эмбарго, …………………..………виски ………………………..…ЦСКА ……………………………НИИ ……………………..……..ФРГ ……………………….…..ЛЭП ……………………….…..СНГ …………………………...ВТО Коля……………….. невежда и глупец. Катя ……………… невежа и грубиянка. тонк(ое,ие) понимани(е,я) природы; вызвал наш(е,и) негодовани(е,я); пребывает в сомнени(и,ях); между нами есть некото-р(ое,ые) различи(е,я); |
3.ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО - предложный, ЕД.Ч. (о ком? о чем?) Едополнение, книжный стиль но! У обстоятельство, разговорный стиль -творительный, ЕД.Ч (кем? чем?) ЫМрусские фамилии на –ИН но! ОМ географ. название, иностранные фамилии -творительный, МН.Ч (кем? чем?) МИ -родительный, МН.Ч (кого? чего?) …парные муж. рода ОВ существительные без ед. ч. ЕЙсуществительные без ед. ч. ОВисчисляемые м.р., ж.р. … исчисляемые сущ. ж.р. … исчисляемые сущ. ср. р. … названия национальностей … названия воинских групп … единицы измерения ( ГКЧ N 161, 162, 163, 164, 165 ) -именительный, МН.Ч (кто? что?) / неодушевленные А(Я) разговорный стиль НО! некоторые одушевленные / одушевленные Ы(И) книжный стиль НО! некоторые неодушевленные | писал в "Вишневом саде", в женском роде был в отпуске, работал в цехе гулял в саду, в нашем роду был в отпуску, в цеху поэтом Пушкиным, композитором Бородиным ученым Дарвином под селом Бородином дверьми, дочерьми, лошадьми ботинок, валенок, сапог, чулок, колготок но! НОСКОВ, ОЧКОВ БРОНХОВ, ДЖИНСОВ, ГОЛЬФОВ, КЛИПСОВ алиментов, консервов, мемуаров но! КАНИКУЛ, МАКАРОН, ХЛОПОТ, ПОТЕМОК, СУМЕРЕК бредней, будней, граблей но! ОГЛОБЕЛЬ рельсов, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, комментариев, коррективов .... но! ЯБЛОК ГРУШ СЛИВ барж, басен, вафель, ту- фель, домен, кочерег, цапель но! ПРОСТЫНЬ (ПРОСТЫНЕЙ) побережий, снадобий, одеялец, полотенец, зеркалец но! КОЛЕНЕЙ (КОЛЕН), ПЛАТЬЕВ, УСТЬЕВ, ВЕРХОВЬЕВ, НИЗОВЬЕВ, ПОДМАСТЕРЬЕВ (у)армян, башкир, грузин осетин, цыган но! КАЛМЫКОВ, ЯКУТОВ КИРГИЗОВ, УЗБЕКОВ, ТАДЖИКОВ, АБХАЗОВ (нет) солдат, драгун, гусар, улан но! МИНЕРОВ, САПЕРОВ ампер, ватт, вольт но! АКРОВ, ГЕКТАРОВ, ГРАММОВ, КИЛОГРАММОВ, КИЛОМЕТРОВ адреса, века, желоба, жернова, сорта, округа, острова, отпуска, якоря, штемпеля… директора, доктора, инспектора, повара, профессора, сторожа, фельдшера, тетерева, перепела аптекари, бухгалтеры, инженеры, лекторы, констрикторы, офицеры, шоферы, токари, банты, торты, порты, выборы, договоры, фронты, прожекторы, селекторы | брак в купленном лес (е,у) победа в бег(е,у); выросли в лес(е,у), крикнул на бег(е,у), служить в полк(е,у), сварить на пар(е,у), гулять на луг(е,у), разложить на пол(е,у), разброд в стро(е,ю) грибы на пн(е,ю) певцом Намин(ом,ым); под Сараев(ом,ым); за селом Горюхин(ом,ым), за районом Бутов(ом,ым); создан Гершвин(ом, ым), певцом Пенкин(ом,ым) наполнен деть(ми,ями), горжусь конь(ми,ями), дан людь(ми, ями), наказан плеть(ми, ями) без погон(ов), пара сапог(ов), пара перчат(ок,ков) много вален(ок,ков) без бахил(ов), без ботфорт(ов) без бутс(ов), пара сер(ёг, ьгов), шаровар(ов) нет замороз(ок,ков) без финанс(ов), без напад(ок, ков), пакет макарон(ов) нет носил(ок, ков) не будет наклад(ок, ков), из-за повад(ок,ков) тигра, из лохмот(ий, ьев), из солен(ий,ьев), нет фильм(ов), пара километр(ов), сколько грамм(ов), много пуд(ов), пара миллион(ов), купить помидор(ов), надавить томат(ов), пять яблок(ов), нет абрикос(ов), ананас(ов), банан(ов), гранат(ов), мандарин(ов), патиссон(ов). нет ходу(ль, лей), купить свеч(ей), не стоит свеч(ей) – фразеол. без сабл(ей, ель), около дерев(ней, ень), много соп(ель, лей), несколько дол(ь, ей), пара кегл(ь, ей), места гнездов(ий, ьев), пара блюд(ец, цев), нет подоб(ий, ьев), пара кресл(иц, ев), много плат(ий, ьев), пара пет(ель, лей), не купили гантел(ь,ей), пара кап(ель, лей) тонких щупал(ец,ев) высоких баш(ней, ен) за свободу болгар(ов), бурят(ов), грузин(ов), абхаз(ов), осетин(ов), румын(ов), татар(ов), тур(ок,ов), туркмен(ов), киргиз (ов), цыган(ов) манеры англичан(ов) традиции крымчан(ов) команды француз(ов) совет горожан(ов) штаб партизан(ов) курсы мичман(ов) полк гусар(ов) десять вольт(ов) сто ампер(ов) пара килограмм(ов) десять метр(ов) сто ар |