Описание этапов и задач тематической смены в загородном лагере

Этап Временной отрезок Задачи этапа
Подготовительный 1-2 дня до начала смены Определение игрового сюжета смены, планирование основных игровых действий и правил. «Вхождение в игру» взрослых участников. Оформление лагеря согласно сюжету. Создание интереса к игре
Организационный 1-3 дня Создание условий «вхождения в игру» детей. Завязка игрового сюжета смены, распределение ролей, постановка игровых задач, определение условий и смысла игровых действий
Основной 16-17 дней Развитие игрового сюжета, выполнение участниками заданий, направленных на достижение основной цели
Заключительный 2-3 дня Развязка игрового сюжета, чествование участников, празднование по поводу достижения цели

При разработке сюжета игровой смены организаторам следует учитывать:

ü Содержательную цель игровой деятельности

ü Возраст участников

ü Материальные и территориальные возможности и условия смены

Четко должны быть определены:

ü Задачи игровой деятельности

ü Роли участников – детей

ü Роли взрослых в игровом сюжете

ü Условия взаимодействия участников

Основные этапы игровой смены

1. Определение игрового сюжета и смысла игровой деятельности (логика построения игровой деятельности, описание главных героев, их прав, обязанностей, ролей, задач игровой Д).

В основу игрового сюжета могут быть положены:

ü фольклор и сказания народов мира

ü книга – сказочная или фэнтази

ü философский сюжет (притчи, мудрости)

ü компьютерная или телевизионная игра

ü художественный или анимационный фильм

ü исторические события и факты

ü собственный вымысел.

Сюжет – это «погружение» ВСЕХ участников в некую деятельность, связанную с сюжетом. При этом у каждого взрослого остаются свои обязанности в лагере, но и в игровом сюжете у них есть своя роль и свое место.

Такое игровое погружение обеспечивается:

ü оформлением всей территории лагеря – корпусов, жилых комнат и других помещений лагеря в соответствии с сюжетом

ü содержанием плана работы на смену и способом его донесения до детей. План-сетка в этом смысле становится планом развития сюжета от его завязки до финала

ü содержанием любой деятельности в лагере (кружков, режимных моментов, всех мероприятий), которая организуется и оформляется как часть сюжета

Чаще всего в основу игровой деятельности положено:

ü поиск волшебной (заветной) вещи (предмета, амулета, артефакта, книги и …)

ü путешествие за чем-то или с кем-то

ü накопление чего-то (обучение способам деятельности)

Начало игровой деятельности

Основная забота взрослых – ознакомить с правилами всех игроков и достигнуть полного понимания смысла деятельности каждым участником, осознания собственных целей и интереса участия в игровой деятельности.

Старт игры чаще всего дается в виде праздника, шоу, загадочного появления правил, законов игры …

Развитие игрового сюжета

Конкретная деятельность – приключения, обучение, испытания, поиски.

Можно скорректировать игру, правила по ходу игры, но при этом необходимо ставить в известность всех участников игры. Обеспечивать регулярный анализ деятельности в сюжете игры (рыцари Короля Артура собираются еженедельно за круглым столом).

Финал смены

Игровое шоу, на котором подводятся итоги, празднуется достижение поставленной игровой цели и др.

Игровые смены: «В поисках священного тотема», «Ларец Марьи-Маревны, или тайны семи лесных полян», «Заколдованная страна», «Восточные приключения», «Морские приключения», «Назад в прошлое», «Новые космические приключения»….

Пример плана-сетки игровой смены «В поисках священного тотема»

- 1 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1.«Мозговой штурм» с отрядом вожатых: разработка элементов смены, придумывание основных сюжетов и др. 2.Костер Вождей племен 1.Втреча детей на границе Священной земли племен 2.Вечер знакомств «Самая старая легенда племени» 1.Праздник Присвоения Имени 2.Подготовка к открытию смены: оформление отрядных мест, подготовка представления племен 1.Испытание «В поисках Священного тотема» 2.Представление племен Верховному вождю 3.Большой костер 1.«Активности» - школа молодого воина, мастерские юной скво, песенный вигвам, охота за скальпами, дежурство племени 2.Дела в племенах 1.«Активности» 2.Дела в племенах
6-й день 7-й день 8-й день 9-й день 10-й день 11-й день
1.«Активности» 2.Дела в племенах Вечер легенд и сказаний 1.«Активности» 2.Дела в племенах 1.«Активности» 2.Дела в племенах Праздник Голубой лилии Большая охота
12-й день 13-й день 14-й день 15-й день 16-й день 17-й день
1.«Активности» 2.Дела в племенах Праздник воинской чести Поход-испытание Полигонная игра «Активности»   Состязания племен
18-й день 19-й день 20-й день 21-й день + 1 + 2
Состязания племен Праздник Мастеров Праздник Большого тотема Отъезд детей Подведение итогов с отрядом вожатых  


Наши рекомендации