Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Цель:отработать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока.

  1. Комментирование оценок.
  2. Работа над ошибками с помощью учителя.
  3. Работа по карточкам(для выполнивших работу над ошибками)

Разберите по составу выделенные слова:

Карточка №1

Хорош (сосновый) бор (осен_им) (сентябрь_им) днем. Идешь по старому бору – точно огромные (свинц_вые) свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои накрылась земля. Через (песча_ую) дорогу протянулись (длин_ы) корни.

Карточка №2

(Серебря_ым) мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются (ярко)(зеленые) листики брусники, а среди них – (темно)(красные) ягоды и (еж_вый) корм – грибы.

Карточка №3

Через (зеленоватые) вершины пробиваются (багря_ные) лучи солнца. (Золотистые) солнечные зайчики касаются стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придает бору (причудливый), (таинстве_ый ) вид.

Карточка №4

Тишина в старом (сосновом) бору. Пахнет смолой. Но вот с (северо)(запада) потянул (рез_ий) ветер, и зашумели (сказочные) великаны.

  1. Тестирование.

1.Укажите имена прилагательные образованы префиксально-суффиксальным способом: придорожный, утренний, прибрежный, подберезовый.

2.Укажите прилагательные в которых пишется суффикс –ск-: звер_ий, турец_ий, украин_ий, казац_ий, деревен_ий.

3.Укажите имена прилагательные, в которых в суффиксах после шипящих и Ц пишется Е: плюш_вый, песц_вый, кумач_вый, ситц_вый, камыш_вый, морж_вый, глянц_вый, ландыш_вый.

4.Укажите имена прилагательные в которых пишется НН: революцио_ый, орли_ый, восторже_ый, овся_ый, обеде_ый, оловя_ый, кожа_ый, деревя_ый, звери_ый, торфя_ой, письме_ый.

5.Укажите сложные имена прилагательные, которые пишутся слитно: (сельско)(хозяйственный), (русско)(английский), (зеленовато)(серый), (трех)(метровый), (северо)(восточный).

Ответы:

1.(1,3,4)

2.(1,3,5)

3.(1, 4,7,8)

4. (1,3,5,6,8,11)

5. (1,4)

Домашняя работа:комплексный анализ текста.

Тема: Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Цель:сформировать понятие о сложных словах и их образовании.

Ход урока.

Исследовательская работа.

– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,

Паровоз не отстает,

Даже в море пароход

Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,

Как их правильно писать, –

Эти сложные слова

Не выносят буквы А.

А поставишь букву О –

Скорость будет – ого-го!

Кашу варит кашевар,

Сталь нам варит сталевар,

Лошадь водит коневод,

В море – мореход плывет.

Все названья хороши,

Только правильно пиши.

Мы у этих слов внутри

Не поставим букву И,

А напишем Е – тогда

Каждый скажет: «Это – да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения:

О/А Е/И
сам..лет каш..вар
пар..воз стал..вар
пар..ход кон..вод
  мор..ход

– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).

Упражнения 167, 168.

Самостоятельная работа в парах.

На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.

Карточки

вод..провод земл..трясение гром..отвод вод..мерка земл..делие дожд..мер жизн..описание груз..подъемник о е о о е е е о   картофел..копалка каш..вар книг..печатание корабл..строение лед..ход машин..строение нефт..провод овц..водство е е о е о о е е
пар..ходство растени..водство ча..питие басн..писец власт..любие кон..водство песн..пение чест..любие о е е о о е о о   вод..пой язык..знание стал..вар гряз..лечение хлеб..резка газон..косилка птиц..лов пеш..ход о о е е о о е е
овощ..хранилище черн..морец сад..водство птиц..фабрика газ..провод прав..писание олен..водство лед..кол е о о е о о е о

После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.

Итог урока.

– Что такое сложные слова?

– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?

– От чего зависит выбор соединительной гласной?

Домашнее задание:упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу:

Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте. - student2.ru

Наши рекомендации