Работа с теоретическим материалом.
– Рассмотрите предложение (на экране).
Прямой (тв. п., ед. ч., ж. р.)
речь (тв. п. ед. ч)
называться (наст. вр., ед. ч.)
речь (им. п., ед. ч.)
другой (р. п., ед. ч., ср. р.)
лицо (р. п., ед. ч.)
передаваемый ( им. п., ж. р. ,ед. ч.)
автор ( ед. ч., тв. п)
дословно.
– Почему непонятен смысл этого предложения?
– Поставьте слова предложения в нужную форму, следуя указателям. Запишите.
В тетрадях должна получиться следующая запись:
«Прямой речью называется речь другого лица, передаваемая автором дословно».
– Укажите прямую речь в следующих предложениях (написаны на доске):
1. Серая Шейка с ужасом подумала: «Неужели вся река замерзнет?»
2. «Где же лучшая земля?» – мы спросили журавля.
3. Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края».
– Из каких двух частей состоят эти предложения? (Прямая и авторская речь.)
– Какими знаками препинания прямая речь разделяется со словами автора? А каким знаком препинания она выделяется?
– Рассмотрите схемы предложений с прямой речью в упражнении 43. В каком столбике представлены схемы предложений, где прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора?
– Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Упражнения 41, 44.
Подготовка к диктанту.
– Рассмотрите диалог (спроецирован) из сказки К. И. Чуковского «Телефон».
А потом позв..нил
Крокодил
И со сл..зами пр..сил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотош.. .
– Постой, не тебе ли
На прошл..й недел..
Я выслал две пары
Отличных калош?
– Что общего имеют и чем различаются предложение с прямой речью и диалог?
– Вставьте пропущенные буквы. Объясните запятые.
Диктант.
Диктант проводится по этому же отрывку.
– Сейчас я прочитаю текст целиком. Проверьте себя. Помните, что в первом предложении есть обращение и однородные члены. Обратите внимание на завершающий знак во втором предложении.
6. Домашнее задание:упражнение 45.
Тема: Текст.
Цель:сформировать у учащихся понятие о тексте, его структуре и типах.
Оборудование:компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Работа со схемой (спроецирована).
– Рассмотрите схему.
Признаки | наличие темы |
наличие или возможность заголовка | |
смысловая связь между предложениями | |
определенная последовательность предложений | |
использование языковых средств связи между предложениями |
– Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать определение «текста».
– Сравните его с определением в учебнике (с. 19).
– В тексте можно выделить план содержания и план выражения. Какие признаки текста относятся к плану содержания? Плана выражения?
Перечислите типы текстов (спроецированы).
– Определите типы следующих текстов. Укажите в них признаки текста.
Куропатка и машина
Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.
Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.
Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.
Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.
Золотой луг
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.
Черные озера
В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.
Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.
Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.
Тексты взяты из статьи Л. А Ходяковой, И. М. Михайловой «Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений».
Игра «Редактор».
– Исправьте ошибки в следующих предложениях.
1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.
2. На середину вышел его близкий приближенный.
3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.
4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.
5. В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях.
Домашнее задание:комплексный анализ текста (автор А.Б. Малюшкин).