Опасности, коренящиеся в национальной наследственности и типе тела
...Как вы понимаете, в мою задачу не входит распространяться об опасностях, вытекающих из телесных недостатков, кроме как в общих чертах, чтобы дать понять, что, если имеются какое-то конкретное заболевание, врожденный порок или умственная слабость, медитация уже не дело вкуса, но может лишь усилить недомогание. Особо хочу подчеркнуть для сведения будущих учащихся и в виде предсказания, что в грядущем, когда наука медитации будет лучше осознана, два фактора будут взвешиваться и обсуждаться, прежде чем будет рекомендоваться медитация. Это:
а. Подрасовые черты человека.
б. Тип его тела: восточный или западный.
Так будут избегаться несчастья и устраняться неприятности, которые реже или чаще происходят сейчас в каждой оккультной группе.
Всеобще признано, что преобладающей чертой любой расы является какое-либо характерное качество эмоционального тела. Таково общее правило. Подытоживая расовые различия между итальянцами и тевтонцами, мы формулируем их в своем уме в терминах эмоционального тела. Мы думаем об итальянцах как о пылких, романтичных, непостоянных и блестящих; мы думаем о тевтонцах как о флегматичных, лишенных фантазии, сентиментальных, бесстрастных, логически мыслящих. Стало быть очевидно, что каждый темперамент подвергается своей собственной опасности и что при неразумной практике неподходящих медитаций достоинства могут акцентироваться до такой степени, что переходят в пороки, слабости характера могут усиливаться, пока не становятся угрожающими, и результатом бывает отсутствие равновесия вместо достижения такой уравновешенности, такой тонкой отделки каузального тела, которая составляет одну из искомых целей. Поэтому когда мудрый Наставник будет среди людей, будет Сам рекомендовать медитацию, расовые черты будут учитываться и характерные недостатки будут устраняться, а не усиливаться. Диспропорции в развитии будут нейтрализоваться сглаживающим влиянием оккультной медитации.
Медитация, практикуемая в настоящее время, фундаментально отличается от той, что практиковалась в Атлантиде. В четвертой коренной расе задачей было облегчить продвижение через атомный подплан от эмоционального плана к интуитивному, практически исключая ментальный. Медитация проводилась по линии эмоций и оказывала определенное действие на эмоциональное тело. Она выводила вверх с эмоционального плана вместо того, чтобы, как сейчас, с ментальных уровней способствовать взятию под контроль обоих низших планов. В арийской коренной расе усилие направлено на то, чтобы перекрыть пропасть между высшим и низшим и, центрируя сознание в низшем уме, потом в каузальном теле, активизировать высшее, пока нисходящий от него поток не станет непрерывным. Все, что чувствуют большинство продвинутых учащихся в наше время, это случайные вспышки интуиции, позднее же будет ощущаться стабильное излучение. У каждого метода есть своя опасность. В эпоху Атлантиды медитация могла чрезмерно стимулировать эмоции, и, хотя люди соприкасались с большими высотами, они соприкасались и с большими глубинами. Сексуальная магия невероятно процветала. Солнечное сплетение излишне активизировалось, треугольники не формировались, и низшие центры подвергались реакции огня с тяжелыми последствиями.
Сейчас опасности иные. Развитие ума несет с собой опасности эгоизма, гордости, слепого забвения высшего, преодолеть которые и призван нынешний метод. Если адепты темного пути достигли большого могущества в дни Атлантиды, то сегодня они еще более опасны. Их власть гораздо больше распространена. Отсюда и акцент на служении и успокоении ума как существенно важный для человека, жаждущего продвинуться и стать членом Братства Света.
Тема, которую я сейчас постараюсь разъяснить, имеет очень большое значение для всех серьезных учащихся нашего времени. Восток является для развивающегося рода человеческого тем же, чем сердце для человеческого тела; это источник света, жизни, тепла и активности. Запад для расы то же, что мозг или ментальная деятельность для тела, - направляющий, организующий фактор, инструмент низшего ума, аккумулятор фактов. Отличия восточной "натуры" (как вы ее называете) от европейской или американской настолько разительны и всеобще признаны, что мне, наверное, не стоит на них останавливаться.
Житель Востока имеет философский склад ума, по природе мечтателен, веками привык мыслить абстракциями, склонен к изысканной диалектике, по своему темпераменту апатичен и соответственно климату нетороплив. Столетия метафизического мышления, вегетарианского существования, климатической инерции и жесткой привязанности к формам и строжайшим правилам жизни породили прямую противоположность его западному брату.
Житель Запада - практичный, деловитый, динамичный, быстрый в действии, раб организации (которая, в конце концов, лишь другой вид церемониала), руководствуется очень конкретным умом, восприимчивый, критичный; он на высоте, если дела идут быстро и требуется срочное ментальное решение. Он ненавидит абстракции, но начинает их ценить, если понимает эти мысли и может превратить их в факты физического плана. Он пользуется больше головой, чем сердечным центром, и у него активизирован горловой центр. Житель Востока больше пользуется своим сердечным центром, чем головой и соответствующими головными центрами. Центр вверху позвоночника у основания черепа функционирует более активно, чем горло.
Житель Востока прогрессирует, удаляя центр сознания в голову в ходе энергичной медитации. Именно этим центром ему необходимо овладеть; он учится, разумно употребляя мантрамы, уединяясь, изолируясь и тщательно выполняя предписанные формы по многу часов ежедневно по многу дней.
У жителя Запада задача удалить свое сознание сначала в сердце, поскольку он уже много работает с головными центрами. Он больше пользуется коллективными формами, а не индивидуальными мантрамами; он не работает в изоляции, как его восточный брат, но обязан найти свой центр сознания даже в шуме и вихре деловой жизни, в толпе больших городов. Он использует коллективные формы для достижения своих целей, и пробуждение сердечного центра проявляется в служении. Отсюда акцент, который на Западе ставится на сердечной медитации и последующей жизни служения.
Теперь видно, что когда начинается реальная оккультная работа, метод может различаться - и обязательно различается - на Востоке и на Западе, но конечная цель - одна и та же. Надо иметь в виду, например, что медитация, помогающая развитию восточного человека, опасна для его западного брата, приносит ему несчастье. И наоборот. Конечная же цель всегда одна. Формы могут быть индивидуальными или коллективными, мантрамы могут напеваться единицами или группами, разные центры могут быть объектом внимания, но результаты тождественны. Опасность возникает, если западный человек базирует свое устремление на правилах, подходящих для восточного человека, как это резонно неоднократно подчеркивалось. Мудростью Великих эта опасность устранена. Разные методы для разных рас, собственные формы для каждой нации, но одни и те же мудрые водители на внутренних планах, один и тот же великий Дворец Мудрости, одни и те же Врата Посвящения, вводящие всех во внутреннее святилище...
Заканчивая тему, хочу дать намек. Седьмой Луч Церемониального Закона или Порядка (луч, обретающий сейчас могущество) предоставляет западному человеку то, что долго составляло привилегию восточного человека. Велик день благоприятной возможности, и эта седьмая сила порождает ту необходимую устремленность, которая - будучи правильно направлена - может привести к Стопам Господа Мира жителя Запада.
2 августа 1920