Умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник

Коноваленко

Подг.гр. ФФН

Занятие № 1

ТЕМА: «Звук и буква У».

Цель: 1. Чёткое произнесение звука.

2. Выделение начального ударного гласного.

3. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в

именительном и винительном падежах единственного числа).

4. Знакомство с буквой У.

Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, утка, ухо, утёнок,

Умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник,

антенна, автомат, туфли), индивидуальные зеркала, демонстрационная

карточка с буквой У, тетради карандаши, разрезные азбуки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика и гимнастика рук.

3. Знакомство с темой – выделение на слух звука [У] из слов: улица, умный, Уля.

4. Длительное произнесение звука [У]:

а) логопедом;

б) детьми (хором, индивидуально);

в) тихим и громким голосом;

г) наблюдение за положением артикуляционных органов (в зеркалах), за

воздушной струёй, голосом;

д) характеристика звука [У]: поётся – гласный.

5. Выделение звука [У] на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, ио, ауи, аиу иуа, уиа…;

б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август,(паук, курица, кот, петух,

гамак, туфли, тапки)… .

6. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах: ух, ах, ох, их, эх, ум,

ам, он, Аня, Оля, Уля… .

Физкультурная минутка.

8. Выделение звука [У] на слух и в произношении по предметным картинкам на

панно: проговаривание картинок, отбор картинок на звук [У].

9. Припоминание ранее рассмотренных картинок на звук [У].

10. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У, отыскивание её в

разрезной азбуке, обведение контура, печатание буквы на доске и в тетрадях.

11. Припоминание раннее рассмотренных картинок на У.

12. Упражнение в составлении предложений – договаривание начатых логопедом

предложений с обязательным использованием ранее предъявленных картинок

на У:

В реке плавает ( утёнок).

На берегу громко крякает (утка).

У ребёнка болит (ухо).

Мама включила электрический (утюг).

На листке сидит (улитка).

В лесу живёт огромный (удав).

Мама чистит (умывальник).

Итог занятия.

- Учили звук и букву У.

- Звук [У]– гласный.

Домашнее задание:

1. Игра «Что изменилось?» - упражнение с четырьмя картинками.

2. Игра «Назови первый звук» - выделение первого ударного гласного в слове.

3. Игра с мячом «Назови первый звук»(ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный,

Аня, улица).

4. Печатание на асфальте буквы У.

Подг.гр ФФН

Занятие № 2

Тема: « Звук и буква А».

Цель: 1. Чёткое произнесение звука.

2. Выделение начального ударного гласного (повторение).

3. Анализ звукового ряда из двух гласных.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Договаривание предложений, по предметным картинкам (употребление

существительных в косвенных падежах единственного числа).

6. Знакомство с буквой А.

Оборудование: предметные картинки (автомат, альбом, антенна, бинт, бант,

Утюг,айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли,

тапки, утёнок), индивидуальные зеркала, карточка с изображением

буквы А, тетради карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия.

1. Организационный момент (припоминание геометрических фигур).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Повторение звука [У], припоминание рассмотренных ранее картинок на У.

4. Знакомство с темой – выделение звука [А] из слов: август, аист, адрес, автор,

Аннушка.

5. Произнесение звука [А], наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук

произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально).

Вывод: звук [А]– гласный.

6. Выделение звука [А] на слух ( с закрытыми глазами):

а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа…;

б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он…;

в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, ( туфли , тапки,

бант, бинт, бунт, книжный)… .

7. Анализ звукового ряда из двух гласных – игры: «Отгадай, сколько произнесу

звуков», «Отгадай и назови звуки»:

Ау уа аи иа

Иу уи ао оа

8. Выделение звука [А] в произношении в словах по предметным картинкам:

А) хоровое проговаривание;

Б) отбор картинок на А – игра «Четвёртый лишний»;

В) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А:

«Чего не стало?» - 6 картинок;

«Что изменилось?» - 4 картинки.

9. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного

числа – игра «Закончи предложение» ( по предметным картинкам на А, но без

опоры на наглядность):

На крышу поставили телевизионную … .

Солдаты стреляют из … .

Дети рисуют красками в … .

Мама варит варенье из … .

Дети гуляют по садовой … .

10. Физкультурная минутка ( пальчиковая гимнастика).

11. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание

буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и

в тетрадях.

Итог.

- Какой звук изучали?

- Какой это звук?

- Почему он гласный?

- Какой ещё знаете гласный звук?

Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): .хо, .втомат, .тка,

.нтенна, .льбом, .тюг, .мывальник, .дав, .мник, .така, .атомобиль, .литка.

Домашнее задание:

1. Игра « Сосчитай и назови звуки» - звуковой анализ (ау, уа).

Подг.гр ФФН

Занятие № 3

Тема: «Звуки [А] , [У]».

Цель: 1. Чёткое произнесение и сопоставление звуков [А], [У].

2. Выделение ударных и безударных звуков [А], [У] в начале слова.

3. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных звуков.

4. Анализ звукового ряда из трёх гласных.

5. Различение существительных мужского, женского и среднего рода в

соотнесении с количественными числительными один, одна, одно.

Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, ухо, утёнок, утка,

альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник),тетради, карандаши,

магнитная азбука (демонстрационная), разрезные азбуки.

Ход занятия.

1. Организационный момент ( припоминание и называние картинок на [А], [У]).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Отгадывание по артикуляционной позе звуков [А], [У].

4. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков [А, У].

5. Различение на слух звуков [А] – [У]:

а) в звуковом ряду: а, у, у, а, и, у, а … (один ряд – команда хлопает на звук [А],

другой ряд – на [У]);

б) в слоговом ряду: ах, ух, ум, ам, ук …;

в) в ряду слов: армия, ананас, ученик, аист, удочка, угол, артист, авиация,

уксус, узор, азбука, ужин, утро… .

6. Различение звуков [А] – [У] в произношении:

а) проговаривание слов по предметным картинкам;

б) отбор картинок на звук [У];

в) отбор картинок на звук [А].

(Дети уносят картинки на столы, переворачивают после установки на

запоминание.)

7. Физкультурная минутка.

8. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных:

Ауу уау аау

Ууа ауа уаа

9. Анализ звукового ряда из трёх гласных (см. № 7):

а) назови первый звук;

б) назови последний звук;

в) сосчитай звуки.

10. Упражнение с магнитной и разрезными азбуками – «Выложи буквы».

11. Игра «Телефон» - вспомни и назови свою картинку. Упражнение в различении и

употреблении рода имён существительных.

12. Итог занятия:

- Какие звуки мы сегодня вспоминали?

- Какие это звуки?

- Почему они гласные?

Домашнее задание:

1. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных.

2. Игра «Эхо» - называние первого звука ([А],[У]) в словах.

3. Игра «Сосчитай и назови звуки» (три гласных).

Игра «Отгадай картинку».

5. Игра в мяч – припоминание картинок и называние их с количественными

числительными один, одна, одно.

Подг.гр ФФН

Зангятие № 4

Тема: «Звук и буква И».

Цель: 1.Чёткое произнесение звука.

2. Анализ звукового ряда из трёх гласных. Воспроизведение звуковых рядов

из трёх гласных.

3. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа

существительных с окончаниями –и, -а.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Знакомство с буквой И.

Оборудование: предметные картинки (ива, индюк, Инна, Иван, липа, лифт,

Ход занятия.

1. Организационный момент ( припоминание картинок на [У],[А]).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Повторение изученных гласных [А], [У].

4. Знакомство с темой – выделение на слух звука [И] из слов: игры, иволга,

Ивушка, Иглы, Инна.

5. Произнесение звука [И] (логопедом, детьми), наблюдение за положением

артикуляционных органов, звучанием, характеристика звука: поётся – гласный.

6. Выделение на слух звука [И]:

а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои…;

б) из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан…;

в) из слов: ириска, апрель, избушка,инженер, абрикос, ананас,испугаться,

уголок, удивляться...;

г) из имён: Анна, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья… .

7. Звуковой анализ ряда из трёх гласных: ауи, аиу, уиа, уаи,иуа, иау (определение

первого звука, последнего, полный анализ, определение на слух количества

звуков, воспроизведение звуковых рядов).

Физкультминутка.

9.Выделение звука [И] в произношении:

а) проговаривание картинок;

б) отбор картинок на звук [И];

в) игры на развитие внимания и памяти с этими картинками:

«Что изменилось», «Отгадай указанную картинку».

г)договаривание предложений словом ива (по картинке) в косвенных падежах:

Дети посадили во дворе маленькую … .

Всё лето они ухаживали за … .

Весной распустились зелёные листочки на … .

Дети весело играют под зелёной … .

Они поставили скамейку под своей … .

Вместе с воспитателями они посадили цветы около … .

10. Упражнение в употреблении по образцу именительного падежа множественного

числа существительных – игра «Эхо»:

дыня – дыни мак - паук -

Муха - петух - дом -

Нога - улитка - лебедь -

Конь - утка - индюк -

Книга - утюг - линейка -

Окно - утёнок - калитка -

11.Знакомство с буквой И:

- рассматривание буквы,

- отыскивание её среди других,

- обведение контура, печатание.

12. Итог занятия:

- произнесение звука [И]

- характеристика;

- припоминание картинок на И.

Домашнее задание:

1. Игра на внимание « Что изменилось?»

2. Игра «Сосчитай и назови звуки» (оуи, аиу, иуа, иау, уои, уои, уиа)

3. Воспроизведение звуковых рядов (см № 2)

4. Печатание на асфальте звука [И].

Подг.гр ФФН

Занятие № 5

Тема: «Звуки [П] [П’]. Буква П».

Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков [П] –[П’] – [Б]

2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез

обратных слогов ап, уп, ип.

3. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по

образцу – согласование глаголов настоящего времени с существительными

в числе.

4. Знакомство с буквой П.

5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печатание

обратных слогов.

Оборудование: предметные картинки (пион, бант, батон, буквы, павлин, панама,

Ход занятия.

1. Оргмомент ( называние индивидуальных меток по цвету).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Повторение и характеристика изученных гласных.

4. Знакомство со звуками [П], [П’]:

а) выделение повторяющегося звука [П]: сноп, глуп, хлоп, панама…;

произнесение его логопедом, детьми;

характеристика звука: не поётся – не гласный – согласный,

активно участвуют губы – губной;

б) выделение звука [П’]: сыпь, петь, накипь, Петя, пять…;

в)попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием.

Вывод: [П] – твёрдый – ап, уп, ип;

[П’] – мягкий – апь, упь, ипь;

5. Различение [П]-[П’] на слух ( выделение П):

а) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь,ипь…;

б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо,

пароход…;

в)Игра «Наоборот»:

Пы-пы-пы - топ-топ-топ-

6. Дифференциация в произношении по картинкам:

а) проговаривание названий картинок на панно;

б)отбор картинок на звук [П], игра с ними на развитие внимания и памяти

«Назови указанную картинку».

в)отбор картинок на звук[П’] –игра на внимание и память «Запомни,

повтори, положи» (3-4 картинки).

Физкультминутка.

8.Звуковой анализ обратных слогов ап, оп, уп, ип:

а)выделение первого гласного;

б)выделение последнего гласного;

в) полный анализ слога;

г)синтез обратного слога.

9.Воспроизведение слоговых рядов:

ап-оп-уп ап-оп-уп-ип

Ап-уп-оп оп-уп-ип-ап

оп-уп-ап уп-ип-ап-оп

10.Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на

которых изображено простое действие, с помощью вопросов и по образцу:

Поля поёт. Петя поёт. – Дети поют.

Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с

существительными.

11.Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание её, обведение

контура, печатание их.

12. Итог занятия:

- Какие звуки изучали?

- Какие они?

- Вспомни картинки.

- Игра «Отгадай последний звук»:сто., хло. ,глу., пото., су., то. .

Подг.гр ФФН

Занятие № 6

Тема: «Звук и буква Т».

Цель: 1.Чёткое произнесение звука.

2.Дифференциация на слух Т-Д-К.

3. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п…).

4. Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит.Воспроизведение

слоговых рядов.

5. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью вопросов,

объединение их в рассказ.

6. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именительном и

винительном падежах и существительных.

7. Знакомство с буквой Т, печатание.

Оборудование:предметные картинки (танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит,

Ход занятия.

1. Организационный момент (припоминание картинок на [П]-[ П’]).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Повторение знакомых гласных и согласных, сопоставление.

4. Знакомство со звуком [Т]:

а) выделение на слух из слов:торт, корт, гимнаст, хвост,мост, трамвай,

тарелка, тумбочка, нитки, пальто, метка…;

б) произнесение звука логопедом и детьми, наблюдение за артикуляцией и

звучанием, характеристика: согласный, зубной.

5. Дифференциация Т-Д-К на слух:

а) в звуковом ряду: т, д, т, к, д, п, т… ;

б) в словах: том, дом, коп, топ, тот, пот, мак, дым, танк, паук, как, так, папа,

туфли, мост, сноп, кулак, хвост…;

в) по картинкам на панно: логопед проговаривает все картинки, дети отбирают и

проговаривают картинки на Т.

6. Упражнение на развитие внимания и памяти с отобранными картинками (

припоминание рассмотренных ранее картинок на Т – «Отгадай указанную

картинку»- 6 картинок на панно перевёрнуты).

7. Звуковой анализ обратных слогов:

ап уп ип оп

Ат от ит от

Назови последний звук. Какой он?

Назови первый звук. Какой он?

Сколько всего звуков в слоге?

8. Воспроизведение слоговых рядов:

Ат-от-ут-ит

От-ут-ит-ат

Ут-ит-ат-от

Ит-ат-от-ут

Фзкультминутка.

10. Знакомство с буквой Т: рассматривание, отыскивание, обведение контура,

печатание.

11. Упражнения с разрезной азбукой: составление (по следам анализа),

преобразование и чтение обратных слогов: ап, уп, ип, ит, ут, ат с

последующим печатанием трёх из них.

12. Составление рассказа по сюжетной картинке:

а) рассматривание картинки;

б) называние или отбор имён на Т: Аня, Маша, Толя, Оля, Лена, Поля, Аля,

Эдик, Коля, Толя, Павлик;

в) отыскивание и называние предметов на звук [Т];

г) составление предложений с помощью вопросов:

Что это?Кто это? Что делает Толя? Коля?

Что он(а) лепит? Что у Толи? Томы?

д) объединение предложений в рассказ:

Вот комната. Это Толя. Это Тома. Тома лепит утку. У Томы утка.

Подг.гр ФФН

Занятие № 7

Тема: «Звуки [П] – [Т]».

Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков.

2. Выделение последнего глухого согласного в слове.

3. Упражнение в образовании и употреблении притяжательных

прилагательных с суффиксом –ин-.

4. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, упражнения с разрезной

азбукой, чтение и печатание.

5.Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5 и

существительных.

Оборудование: предметные картинки (пион, бант, батон, буквы, павлин, панама,

Ход занятия.

1. Оргмомент (припоминание картинок на П Т).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Повторение звуков [П], [Т]: произнесение, сопоставление, характеристика.

4. Воспроизведение слоговых рядов:

ап-ат ап-ат-ап

Ат-ап ат-ап-ап

Ап-ап-ат ат-ат-ап

Ап-ат-ат ап-ат-ап

(то же с гласными У, И);

Па-та па-та-та

Та-па па-па-та

та-па-па па-та-па

Та-та-па та-па-та

5.Звуковой анализ, синтез, преобразование обратных слогов:

а)анализ слогов: ап, ат, ит, ип, уп, ут;

б) преобразование: ап-ат-ип-ит-ип-уп-ут;

в) синтез (договаривание): а + п (т) = ап (т)

у + т (п) = ут (п)

и + п (т) = ип (т)

6. Упражнениея с разрезной азбукой: составление, преобразование, чтение обратных

слогов (см. 5 б).

7. Физкультминутка со скороговоркой: От топота копыт пыль по полю летит.

(С ускорением проговаривания и движений).

8. Различение на слух и в произношении в словах звуков [П ]– [Т]:

а) выделение слов на [П], затем на [Т] из скороговорки;

б) игра «Две рейки» с картинками на [П] и [Т]на столах у детей);

в) отбор картинок на [П], затем на [Т] в конце слова.

9. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-:

а) по предметным картинкам на панно по данному образцу:

У Коли петух. – Это Колин петух.

У Томы утка. – Это Томина утка.

б) подбор словосочетаний существительных с притяжательными прилагательными

к сюжетной картине «Семья».

Петин автомобиль, папино пальто, Танины кубики, Петинакофта.

10. Закрепление согласования количественных числительных 1,2,5 и существительных

– договаривание предложений:

Рано утром поёт 1 … петух.

Рано утром поют 2 … петуха.

Рано утром поют 5 … петухов.

Мама покупает 1 … батон. (2…, 5…).

Поля поливает 1 …пион(2, 5)

Под крыльцом мяукают 2 … кота(5).

Тоня завязывает 1… бант (2, 5).

В озере плавает 1… утка, 1… утёнок.(5, 5)

На огороде выросла 1… тыква(2, 5).

В саду зеленеет 1 … липа (2, 5).

Тома надевает 1 … кофту(2, 5).

11. Итог занятия:

-Какие звуки сравнивали?Сопоставление их.

-Игра «Закончи слово»: ко., лиф., око., сто., бан., бин., хло., сно.,вин.,

Подг.гр ФФН

Занятие № 8

Тема: «Звуки [К] – [К’]. Буква К».

Цель: 1. Чёткое произнесение и различение звуков.

2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые.

3. Воспроизведение слоговых рядов.

4. Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов.

5. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа

Существительных.

6. Знакомство с буквой К, печатание, упражнения с разрезной азбукой.

Оборудование: предметные картинки (конь, кот, коньки, книга, паук, танк, индюк,

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Повторение ранее изученных гласных и согласных, сопоставление

4. Знакомство со звуками [К] [К’]:

а) выделение на слух из слов:

кролик, палка, башмак –[ К];

кит, кефир, пакет – [К’];

б) произнесение попеременно[ К] – [К’] логопедом, детьми (хором, индивидуально);

в) характеристика звуков: оба согласные (не поются), один твёрдый – [К], другой

мягкий – [К’]

5. Различение [К] – [К’]:

а) в слогах: ка, кя ,ко, кё, ки, ке, ку, кы, ак …;

б) в словах: кот, кит, корка, кошка, киска, кило, кубик, кирпич, корабль …;

в) Игра «Наоборот»:

Ка – кя ак – акь

ко - ок –

ку - ук –

Кы - ык -

г) по картинкам на панно:

-проговаривание названий всех картинок;

- отбор картинок на [К’], затем на [К]( остаются картинки на Г,Х,Т,П).

6. Определение последнего согласного в слове – игра « 1-2-3».

7. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: ак, ок, ук, ик;

Преобразование слогов: ак – ка, ок-ко, ук-ку, ик-ки.

8. Воспроизведение слоговых рядов:

Ак-ок-ук-ик ка-ко-ку-ки

Ок-ук-ик-ак ко-ку-ки-ка

Ук-ик-ак-ок ку-ки-ка-ко

Ик-ак-ок-ук ки-ка-ко-ку

Физкультминутка.

10. Знакомство с буквой К: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

11. Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анализа обратных слогов,

чтение, преобразование в прямые, анализ, чтение:

ак-ка ук-ку ик-ки

печатание 6 слогов : ак-ка ук-ку ик-ки.

12. Составление рассказа по сюжетной картине «Котята»:

а) подбор имён на К:

Таня, Тома, Валя, Катя, Поля, Петя, Коля, Толя, Дима, Саня;

б) беседа:

Сколько котят у тёти Кати?

Любить котёнка.

13. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа

существительных:

а) припоминание названий рассмотренных ранее картинок на [К] – [К’];

б) составление предложений по образцу по индивидуальным картинкам (по памяти):

У меня нет коня.

Подг.гр ФФН

Занятие № 9

Тема: «Звуки [П] – [Т] – [К]».

Цель: 1. Чёткое произнесение и различение звуков.

2. Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.

3. Звуковой анализ прямого слова.

4. Печатание прямых слогов па, пу, та, ту, ка, ку под диктовку по следам

анализа.

5. Практическое употребление предлогов.

Оборудование: предметные картинки ( пион, бант, батон, буквы, павлин, панама,

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Отгадывание звуков [П], [Т], [К] по артикуляционной позе.

4. Произнесение сопоставление, характеристика звуков [П],[ Т], [К],

5. Выделение звуков [П], [Т], [К] в начале слова – игра «Эхо»:

плита - П кот – К

Паук –П попугай – П

Конфета – К топать – К

Танк – Т тапок – Т

Калитка – К кухня – К

Тахта – Т кубики – К и т.д.

6. Различение звуков [П]-[Т]-[К] в произношении по предметным картинкам:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) игра на развитие внимания «Что изменилось?»;

в) отбор картинок вначале на [П], затем на [Т], на [К] (дети уносят картинки на столы,

переворачивают после установки на запоминание).

7. Воспроизведение слоговых рядов:

Па-та-ка па-ка-та

Та-ка-па та-па-ка

Ка-па-та ка-та-па

(То же с гласными О, У, Ы).

Физкультминутка.

9. Звуковой анализ прямых слогов:

Па та ку

Пу ту ку

складывание их из букв магнитной и разрезной азбуки.

10. Печатание прямых слогов.

11. Игра «Потерялись маленькие слова» договаривание предлога на или под:

Кот спит … диване. Паук сидит … стене.

Кот сидит … диваном. Толя едет … коне.

Кофейник стоит … столе. Курица ходит … тополем.

Туфли стоят … диваном. Катя стоит … тополем.

Книга лежит … столе. Попугай сидит … ветке тополя.

12. Закрепление употребления предлогов на, под – составление предложений с этими

предлогами по индивидуальным картинкам и опорному слову диван.

13. Итог занятия:

- игра «Запомни и назови» (3-4 слова на изучаемые звуки);

- игра «Бегите ко мне» (припоминание слов на [П], [Т], [К]);

- игра «Закончи слово» (со., су., ко., ма., то., ба., като., бан., бин., вино., лиф.,

Биле., сно., бале., вени.).

Подг.гр ФФН

Занятие № 10.

Тема: « Звук и буква О»

Цель: 1. Чёткое произнесение звука.

2. Выделение звука [О] (под ударением после согласного).

3. Воспроизведение слоговых рядов (ко-по-то, ко-то-по и т.д.).

4. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа

множественного числа существительных – составление предложений по

предметным картинкам со словом много по данному образцу.

5. Знакомство с буквой О, печатание, упражнения с разрезной азбукой.

Оборудование: предметные картинки (дом, кот, конь, мох, лимон, каток, окна,

Ход занятия.

1. Оргмомент ( припоминание картинок на А, У, И,).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Повторение изученных гласных: отгадывание по артикуляционной позе, произнесение,

сопоставление.

4. Знакомство с темой по результатам игры «Четвёртый лишний»:

а) кот, заяц, медведь, лиса

Корова, коза, собака, окунь

Ка - ко пу - по

Тэ - то ти – то

б) воспроизведение слоговых рядов из прямых слогов со звуком [О]:

По-то-ко по-ко-то

То-по-ко то-ко-по

Ко-по-то ко-то-по

в) выделение звука [О] после согласного по ударением в словах по картинкам – игра

«1, 2, 3»

- отыскивание картинок на [О] в начале слова, в конце слова;

- рассматривание оставшихся картинок.

Вывод: звук [О] в середине слолва ( после согласного).

8. Физкультминутка.

9. Знакомство с буквой О: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

10. Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анализа, преобразование и

чтение слогов:

Ок - ко оп - по от - то

11. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа существительных

( единственное и множественное число), составление по индивидуальным картинкам

предложений со словами много, нет по образцу:

а) подбор имён на звук [О]:

Таня, Дина, Шура, Тома, Толя, Дима, Вася, Петя;

б) Игра «Много – нет»:

У Толи много лимонов. УТомы нет лимонов (лимона).

Итог занятия.

- Произнесение и характеристика звука [О].

- рассматривание картины «Каток».

- придумывание слов со звуком [О] к этой картине: Коля, Толя, Тома, Тоня, каток,

Подг.гр ФФН

Занятие № 11

Тема: «Звуки [Й] – [Л’]».

Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков.

2. Закрепление представлений о мягкости согласных.

3. Упражнение в различении существительных мужского, женского и

среднего рода, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с

существительными.

4. Практическое усвоение спряжения глаголов в настоящем времени (без 2-го

лица единственного числа).

5. Приставочные глаголы – составление предложений по сюжетным

картинкам.

6. Образование относительных прилагательных от названий деревьев: липа,

клён, тополь, калина и т.п.

Оборудование: предметные картинки (лимон, лев, лента, олень, тюльпаны, липа,

Ход занятия.

1. Оргмомент (припоминание картинок на [К] – [К’]).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика гимнастика.

3. Выделение звука [Л’] из слов: линейка, клей, лилия, сталь.

4. Произнесение и характеристика звука [Л’] : согласный, плавный, мягкий.

5. Выделение звука [Л’] на слух, произношение, дифференциация [Л’] – [Й]:

а) ля, я, ли, аль, ай, й, лю, Юль, ю, ле, ель, е…;

б) ёлка, яблоко, ёж, лёд,юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено…;

в) по картинкам на панно:

- проговаривание, отбор картинок на [Л’];

- составление словосочетаний с притяжательными местоимениями моё, мой, моя

(по данному образцу: Это мой лев).

6. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: аль, Оль, уль, иль.

7. Воспроизведение слоговых рядов:

аль-оль-уль-иль

Ля – лё – лю – ли и т.д.

8. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола лить:

а) составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов:

Лена поливает тюльпаны.

Коля поливаеттюльпаны.

Оля наливаетводу в лейку.

Толя наливает воду в лейку.

Люда выливаетводу из лейки.

Лёня выливаетводу из лейки.

б) преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во

множественное:

Лена и Коля поливают тюльпаны.

Оля и Толя налив

Наши рекомендации