Общее расслабление (см. занятие 32).

Развитие общей моторики (см. занятие 32).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 32).

Массаж лица (см. занятие 32).

Развитие мимических мышц (см. занятие 32).

6.Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

—для челюсти: медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти;

—для губ: губы — «художники»: а-э-о-у-и-ы (артикуляцией, шепотом);

—для языка: произносить кя-кя-кя, пя-пя-пя.

Работа по развитию дыхания и голоса (см. занятие 32).

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Выделение четвертого лишнего.

Бабочка, гвоздика, муравей, жук.

Выделение первого звука в этом слове. Со звуком Г мы сегодня познакомимся.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произношение изолированного звука Г с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука Г.

Звук Г — согласный, твердый, звонкий, заднеязычный, обозначается синим цветом.

Выкладывание буквы Г из счетных палочек.

3.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай
звук».

Соотношение звука с буквой.

—Игра «Домик». Определение места звука в словах.

—Работа над деформированной фразой.

Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.

—Деление предложений на слова. Составление предложения «У Гогы книга» из букв разрезной азбуки и печатание его в тетрадях.

—Громко, звонко повтори!

—Га-га-га, — гогочет гусь. —

—Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят

Все гляжу не нагляжусь.

Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля

На одной ноге. (Е. Тарлапан)

Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

—Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
Га-го-гу-гы Го-гу-га-гэ Гы-гу-го-га и т.д.

—Игра «Доскажи слово». Добавляй слог ГА.
Вла... кни... тай...

Слу... но... пур...

—Звуковой анализ слова КНИГА с составлением графической схемы.

—Подбор слова к схеме:

с к с к

—Игра «Домик». Определение места звука в словах.

—Работа над деформированной фразой.

Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.

—Деление предложений на слова. Составление предложения «У Гогы книга» из букв разрезной азбуки и печатание его в тетрадях.

—Громко, звонко повтори!

—Га-га-га, — гогочет гусь. —

—Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят

Все гляжу не нагляжусь.

IV.Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту.

Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали.

V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Плащ (чей?) — мамин, папин ...

Куртка (чья?) — тетина, дядина ...
Платье (чье?) — мамино, бабушкино ...
Ботинки (чьи?) — дедушкины, папины ... и т.д.

VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этому звуку.

Про чьи предметы рассказывали? (Про папины, мамины, бабушкины и т.д.)

VII.Домашнее задание.

К занятию 33 (альбом 2, с. 19).

VIII.Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 14; январь, 4 неделя).

Фонетические игры.

—Звуковой анализ слов типа гусь, Дина, тина.

—Определение места звуков Ть, Дь, Г в словах и
обозначение их на схеме.

—Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».

—Составление предложений со словами мастерок, дерево, игла. Анализ и схема.

—Работа в тетрадях с буквами и словами.

2. Лексико-грамматические игры.

—Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Например: О ком можно сказать:
добрый, радостный, строгий — добрая, радостная, строгая — добрые, радостные, строгие?

—Образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
Например: Это чья юбка? — Мамина. Это платье бабушки. — Чье это платье? — Бабушкино. Это брюки папы. Чьи это брюки? Ит.д.

—Образование существительных множественно-
го числа именительного и родительного падежей. Например: сестра — сестры — сестер, брат — ..., бабушка — ..., сын — ..., дочь —....

—Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: папа — папочка и т.д.

—Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Мама добрее, чем.... Папа
сильнее, чем.... Брат меньше, чем ....

Занятие 34. Звуки Г, Гь. Буква Г

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Г, Гь;

—формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:

—расширять и уточнять словарь детей;

— учить дифференцировать звуки Г, Гь в слогах, словах, предложениях и тексте;

—учить выполнять расслабляющие упражнения;

—развивать звуковой анализ и синтез;

—развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей уважительное отношение к
труду окружающих людей.

Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Г, Гь, предметные картинки с раз- личными инструментами, синие и зеленые флажки, графические схемы, дидактическое пособие к игре «Посели слово», карандаши, тетради, наборы для составления схем.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинки и назовет слова со звуком Г.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Выполнение действий по тексту.

Дышится легко, ровно, глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают...

Наши рекомендации