Общее расслабление (см. занятие 30).
Развитие общей моторики (см. занятие 30).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 30).
Массаж лица (см. занятие 30).
Развитие мимических мышц (см. занятие 30).
Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 30).
Работа по развитию дыхания и голоса (см. занятие 30).
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы узнаем, чем отличаются друг от друга звуки Т и Д».
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков детьми. Характеристика звуков.
Звук Т — согласный, твердый, глухой, переднеязычный.
Звук Д — согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Почему звук Т — глухой, а звук Д — звонкий? (с опорой на тактильно-вибрационный контроль).
Развитие фонематического слуха. Игра «Посели слово».
Картинки, в названии которых есть звук Т, поселяются в домик, где живет буква Т (она вставляется в верхнее окошечко «домика»). То же с картинками,
где присутствует звук Д.
Связь звуков и букв.
Дети отыскивают буквы Т и Д в разрезных азбуках. На что похожа буква Т, буква Д?
5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Скажи наоборот».
Та — да ты — ды ту — ду
То — до тэ — дэ
— Дети называют картинки, выставленные на доске. Определяют место звуков Т и Д в словах. Делят слова на слоги и размещают в «дом»
(слова с одним слогом), во «дворец» (слова с двумя слогами), в «избушку» (слова с тремя слогами). Ребенок: «Я поселю слово САД в
дом, потому что в этом слове один слог» и т.д.
Дом, дворец и избушка нарисованы на больших
листах.
— Закончите предложения словом со звуком Д.
Назовем мы книжку «том».
Для жилья построим ... (дом).
Хорошо танцуют Таня.
И ее братишка ... (Даня).
По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях... (плоды).
— Звонко, громко повтори.
Архитекторы — творцы,
Строят чудные дворцы.
IV.Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.
Станем в круг!
Станем в круг!
Слева — друг
И справа друг.
Каблуками
Стук да стук!
Заплясал
Веселый круг.
V.Упражнения по развитию лексико-граммати ческой стороны речи. Игра «Назови семью» с опорой на картинки).
Папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок,
детеныши — львята.
Тигр, тигрица, тигренок, тигрята. Слон, слониха, слоненок, слонята. Верблюд, верблюдица, верблюжонок, верблюжата.
VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Дайте характеристику зву кам Т, Д. Почему звук Т—
глухой, а Д — звонкий?
У кого мы сегодня побывали в гостях? (У животных жарких стран).
VII.Домашнее задание.
К занятию 31 (альбом 2, с. 15—16).
Занятие 32. Звуки Ть — Дь
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей характеризовать звуки Ть, Дь с опорой на различные виды контроля;
— формировать словарь антонимов;
коррекционно-развивающие:
—развивать у детей фонематический слух и восприятие;
—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
—расширять и уточнять словарь;
—развивать звуковой анализ и синтез;
—учить дифференцировать звуки Ть, Дь в слогах, словах и предложениях;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей любовь и уважение к чле- нам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Семья», предметные картинки со звуками Ть, Дь, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем, зеркала.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки Т, Д.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Общее расслабление
Ночь пришла, Темноту привела. Задремал сынок, Запел сверчок. Вышла маменька, | Дети сидят на стульчиках в расслабленной позе. |
Закрыла ставеньку. Баю, бай, засыпай. | Изображают засыпающего ребенка. |
2. Развитие общей моторики. | |
Брату впору башмаки. Не малы, не велики. | Дети топают ногами. |
Мальчик с толком, с расстановкой, Занимается обновкой. | Ноги на ширине плеч. |
То погладит башмаки, | Наклон к правой ноге. |
То потянет за шнурки. | Наклон к левой ноге. |
Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! (3. Александрова) | Энергично шагают на месте. |
Развитие мелкой моторики. «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! | Поочередное сгибание пальцев, начиная с боль- шого. |
4. Массаж лица. Выполняется по массажным линиям. | |
Учила мама дочку умываться: — Надо, надо умываться | Поглаживающие движе- ния. |
По утрам и вечерам, | Растирающие движения. |
А детишкам неумытым | Пощипывающие движения. |
Стыд и срам! (К. Чуковский) | Поглаживающие движе- ния. |
Развитие мимических мышц.
Умылась дочка, посмотрела в зеркало и улыбнулась: какая красивая девочка! Но что это на щечках? Кляксы? Водичка, помогай! Вот теперь все в порядке! | Радость. Огорчение. Радость. |
6. Работа по развитию дыхания и голоса.
- «Вырасти большой». Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох через нос. Опускаясь
на всю ступню — руки вниз, выдох с произнесением «ух-х-х-х» (5 раз).
— Голосовые упражнения: работа по развитию силы голоса на согласныхзвуках. Произнесение:
«Т-Т-Т-Т-Т, Т-Т-Т-Т-Т».